Медиапространство как территория творческого роста

А. А. СПИРИНА,

советник директора

по воспитанию и взаимодействию

с детскими общественными объединениями

МБОУ «Школа № 154» Приокского района,

г. Нижний Новгород

 

Наши ученики, поколение Z и Альфа, — будущее России. Дети цифрового пространства на пороге обновления страны во всех сферах. Они открыты к изучению новых дисциплин, мобильны, легки на подъем — но при этом интернет-зависимы, поверхностны, потеряны в реальном мире. Ломающие стереотипы вызовы времени подсказывают новый формат взаимодействия.

Смена парадигмы философии воспитания — кислород образовательного пространства эффективной школы. Именно педагог-прогрессор способен максимально вовлечь в комфортную и творческую коммуникацию всех участников образовательного процесса. В современной динамически меняющейся среде это возможно только при активном использовании медиапространства социальных сетей как универсального средства общения.

Я убеждена, что школьное медиапространство должно стать «защитным экраном», отражающим экспансию антигуманности, потребительства и бездуховности, которой порой оглушают медийные средства коммуникации. При этом развитие медиакомпетентности формирует умение противостоять попыткам духовно-нравственной деформации личности, обучает различным формам творческого самовыражения в цифровой среде.

Наша школа активно участвует в национальном проекте «Образование»: она является участником регионального эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды. Также школа включена в работу по реализации федерального проекта «Апробация образовательной платформы "Сферум"».

Именно цифровые возможности платформы «Сферум» позволили во время нахождения на дистанционном обучении успешно провести традиционный школьный фестиваль национальных культур народов России «Единение» в новом для нас онлайн-формате. Видеоролики с выступлением на фестивале классы-участники размещали на платформе (выбор сети был сделан в том числе и из-за приватности доступа: видео видно только в профилях учеников и учителей), а само голосование проходило в открытой группе школы, что давало возможность родителям также участвовать в выборе победителей.

 

 

В процессе цифровой трансформации образования неуклонно возрастает роль школьных СМИ. Школьные медиацентры при условии участия педагогов, детей и их родителей в создании информационно насыщенных, значимых и полезных медиапродуктов, имеющих нравственную ценность, должны стать источником положительных эмоций и подарить живительную радость творчества. Онлайн-формат способен максимально вовлечь в комфортную и творческую коммуникацию всех участников образовательного процесса.

Мониторинг пользовательских предпочтений и технических характеристик различных социальных платформ показал наибольшую эффективность цифровой площадки социальной сети ВКонтакте. Эта платформа активно востребована не только у учеников, но и у их родителей, многие из которых относятся к поколению миллениалов и активно пользуются площадкой с момента ее создания. Кроме того, интерфейс данной социальной сети довольно дружелюбный, что позволяет привлекать к ведению школьного паблика не только педагогов, но и учеников. Важно отметить и возможность создания фотоальбомов, размещения в социальной сети тематических видео, опросов, статей.

В школе № 154 Приокского района г. Нижнего Новгорода уже шесть лет успешно работает школьная группа в социальной сети ВКонтакте: 154Evolution. Название группы символично: наше кредо — постоянное развитие, самосовершенствование и творческий рост. Редактированием группы занимается пресс-центр Совета старшеклассников «Авангард» под руководством советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Это мотивирует учеников активно и креативно включаться в движение школьной жизни.

Еженедельное размещение актуального материала, постоянное освещение важных школьных событий, конкурсы, опросы, голосования делают контент привлекательным для разных возрастных групп. Важной составляющей популярности группы является и доверительный тон общения с подписчиками. Здесь мы поддерживаем позитивный эмоциональный фон, создающий привлекательный имидж школы.

Важно не только решать плановые задачи, информируя об открытых уроках или городских онлайн-проектах. Иногда, казалось бы, спонтанные посты, фиксирующие яркие моменты внутренней жизни школы (например, необычный цветок на школьной клумбе) решают не менее актуальные задачи, выстраивая комфортную коммуникационную среду.

Вместе с тем использование цифровых технологий успешно помогает организации внеурочной деятельности. Именно онлайн-пространство позволило нам создать еще один востребованный виртуальный продукт — «Школа без границ-154». Этот проект, возникший во время дистанционного обучения, рассчитан в основном на учеников младшего и среднего звена, которым тогда было наиболее трудно адаптироваться к новым реалиям. В паблике постоянно проходят тематические дни, интерактивные конкурсы, викторины, фоточелленджи. Участники награждаются виртуальными призами, например, стикерами ВКонтакте. Наиболее активные пользователи по итогам четверти получают грамоты и дипломы. Мы рады, что после отмены дистанционных ограничений наш онлайн-проект остался востребованным среди всех участников образовательных отношений.

 

 

Пространство паблика — важная площадка для творческой реализации, где каждый (родитель, ученик, педагог) может предложить пост для наполнения контента. Так, успешно прошел онлайн-фестиваль семейного творчества «Щедрая осень». Ученикам, родителям, педагогам предлагалось принять участие в творческих конкурсах по номинациям «Листопад рифм», «На фоне осени снимается семейство», «Букет осеннего вдохновения». Таким образом, участники смогли проявить себя в роли поэтов, фотохудожников, флористов.

В рамках городского конкурса по внутреннему озеленению школ «Несущие радость» все участники образовательных отношений с удовольствием участвовали в онлайн-челлендже «Лето круглый год». Неожиданно мы узнали, сколько у нас в школе не только талантливых цветоводов, но и вдохновенных поэтов флористической красоты, готовых выложить фото любимого комнатного или садового растения и дать ценный совет по уходу. Привыкнув к творческой ауре всех проводимых в группе конкурсов, участники сами выбрали креативный стиль комментариев.

Еще один пример успешной практики использования медиапространства как территории для творческого роста — наш школьный медиафестиваль «Окно в поэзию», где ученики, выпускники, педагоги не только читают любимые стихи, но и выступают с презентацией своих литературных опытов, используя медиавизуализацию, а также демонстрируют видеоролики, сочетающие художественный изобразительный ряд и поэтический текст. Цель медиафестиваля — поддержка и расширение возможностей самореализации поэтически одаренных учащихся и педагогов и популяризация поэзии в контексте современных технологических средств.

 

 

Территория цифровой среды должна становиться территорией успеха для всех, для каждого. Готовый ответить на вызовы жизни; открытый к активному внедрению новых форм работы как инъекции против пассивности и шаблонного мышления; живой источник положительных эмоций, понятный и близкий подростку, но при этом впитавший живительные соки традиций — таким должен быть современный педагог. Инновации, внедряемые педагогом-прогрессором, становятся витаминами творческого роста для учащихся.

Что же для меня школьное медиапространство как новая философия воспитания? Если прибегнуть к визуализации, это территория новых смыслов, в центре которой в Год педагога и наставника должен стоять пьедестал для главной ценности — яркой личности педагога. Именно он задает траекторию успеха и творческого роста каждого ученика.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Марон, А. Е. Саморазвитие взрослого как ведущий критерий продуктивного образования / А. Е. Марон, Л. В. Резкина, М. В. Александрова. — Текст : электронный // Человек и образование. — 2017. — № 3 (52). — С. 97—100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samorazvitievzroslogo-kak-veduschiy-kr... (дата обращения: 15.03.2023).

2. Новопашина, В. Л. Система развития медиапространства педагогов, родителей и детей как важнейшее средство противостояния информационному насилию / В. Л. Новопашина. — Текст : непосредственный // Информационный вестник. От инновационного поиска к обновлению качества воспитания. — 2017. — № 18. — С. 15—21.

3. Челышева, И. В. Медиаобразовательный компонент в работе учителя школы и преподавателя вуза: возможности реализации / И. В. Челышева. — Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2016. — № 4 (21). — С. 15—20.

 

 

Практика школьного воспитания № 4, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм