«А жизнь продолжается!»
Н. Н. ФЕОКТИСТОВА,
советник директора по воспитанию
и взаимодействию с детскими общественными
объединениями МБОУ «Верякушская ООШ»,
с. Верякуши, Дивеевский округ
Толерантность — это необходимое в современном мире условие общения. От сочувствия каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества. Человек — это личность, индивидуальность, неповторимость. К каждому человеку нужно найти свой подход и быть терпимым в любой ситуации, какая бы не случилась в нашей жизни. Толерантность проявляется в уважении и правильном понимании других взглядов, культур, методов самовыражения и проявления индивидуальности. Она против социальной несправедливости, уступок чужим взглядам и убеждениям, жесткого навязывания своего мнения окружающим.
Понимают ли современные дети людей с ограниченными возможностями? Какие чувства испытывают, глядя на них?
В МБОУ «Верякушская ООШ» советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Н. Н. Феоктистовой был организован классный час «А жизнь продолжается!». Его целью стало формирование у подростков понимания важности освоения опыта сострадания и уважения к людям с ограниченными возможностями здоровья (инвалидам).
Были поставлены задачи:
1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность» и основными относящимися к нему категориями: терпимость, милосердие, сострадание, принятие, признание, способность к сопереживанию, уважение, прощение и др.
2. Показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми.
Классный час на эту тему рассчитан на учеников 7—8-х классов.
В процессе работы использовались игровые технологии, опрос, беседа, диалог.
Потребовалось материально-техническое обеспечение: классная комната, оснащенная проектором, интернет, ноутбук, бумага, ручки (по количеству участников), рукавицы, шарфы (платки), книги.
Чтобы погрузиться в тему классного часа, сначала провели игры, направленные на понимание детьми состояния, которое испытывает человек с ограниченными возможностями.
- «Перчатки-варежки» — подростки надевают на обе руки варежки-прихватки и пытаются перелистать страницы книги.
- «Закрой глаза» — ребятам завязывают глаза и просят пройти между тремя стульями.
- «Попробуй как я» — если ты — правша, возьми ручку или карандаш в левую руку (если левша, то в правую) и напиши насколько слов.
После этого участники выбирали из карты положительных и отрицательных качеств человека такие, которые присущи толерантным людям. При этом каждое качество обсуждалось ребятами.
Основным блоком классного часа стало знакомство с судьбами людей, которые в силу разных обстоятельств стали инвалидами.
По видеофильму и рассказам подростки узнали о жизни трехкратной чемпионки России, бронзового призера чемпионата мира, победительницы Кубка мира по бальным танцам на колясках Анны Горчаковой (http://neinvalid.ru/anna-gorchakova-tancy-i-lyubimyj-muzh/).
Следующая история была посвящена Елене Викторовне Мочкаевой. Она с детства прикована к инвалидному креслу, но смысл жизни нашла в поэзии и рисовании. Ребята посмотрели видеоролик с работами художницы (https://disk.yandex.ru/d/wqUMUQuQjSGfJg).
На классный час был приглашен бывший выпускник школы Максим Алексеевич Емельянов, который рассказал о своих достижениях в спорте (https://disk.yandex.ru/d/Q1HcK4yv0wauUg). По трагической случайности, будучи взрослым, он оказался в инвалидном кресле. Главная заслуга в приобщении к спорту принадлежит его родителям и тренеру. Сейчас Максим Алексеевич — мастер спорта России международного класса, многократный победитель и призер чемпионатов России по плаванию спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. В 2020 году участвовал в Паралимпийских играх в Токио, где занял пятое место.
Школьники пришли к выводу, что толерантность, а значит терпимость, милосердие, сострадание должны быть присущи каждому человеку. Кроме того, пример людей с ограниченными возможностями здоровья показал подросткам, что успеха можно достичь в любом случае благодаря упорству и желанию изменить свою жизнь.
В итоге на классном часе «А жизнь продолжается!» состоялся мониторинг индекса толерантности, который показал, что после проведения классного часа он повысился с 69 до 90—95 баллов. Несомненно, это говорит об эффективности занятия.
Подробное описание классного часа «А жизнь продолжается!» смотрите здесь
Практика школьного воспитания № 4, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: