Реализация регионоведческой составляющей патриотического воспитания в Нижегородской области

Б. Л. ГИНЗБУРГ,

канд. ист. наук, руководитель кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО

О. П. МОРОЗОВА,

старший преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО

Н. А. ПОЛЯШОВА,

начальник управления профессионального образования и воспитания министерства образования и науки Нижегородской области

 

Патриотический вектор российского суверенитета претерпевает качественные изменения. Наблюдается реновация просветительской деятельности и исторического образования подрастающего поколения. Укрепляются позиции истории, выступающей в качестве коллективной памяти, отражающей ценности общества. Одной из главных национальных целей страны провозглашена реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности. В борьбе России с вызовами современности Указ Президента России от 08 мая 2024 года № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001?ysclid=lx3i5cl...) закрепил принципы нормативных документов, созданных в области патриотического просвещения ранее, и утвердил новые фундаментальные положения. Еще с 2021 года реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/?ysclid=lx3i99p8jm4...) национального проекта «Образование», а 9 ноября 2022 года издан Указ Президента РФ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019?ysclid=lx...).

 

С 1 сентября 2025 года вступает в силу приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 19 марта 2024 года № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства Просвещения Российской Федерации, федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019?ysclid=lx...), где вводится учебный курс «История нашего края» и исключается предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и соответствующий учебный предмет, модульный курс «Введение в новейшую историю России», уточняются рабочие программы по учебному предмету «Обществознание» на уровнях основного общего и среднего общего образования.

Россия — великая страна с многовековой историей, государство-цивилизация, сплотившее народы на пространстве Евразии в единую культурно-историческую общность и внесшее огромный вклад в общемировое развитие. Основой цивилизации являются ценности, в контексте которых история отражает их воспроизводство. В новом аксиологическом подходе изучения истории применяется метод морали и актуализации, осуществляется взгляд на мир через призму России, и учащийся, погружаясь в историю, сможет почувствовать себя как в настоящем. Государственная политика в области исторического просвещения, «как совокупность действий, реализуемых субъектами государственной политики в области исторического просвещения, направленных на распространение в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний, поддержку и развитие системы научного исторического знания, формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к Родине» (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001?ysclid=lx3i5cl...), реализуется в Нижегородской области на основе различных составляющих, в том числе и регионоведческой.

Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года способствует не только развитию системы школьного образования как современного института социализации, формированию личности, но и созданию гибкой, сбалансированной экосистемы образования через развитие образовательных программ подготовки навыков и компетенций обучающихся, соответствующих современным требованиям, в том числе с уклоном в развитие коммуникативных навыков, проектного мышления, самообразования, а также цифровой, финансовой грамотности и другим приоритетным направлениям современных знаний [1]. Нижегородская область присоединилась к пилотным регионам по разработке и внедрению Регионального стандарта по сохранению культурного наследия. Принят Закон Нижегородской области от 15 декабря 2022 года № 196-З «О сохранении на территории Нижегородской области исторической памяти и об увековечении подвига советского народа» (с изменениями на 6 октября 2023 года) (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5200202212210002?ysclid=lx...).

Ведется работа над созданием новой программы патриотического воспитания. С целью развития ценностно-содержательной компоненты образования возникла необходимость представления единой системы реализации регионоведческой составляющей в образовательном пространстве Нижегородской области, обладающей богатыми научными, методическими и иными традициями в данном направлении.

Считается, что регионоведение — это комплексная, интегральная учебная дисциплина, изучающая закономерности и особенности процесса функционирования и развития регионального сообщества во всех сферах жизнедеятельности, а также место и роль региона в современной России. Важнейшим внутренним фактором эволюции которого являются особенности его исторического развития [2, с.7].

При этом краеведение как деятельность, направленная на познание и распространение знаний о прошлом и настоящем какого-либо края, выступает в качестве одной из составляющих. Регионоведение фокусируется в контексте требований Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» в ст. 2 п. 2, уточняя, что «воспитание — это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». Министр образования и науки Нижегородской области М. Ю. Пучков в рамках XXVI международной конференции «Ребенок в современном мире. Формирование исторического сознания» отмечал в своем выступлении, что даже в наш век Цифры смысл и онтологическую глубину описываемых явлений невозможно понять без обращения к истории [3].

В реализации федеральных основных образовательных программ НОО, ООО, СОО, утвержденных приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 года № 370, 371, 372 (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307140040?ysclid=lx3ii6q...), пристальное внимание уделяется не только личностным результатам освоения основной образовательной программы, но и индивидуальным особенностям обучающихся, учитывающим, в том числе, национальные, региональные и этнокультурные особенности. При этом возникает потребность в определении содержания, имеющего отношение к краеведческому компоненту образования, определение его функций, уточнение структуры содержания, а также планируемых результатов освоения ФООП в части регионального компонента содержания. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» предполагает разработку и принятие единого федерального историко-культурного стандарта и выработку на его основе региональных компонентов историко-культурного стандарта для каждого субъекта Российской Федерации, создание единой государственной линейки школьных учебников по истории родного края, историческое просвещение в студиях, кружках, музеях образовательных организаций, что уже нашло широкое распространение в нашем регионе. Определение целей преподавания регионоведения позволяет прогнозировать и оценивать его вклад в достижение планируемых образовательных результатов. Отмечено, что в каждой пятой образовательной организации нашей области преподается курс «История Нижегородского края». Во исполнение плана мероприятий, утвержденного приказом министерства образования и науки Нижегородской области от 12 января 2023 года № 316-01-63-53/23 «Об утверждении плана мероприятий по реализации регионоведческой составляющей содержания образования в образовательных организациях Нижегородской области», и методических рекомендаций по реализации регионоведческой составляющей содержания образования в общеобразовательных организациях Нижегородской области и методических рекомендаций «Преподавание истории родного (Нижегородского) края как самостоятельного курса в образовательных организациях Нижегородской области» (https://roo-tonkino.ucoz.ru/arhiv/metod_sluj/metodr/2024/metod.rekomenda...), разработанных ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», проводятся ежегодные мониторинговые исследования, показывающие актуальность и востребованность данного направления.

Регионоведение и краеведение — взаимодополняющие понятия. Современный этап развития краеведения связан с формированием региональной идентичности, мобилизацией исторической памяти на местном уровне и глокализацией локальной истории. Д. С. Лихачев подчеркивал, что краеведение не только наука, но и деятельность (https://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/kraev_1991.pdf?ysclid=lx...). Традиции, обряды, народное творчество требуют в известной степени своего воспроизведения, исполнения, повторения в жизни. Концепция глокализации (https://pish.ru/blog/archives/6873) заключается в рассмотрении процесса и результата противоположных тенденций — глобализации с ее унификацией и универсализацией жизни и локализации с ее интересом к местной специфике и своеобразию, уникальности и неповторимости традиций, историческим корням и современному состоянию локальных культур. Нижегородская область имеет глубокие краеведческие традиции, мощную сеть школьного краеведения, готовую к динамическому развитию.

В нашем регионе осуществляется ряд краеведческих проектов, освещаемых в СМИ; проводятся регулярные совместные совещания разных ведомств по патриотической направленности, семинары, конференции сотрудников информационных учреждений (библиотек, архивов, музеев и др.) с краеведами для рассмотрения вопросов состояния государственного и общественного краеведения, научно-организационных мероприятий с целью повышения теоретико-методологического и методического уровня краеведческой работы; функционируют школьные экскурсионные бюро. Педагоги региона делятся опытом на всероссийских мероприятиях. Субъекты государственной политики в области исторического просвещения — органы публичной власти, научные и образовательные организации, академические и университетские центры, учреждения культуры и искусства, культурно-просветительские организации, средства массовой информации, общественно-государственные и общественные объединения и организации, иные некоммерческие организации, деятельность которых направлена на распространение в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний, поддержку и развитие системы научного исторического знания, формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к Родине, реализуют межведомственные проекты, так как регионоведение основано на взаимодействии истории, туризма, культуры и образования. Агентство стратегических инициатив (АСИ) при поддержке Министерства просвещения России инициировало Всероссийскую программу образовательного и профориентационного туризма для детей и молодежи «Классная страна» (https://klassnayastrana.ru/?ysclid=lx3io9l05v27073275). Результатом проекта стали образовательные программы путешествий, сформированных по пяти тематическим направлениям: история и патриотизм, культура, экология, наука, спорт и здоровый образ жизни. Федеральный проект «Живые уроки», инициированный Министерством культуры России и Российским союзом туриндустрии, по распоряжению Правительства РФ от 20 сентября 2019 года № 2129-р о Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM...) ввел понятие «культурно-познавательный туризм» — путешествие с познавательными целями. Детский туризм, поездки, путешествия с семьей, организация педагогом туристских маршрутов выходного дня для учащихся и их родителей, где сочетаются туристские, игровые и экскурсионные виды деятельности, также реализуются в Нижегородской области, в том числе и традиционные мероприятия, акции, региональные проекты. Региональный военно-патриотический проект «Память в сердце, память на века» (https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=6763E68A-958C-43AA-9588-A48C13DD3055), «Сохраним историю вместе» — трех-четырехдневный слет для ста и более представителей школьных отрядов «Волонтеры Победы» Нижегородской области в возрасте от 13 до 19 лет, с тренингом специалистов в области архивного дела; исследовательские конкурсы «Отечество», «Моя семья в истории страны»; просветительский проект «Без срока давности», посвященный Всероссийскому Дню единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов; историко-краеведческий поход «Дорога Единства»: (https://rusmechta.ru/projects/dorogaedinstva/).

В настоящее время знания действительно становятся капиталом, и капитализация знаний является магистральным направлением процесса конвергенции экономики и образования в глобальном масштабе, утверждает проректор ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» Н. Ю. Бармин, а профессия учителя в эпоху глобализации побуждает овладевать компетенциями обучения с «привкусом» профессии. Регионоведение в данном процессе предоставляет уникальные возможности учета специфики региона. Нижегородская область является лидером инновационных программ в сфере промышленного бережливого туризма, образовательных экспедиций.

Нижегородчина, как и Россия за всю историю своего существования, всегда жила в условиях цивилизационного вызова и во все времена находила достойные ответы. Одним из таких испытаний стала Великая Отечественная война 1941—1945 г.г. Выгодное географическое положение, железнодорожные и водные магистрали, наличие сырьевых и трудовых ресурсов, научного потенциала, развитых электроэнергетики, металлургии, машиностроения и металлообработки, химии и других отраслей промышленности давали преимущества нижегородцам в реализации стратегических инициатив Родины. Этой теме был посвящен общегородской патриотический проект «Кузница Победы» (https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=44ef3d6b-1ad7-4bd3-94fe-c29efa663b45).

Город Горький (ныне Нижний Новгород) — город трудовой доблести, и в ХХI веке в условиях вызова информационного общества остался верен традициям, грамотно сочетая их с инновациями. Синергетика экономики и образования поддерживаются традиционными ценностями России. Образовательные экспедиции и промышленный туризм сопряжены с иммерсивными технологиями. Учиться, работать, управлять нужно грамотно, бережливо, современно. Триединые цели в Нижегородском регионе реализуются в различных образовательных проектах в образовании, промышленности, туризме. В нашей области запущен пилотный проект для молодежи «Города трудовой доблести. Кузница эффективных кадров», инициируемый Фондом развития производственных систем и промышленного туризма. Он позволит охватить большинство предприятий Российской Федерации и масштабировать опыт Госкорпорации «Росатом» по применению бережливых технологий и внедрению лучших практик производственной системы Росатома (https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=8ebf5bb9-438b-4a2f-aa91-0cc1351a56f5&ysclid=lx3iv0x3a837882187). Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Благодаря ему школьники, студенты и молодые специалисты смогли познакомиться друг с другом, научились применять в жизни бережливые технологии, пройти профориентацию в реальном секторе производства. Кроме привлечения кадров в промышленность, проект преследует и другие цели: патриотическое воспитание, популяризация исторической памяти, развитие навыков компетенций будущего. Последнее подразумевает, в частности, полноценное формирование бережливого мышления у молодежи. «Кузница эффективных кадров» запущена в областном центре, Арзамасе, Выксе, Кулебаках и Сарове, ставшая новой профориентационной моделью воспитания молодежи «Мы можем». Ученики 8—11-х классов общеобразовательных школ Нижнего Новгорода учатся бережливым технологиям и знакомятся с опытом поколения Победителей. Особой приметой времени стало обучение школьников по индивидуальному плану в рамках профориентации в инженерных и других по профилю нашего региона классах.

Выработка общих подходов к воспитанию, идеи созидательного труда, в том числе через знакомство с бережливой культурой производств, развитие коммуникационных каналов для консолидации лучших практик в целях сохранения исторической памяти о вкладе тружеников тыла в общую Победу и продвижение этого тренда в просветительской, образовательной, профориентационной работе воплотились в проекте «Уроки с путешествием».

В условиях трансформации развития информационного общества пристальное внимание уделяется духовному богатству малой родины. Кафедра истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО подготовила ряд разработок для осуществления деятельности в области регионоведения. Особенно хочется отметить великую роль учителя, выполняющего свою миссию в условиях непрерывного совершенствования государственной политики в сфере исторического просвещения, черпающего в неиссякаемом роднике духовных сокровищ регионоведческой составляющей фундаментальные элементы для личности детей, будущего России.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года № 889).

2. Регионоведение: Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и Р31 доп. / Отв. ред. профессор Ю. Г. Волков. — Ростов на Дону : Феникс, 2004. — 448 с. ISBN 5-222-04815-2

3. Воскресенский, А. А., Пучков, М. Ю. Нематериальные ценности и патриотизм в представлении современной российской молодежи (обзор работы круглого стола). Санкт-Петербург, 18 апреля 2019 г. — URL: https://terrahumana.ru/arhiv/19_04/19_04_21.pdf (дата о6ращения: 11.06.2024). — Tекст : электронный.

 

Практика школьного воспитания № 3, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм