Возможности дистанционного обучения в изучении региона

А. А. ПИРОГОВА,

педагог-организатор ГБУДО «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области», г. Нижний Новгород

М. С. ШАРАГИНА,

старший методист ГБУДО «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области», г. Нижний Новгород

Г. А. КАТКОВА,

педагог-организатор ГБУДО «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области», г. Нижний Новгород

 

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет право каждого человека на образование. Федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и детьми из труднодоступных территорий, оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности. Данные требования лежат в основе развития и дополнительного образования.

Одновременно в сфере дополнительного образования в настоящее время существует тенденция к изучению малой родины и патриотическому воспитанию. От государства и общества есть запрос о создании проектов и исследований, направленных на изучение прошлого, настоящего и будущего родного региона.

Наиболее эффективным способом обеспечения доступности дополнительного образования и исследования региона является дистанционная форма взаимодействия, позволяющая беспрепятственно объединить детей и педагогов из каждого района, и, соответственно, общими усилиями составить целостную картину родного края на основе изучения его истории, природы, культуры, археологического прошлого, административного и территориального устройства.

Такая практика активно используется в деятельности ГБУДО «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области» (https://educate52.nobl.ru/). С 2019 года в ЦРТДиЮ НО реализуется проект «Distant52», который направлен на обеспечение доступности программ художественной, технической, социально-гуманитарной и естественнонаучной направленностей для детей Нижегородской области, в том числе из сельской местности и ограниченными возможностями здоровья, в возрасте от 6 до 18 лет.

Организация нашей образовательной деятельности осуществляется в электронной информационно-образовательной среде — системе дистанционного обучения distant52, обеспечивающей освоение учебного материала в полном объеме независимо от местонахождения учащихся. Посредством этого большое развитие получило изучение региона в рамках социально-гуманитарной и естественнонаучной направленностей. Для детей разработаны курсы «Путешествие по родному краю», «Наследие земли Нижегородской», «Школьное лесничество».

В рамках дистанционных курсов наши воспитанники знакомятся с природными, культурными и историческими особенностями Нижегородского края, участвуют в мероприятиях по составлению экскурсионных маршрутов Нижегородской области, объединяющих природные, архитектурные и культурные памятники региона.

Ежегодно дети принимают участие в областных конкурсах творческих и исследовательских работ «Я познаю мир» и «Академия знаний». Школьники рассказывают о различных уголках нашего прекрасного края, представляя свои исследования малой родины и создавая презентационные материалы о ней. Многие работы детей затрагивают острую в настоящее время проблему — защита природы родного края, описывая, какие уникальные растения и животные окружают нас и как важно их беречь.

Так, обучающиеся программы «Школьное лесничество» участвуют в разработке виртуального экотура «Нижегородский край люби и знай» (https://vk.com/wall-216175972_310), создавая экологическую экскурсию по наиболее значимым и памятным природным объектам своего района. Каждая такая экскурсия имеет свое название и включает яркую и красочную презентацию по выбранному объекту.

Для всех участников этой программы организуется конференция, где дети рассказывают о природе своего района, демонстрируют презентации и видеоматериалы. Школьники проявляют неподдельный интерес к особенностям природы нашей области. Заключительным этапом является размещение на административной карте Нижегородской области презентации своей экологической экскурсии с активной гиперссылкой.

Карта размещена в группе «ВКонтакте» образовательного проекта «Distant52» ГБУДО ЦРТДиЮ НО и находится в открытом доступе. Все желающие могут получить информацию о многообразии природы нашей области. Работа над созданием экологического тура продолжится, и на карте появятся новые экскурсии. Творческая деятельность школьников при создании экологической экскурсии по природным объектам своей малой родины не только мотивирует на активные экологические инициативы, но и формирует экологическую культуру.

 

 

 

Например, по результатам изучения курса «Путешествие по родному краю» дети представили на конкурсе «Я познаю мир» буклеты с достопримечательностями своей малой родины (родного города, поселка, села или деревни). Конкурс был направлен на повышение интереса детей к истории Нижегородского края, воспитание уважительного отношения к историко-культурным, природным особенностям нашей области. Многим ребятам было интересно узнать о новых, неизвестных для них, местах Нижегородчины.

Для участников образовательного проекта «Distant52» был проведен летний мастер-класс «Путешествуем по родному краю», где они могли подготовить план собственной экскурсии, составить экскурсионный маршрут в «Яндекс.Карты», которым поделились с ребятами из других районов области.

Таким образом, в Центре развития творчества детей и юношества сложилась эффективная практика изучения региона посредством дистанционного обучения. С каждым годом дети из разных уголков нашей области своими работами создают общую картину Нижегородского края. Благодаря таким исследованиям они распространяют идеи изучения истории родного края, уважительного отношения к его историко-культурному и природному наследию, открывают новые туристические возможности нашего региона.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598.

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

3. Письмо ГБУДО «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области» от 29 сентября 2023 г. № 01-33/236 «О реализации образовательного проекта «Distant52».

4. Образовательный проект «Distant52» в группе «ВКонтакте». URL: https://vk.com/distant52_deti (дата обращения: 27.05.2024).

 

Практика школьного воспитания № 3, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм