Как на Руси праздновали Новый год...

Е. М. ЧУМАКОВА,

руководитель школьного музея,

советник директора по воспитанию

и взаимодействию с детскими общественными

объединениями МАОУ «Ждановская СШ»,

п. Ждановский, Кстовский муниципальный округ

 

 

В 2006 году в Ждановской средней школе открылся музейный уголок с несколькими экспонатами, а уже в 2007 году он получил статус школьного краеведческого музея (http://gdanovskii.ucoz.ru/index/shkolnyj_muzej/0-67 и в реестре музеев образовательных организаций — https://юныйтурист.рф/museum/1652772451702-shkolnyj-kraevedcheskij-muzej-maou-zhdanovskaya-ssh-kstovskij-rajon-p-zhdanovskij). Школьный музей Ждановской школы — это более 250 экспонатов, восемь разделов экспозиции.

- История родного края. Быт крестьян

- Минералы и горные породы Нижегородской области

- Школьная летопись

- Люди. События. Факты

- Техника вчерашнего дня

- Герои-кстовчане. Воины-земляки

- Летопись пионерского движения

- Нумизматика

В рамках работы музея проходят различные экскурсии, внеурочные мероприятия и классные часы для школьников и их родителей. Экскурсии проводят не только руководитель, но и сами школьники — активисты школьного музея.

Классный час в формате тематической экскурсии «Как на Руси праздновали Новый год, или История елочных игрушек!» — это одно из многих событий для учеников начальной школы, подготовленных руководителем музея вместе с активистами.

Цель: расширение представлений об истории и традициях празднования Нового года на Руси; знакомство с историей елочных игрушек; воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины; сплочение детского коллектива.

Оборудование: стол, елка, посуда, деревянные ложки, самовар, прялка, елочные игрушки, фонограммы песен, аппаратура для воспроизведения музыки.

Целевая аудитория: ученики 1—4-х классов.

Ход классного часа

Действие происходит возле экспозиции «Люди. События. Факты».

Экскурсовод 1: Здравствуйте, дорогие гости! Приветствуем всех в нашем школьном краеведческом музее. В канун Нового года мы пригласили вас не случайно, сегодня мы отправимся в далекое прошлое и узнаем, как украшали елочку наши предки.

Звучит музыка.

Экскурсовод 2: Мы начинаем свой рассказ,

И вот специально, лишь для вас,

Назад мы стрелки повернем

И время прошлое вернем.

Экскурсовод 1: Уйдем назад мы не на год,

А лет, так скажем, сто пятьдесят.

Узнаем мы, как и когда

В далекие те времена встречали люди Новый Год.

Выключается свет. Появляются два ученика в современной одежде. В руках у них смартфоны.

Ученик (Петя): Арина, а что случилось? У меня не ловит вай-фай.

Ученица (Арина): И у меня тоже! (осматриваются вокруг)

Экспозиция «Угол избы русской». Бабушка сидит за прялкой — прядет, дед лапти плетет, мама на стол накрывает, папа корзинки делает, внучка в куклы возле печи играет, внук колотушкой стучит.

 

 

Бабушка: Скоро Новый год! Дед, может, елку будем наряжать?

Дед: Ты, бабка, в окно не смотрела, что ли? Уже неделю снег идет, все дорожки в лесу засыпал.

Мама: Мама, смотри, сороки на снег садятся, значит, тепло скоро будет. [1]

Бабушка: Слышите? Будто стучит кто-то, и Полкан залаял. Иди, дед, посмотри, кого в такую погоду к нам занесло. (дед берет керосиновую лампу, идет открывать дверь, заходит из сеней с мальчиком и девочкой)

Дед: Смотри, нечистая принесла! В такую погоду добрый хозяин и собаку из дома не выпустит, а вы одни, без родителей. (внук и внучка смотрят на детей с интересом, что у них в руках)

Петя: Здравствуйте, только мы не знаем, что произошло! Представляете, сидим на уроке, потом ветер подул сильный-сильный, пыль поднялась, а потом… потом холодно стало. (вздрагивает от холода)

Арина: Мы не знаем, как все случилось... пыль рассеялась, а вокруг все незнакомо, собака лает, снег во дворе, вот мы к вам и постучались. А куда мы попали?

Мама: Проходите к печи да обогрейтесь, сейчас обедать будем. (Петя и Арина идут к печи греться)

Арина: (осматривается) А у нас печки нет, в каждой комнате батареи и обогреватели электрические.

Внук: Какие-какие? Электрические? (смеется) У нас нет такого, да и лампы керосиновые. Да, дедушка? А что у вас в руках?

Арина: Смартфон последней модели. Скоро айфон 14 выйдет.

Петя: Похоже, мы, Арина, в старину попали!

Внучка: Бабушка, а мы елку будем наряжать в этом году или нет?

Папа: Ладно, (смотрит в окно) вроде бы снег перестал сыпать, пойду — обещал дочке елку поставить. (уходит)

Бабушка: Конечно, внученька! А вы знаете, что раньше Новый год праздновали весной. Идите поближе ко мне, я расскажу. Считалось, что «после долгой зимней спячки весной рождается год. Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась 22 марта, в день весеннего солнцестояния. Символом рождения нового года было вишневое деревце — его ветки приносили 1 марта в каждый дом.

 

 

Дед: Мне моя бабушка рассказывала, как они в этот день жгли костры да прыгали. Кто через костер прыгнет — будет счастливым, здоровым и сильным целый год!

Бабушка: А потом Новый год стали отмечать в сентябре. Вся семья собиралась вместе за столом, устраивался пир. На столе обязательно должны быть овсяная каша, яйца, творог, мед, оленина или говядина. В честь праздника принято было украшать лентами березку — самое любимое на Руси дерево. А еще водили игры, хороводы. [2]

Звучит фонограмма русской народной песни «Во поле березка стояла».

Бабушка: Давайте я вас научу одной игре, называется она «Заплети косу».

На вершину высокого шеста привязывают шесть длинных лент. Соревнуются две команды — по три человека. Каждый участник берет в руку одну ленту, выпускать ее из руки нельзя. Задача команды — заплести из своих лент длинную красивую косу.

Герои играют в русскую народную игру «Заплети косу».

Дед: Ой, устал я! Посижу, отдохну.

Петя: Какая вишня, какая береза? Мы на Новый год елку наряжаем! Арин, скажи, как мы на утреннике хороводы вокруг елки водим.

Арина: (смотрит в смартфон) Гугл, когда стали наряжать елку на Новый год? (читает)

«С 1700 года запрещено было отмечать Новый год 1 сентября. Царь Петр издал указ отмечать Новый год с Рождества Христова. Россиянам было велено ставить у своих ворот украшения из ветвей елей и можжевельника. 1 января нужно поздравлять всех с праздником».

Внучка: А чем украшали елку?

Бабушка: Ой, внученька! Много лет самыми любимыми игрушками были съедобные фигурки из теста, которые заворачивали в цветную фольгу, золоченые орехи и яблочки. Потом игрушки стали делать из ткани, ваты, а стеклянные игрушки привозили из-за границы [3]. (обращается к деду) Ты бы сходил, в сенях коробка старая с игрушками лежит.

Дед идет за коробкой, возвращается и сдувает пыль с не¸. Все начинают выкладывать игрушки. Заходит папа с елкой. Все радуются, дети прыгают.

Папа: Ох, и зима лютая, столько снега намело, еле-еле елочку нашел. (устанавливает елку)

Внук: Ой, какие игрушки красивые!

Бабушка: Да, красивые. Еще для украшения елки стали делать блестящие серебристые звездочки и различные цветы из бумаги.

Петя: И мы наряжаем елку стеклянными шарами и яркой мишурой.

Арина: У нас в супермаркетах много елочных украшений. А вы знаете, как появились стеклянные елочные шары?

Внучка: Не знаем. Расскажи…

 

 

Арина: Есть одна легенда. В ней говорится о том, что в Германии один бедный стеклодув, у которого не нашлось к Рождеству настоящих орехов и яблок для украшения новогоднего дерева, сделал орехи и яблоки из стекла.

Внук: А мы очень бережем наши игрушки, они нам в наследство достались.

Мама: И мы тоже будем наряжать елку, а потом пить чай с пирогом.

Пока дети украшают елку, мама и бабушка накрывают на стол.

Бабушка: Вот молодцы какие!

Арина: А давайте водить хоровод, у меня на телефоне есть песня!

Звучит фонограмма песни «В лесу родилась елочка» (слова Р. Кудашевой, музыка Л. Бекмана). Дети водят хоровод вокруг елки.

Звучит завывание ветра-пурги, выключается свет, уходят герои трех поколений. Остаются Петя и Арина.

Петя: Арина, что это было? Мне приснилось, как мы елку наряжали в крестьянской избе?

Арина: И мне тоже! Пили чай из самовара, грелись возле русской печи. Нам одноклассники не поверят, да и мама с папой тоже! (уходят)

Экскурсовод 1: Сегодня в нашем школьном краеведческом музее представлена выставка старинных елочных игрушек, которые сохранились дома у некоторых ребят. Все эти игрушки имеют свою историю. Хоть они не такие яркие, как современные, но очень дороги для своих хозяев. Среди игрушек можно увидеть и шары, и маленьких зайчат, неуклюжих медвежат, фонарики и звезды. А многие игрушки сделаны своими руками!

Экскурсовод 2: Мы приглашаем вас в сказочную мастерскую, где активисты школьного музея и ДОО «Альтаир» приготовили для вас викторину и проведут мастер-класс «Символ года».

Все участники переходят в соседний кабинет. Старшие ребята проводят викторину и мастер-класс.

 

 

Рефлексия

Экскурсовод 1: Ребята, на столе лежат игрушки трех цветов. Назовите цвета.

Если вам было интересно, повесьте на елку красные шары.

Если вам всё было уже знакомо — возьмите желтые шары.

Кто-то хочет поделиться своими знаниями по теме — синие шары.

Молодцы! Мы все отлично поработали. У нас и синие шары есть на елке. Кто готов поделиться своими знаниями?

Я хочу вам и гостям пожелать, чтобы елочка в вашем доме была самой яркой, самой нарядной, настроение — самым праздничным, а Новый Год был самым веселым. Всех поздравляю с наступающим Новым годом! Давайте вместе споем песню про новогодние игрушки.

Звучит фонограмма песни «Новогодние игрушки, свечки и хлопушки» (слова А. Дементьева, музыка Арк. Хоралова).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Народные приметы декабря. — Текст : электронный. — URL: https://my-calend.ru/day-omens/december (дата обращения: 12.10.2022).

2. Мероприятие в школьном музее «Как встречали Новый год на Руси». — Текст : электронный. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/01/13/m... (дата обращения: 26.10.2022).

3. Сценарий новогоднего занятия в школьном музее для начальной школы : Новогодний праздник и ёлочная игрушка. — Текст : электронный. — URL: https://www.prodlenka.org/novogodnie-prazdniki/796-scenarij-novogodnego-... (дата обращения: 28.10.2022).

 

 

Практика школьного воспитания № 4, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм