Семейная игра «Папа+Я»
Т. П. ТРУТНЕВА,
муниципальный координатор
Всероссийского проекта «Навигаторы
детства» в Ленинском районе,
г. Нижний Новгород
Игра — великая сила, когда в ней вместе с детьми участвуют родители. И особенно папа.
В эти моменты происходит усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность.
Многие родители меняют родительские позиции в воспитании своих детей. В семье формируется новый тип отношений равноправия и партнерства, где функции «лидера» и «ведомого» разделены между родителем и ребенком. В процессе общения дети учатся конструктивно разговаривать с родителями, высказывать и отстаивать свою точку зрения. А родители, в свою очередь, признают право ребенка на выбор.
Учителя получают обратную связь от родителей и детей, расширяют взгляды на собственный педагогический опыт.
В октябре 2022 года, в преддверии Дня отца, у активистов Совета старшеклассников появилась идея — подготовить и провести игру по станциям в МАОУ «Школа № 94» для команд, где только два участника — ребенок (ученик/ученица начальной школы) и его папа. Так возникло и название игры «Папа+Я».
Цель: создать атмосферу общности интересов отцов и детей.
Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики: спортивный зал; маршрутные листы по количеству заявленных семейных команд; анкеты для каждой пары; печати-смайлики у организаторов для отметки в маршрутном листе; карточки со словами; карточки «Рыбалка»; бумага, фломастеры; оборудование для спортивных испытаний (маты, мяч баскетбольный — 1, мяч волейбольный — 2); машина (игрушка); благодарности командам за участие в игре; фотоаппарат для съемки финальной фотографии и фоторепортажа в процессе; ноутбук, колонки для звукового сопровождения; подбор музыкальных произведений для создания атмосферы в спортивном зале, где проходит игра.
Подготовительная работа с Советом старшеклассников
1. Подготовка заданий и формулировка названий этапов игры.
2. Оформление этапов (столы, названия из букв для ориентирования).
3. Создание полосы препятствий.
4. Разработка и печать маршрутных листов.
5. Отбор и инструктаж организаторов из числа старшеклассников.
План реализации воспитательной практики «Семейная игра «Папа+Я»
- Сбор Совета старшеклассников. Инициация игры с папами.
- Разработка сценария и заданий на станциях. Отбор организаторов.
- Подготовка оборудования. Распечатка маршрутных листов, карточек для заданий на станциях. Отбор спортивного инвентаря.
- Подготовка наградных материалов (печать благодарностей за участие), закупка призов (по возможности).
- Игра.
- Анализ проведенного мероприятия. Размещение постов и фотоальбома в госпаблике школы в ВК.
ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ
Команды собираются в холле первого этажа под песню «Вперед, Россия!» (автор О. Газманов).
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рады приветствовать вас в нашем образовательном учреждении. Приятно увидеть старых знакомых, а также новые лица — пап первоклассников!
16 октября в России отмечается День отца. В нашей стране День отца празднуют в третье воскресенье октября — соответствующий указ об этом подписал президент России в 2021 году.
Дети, скажите, какие ваши папы? (Дети перечисляют: сильные, смелые, ловкие и т. д.) Да, ваши папы именно такие. Они тоже раньше были маленькими детьми, но потом узнали один секрет и стали сильными, ловкими, храбрыми…
Хотите узнать этот секрет и стать такими же? (ответы детей)
Тогда вам нужно пройти испытания вместе с папами.
Мы начинаем игру, посвященную Дню отца. Надеюсь, что вы преодолеете все препятствия, которые ждут вас на пути к цели.
Проходите к столу регистрации команд и получайте маршрутный лист.
Старшеклассники выдают маршрутные листы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Прохождение станций командами
Полоса препятствий
Оборудование: маты, препятствия-барьеры, обручи, мячи.
На площадке представлена полоса препятствий, которую ребенок и отец должны проходить одновременно.
- проползти по двум матам
- приседания в обруче
- бросок мяча в цель (обруч держат организаторы-старшеклассники)
- отжимания от пола
Я тебя знаю
Оборудование: анкета для каждой команды «Я тебя знаю».
Папа с ребенком заполняют анкету друг о друге. Данная анкета позволяет узнать, насколько хорошо они знают друг друга. Первоклассникам помогают заполнять ответы организаторы-старшеклассники.
ПРО СЕБЯ |
ПРО РЕБЕНКА |
1. Какой любимый цвет? |
|
|
|
2. Какой цвет глаз? |
|
|
|
3. Когда День рождения? |
|
|
|
4. Какое отчество? |
|
|
|
5. Какая любимая еда? |
|
|
|
6. Какое любимое животное? |
|
|
|
7. Куда бы поехал(-а): на горнолыжный курорт или морской пляж? |
|
|
|
СуперПапа
Оборудование: баскетбольный мяч и баскетбольная корзина, отметка (на полу) места броска.
Папа должен забросить мяч в баскетбольное кольцо три раза. Ребенок ловит мяч и приносит отцу после каждой попытки.
Узнай мультфильм
Оборудование: фломастеры, бумага.
Ребенок рисует персонажа мультфильма, отец должен угадать название мультфильма по рисунку.
Объяснялки
Оборудование: карточки со словами РЕМЕНЬ, НЕРВЫ, КАБЛУКИ, РЕКЛАМА, ПРАЗДНИК, УДОЧКА, БРЮКИ, ЗДОРОВЬЕ, ЖАДИНА, ПОСУДА, ЛЮБОВЬ, РАБОТА.
На столе лежат перевернутые карточки с различными словами. Задача папы — взять карточку и объяснить ребенку написанное слово, не называя его и не используя однокоренные слова.
ПДД (Правила дорожного движения)
Оборудование: конусы, машинка с двумя веревками, разметка малярным скотчем.
Папа и ребенок встают по разные стороны от конусов, берут машинку за веревки. Их задача — довезти машинку от старта до финиша, не задев препятствия (конусы).
Рыбалка
Оборудование: карточки с нужными и ненужными предметами для рыбака в двух экземплярах для каждого члена команды.
С помощью специальных карточек папа и ребенок — каждый отдельно — должны собраться на рыбалку, чтобы получился образ «Идеальный рыбак».
ФИНИШ
Путешествие заканчивается, когда пройдены все испытания и за каждое из них в маршрутном листе получены отметки, то есть команды «Папа+Я» успешно прошли все семь станций.
На финише заполненный маршрутный лист обменивается на диплом и сладкий приз. После этого активисты школьного медиацентра приглашают каждую команду на фотосессию. Посмотреть фотографии, опубликованные в школьной группе в Вконтакте после проведения игры, можно в школьном альбоме по ссылке https://vk.com/wall-44084638_6053.
Проведенная игра подарила море эмоций взрослым и детям. Здесь был и спортивный азарт, и возможность проявить свои таланты.
Видео от участников игры «Папа+Я» (https://vk.com/video-44084638_456239487 и https://vk.com/video104200084_456239109) стало благодарным отзывом для активистов Совета старшеклассников, которые придумали, подготовили и провели игру совместно с советниками директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями МАОУ «Школа № 94», а также послужило стимулом для разработки новой игры «Мама+Я», посвященной Дню матери.
КРАТКИЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
«Семейная игра «Папа+Я»
Внутренние факторы
Сильные стороны
1. Работа со старшеклассниками, вовлечение, сплочение.
2. Вовлечение отцов в школьные мероприятия.
3. Создание позитивного отношения у родителей к учебному учреждению.
4. Создание ситуации игрового взаимодействия между членами семьи, налаживание отношений с отцом.
5. Фотоотчет = привлечение новых подписчиков госпаблика школы в ВК.
Слабые стороны
1. Заинтересованность отцов в участии, сложно мотивировать.
2. Недостаточное финансирование на формирование наградного фонда (в том числе закупку призов).
3. Сложность контроля со стороны работников школы за всеми этапами во время игры, так как организаторами на станциях работают старшеклассники.
Внешние факторы
Возможности
1. Привлечение отцов в активную школьную жизнь.
2. Создание родительского сообщества, готового работать на позитивный имидж образовательного учреждения.
3. Создание активного действующего Совета старшеклассников.
Риски
1. Нетрезвый родитель на территории школы.
2. Отрицательное отношение родителей к заданиям на станциях (негативное суждение, отказ от выполнения).
Практика школьного воспитания № 4, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: