«Социокультурное пространство города в аспекте регионоведения»: из опыта работы экспериментальной площадки Мининского университета

В. А. ИВАНОВА,

учитель русского языка

и литературы МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 85» Сормовского района,

г. Нижний Новгород

А. Л. ЛАТУХИНА,

канд. филол. наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии Нижегородского государственного педагогического университета

им. К. Минина,

г. Нижний Новгород

 

Современная модернизация образования, осуществляемая в стране, связана с проблемами создания единого пространства, в котором важной составляющей является преемственность между ступенями образования, основанная на взаимодействии вуза и школы. Экспериментальная площадка Мининского университета начала свою работу в МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 85» Сормовского района г. Нижнего Новгорода в октябре 2019 года и продолжает работать по настоящее время. Взаимодействие школы и вуза в рамках единой образовательной программы «Социокультурное пространство города в аспекте регионоведения», способствующей формированию ключевых компетенций обучающихся, позволяет обеспечить создание особой образовательной среды, направленной на развитие патриотического воспитания, познавательной, исследовательской деятельности, связанной с постижением региональных аспектов изучаемых дисциплин: литературы, русского языка, истории, географии, искусства. Кроме того, программа имеет практическую значимость, связанную с реализацией профориентационной направленности, — составляющей программы является знакомство с профессиями экскурсовода, архивариуса, краеведа.

Постижение городского пространства позволяет реализовать ключевые задачи, поставленные современным образовательным стандартом перед школой: формирование гражданской идентичности посредством приобщения к социокультурному пространству города, в котором проживают обучающиеся, социальная адаптация к окружающей среде через реализацию практико-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Актуальность исследования региональной тематики, городского социокультурного пространства в современном образовательном процессе определяется как научно-теоретическими, так и практическими факторами [1]. Взгляд на город с точки зрения пространственной парадигмы предоставляет возможность воспринимать многие его составляющие по-новому, выявлять ранее не обозначенные зависимости и взаимосвязи: связь между географическими данностями (физическими, материальными, вещественными) и социокультурными феноменами (воображаемыми, духовными, символическими) или нерасторжимое единство структуры городского пространства и территориальной идентичности городского общества. Интегративный подход в данном случае реализует один из принципов современного образования, который должен содействовать формированию метапредметных результатов обучения.

Изучение городского пространства происходит в двух аспектах: диахроническом и синхроническом. На материале архивов, художественных, публицистических текстов воссоздается социокультурное пространство города разных веков, в то время как исследования современного социокультурного пространства посредством изучения городской среды приводят к изучению наиболее значимых ментальных центров Нижнего Новгорода, среди которых наибольшую важность представляют учреждения культуры и искусства, центры народной культуры, музейные комплексы.

Цель экспериментальной площадки — сформировать у школьников целостное представление о городском пространстве Нижнего Новгорода как единстве исторических, культурных, духовных ценностей.

Механизмами реализации программы стала совместная научно-образовательная деятельность преподавателей НГПУ им. К. Минина и педагогов школы № 85 по включению регионального компонента в практику дополнительного школьного образования через организацию кружка «Нижегородский край в судьбе и творчестве русских и зарубежных писателей» для учащихся 8—10-х классов, осуществляемая в различных видах и формах (лекции, семинары, вебинары, научные работы в рамках НОУ), а также практическая деятельность учеников в виде научно-исследовательских работ и проектов экскурсионной направленности.

Для успешной реализации программы были проведены научно-методические семинары, посвященные актуальным проблемам регионоведения, тренинги и семинары по методике анализа социокультурного пространства города, созданию современных средств оценивания образовательных результатов, консультации по организации учебного процесса, мастер-классы по созданию проектов и выполнению научных исследований.

Педагоги школы принимали активное участие в научно-практических конференциях, организованных кафедрой русской и зарубежной филологии Мининского университета, с апробацией промежуточных результатов деятельности экспериментальной площадки (международная конференция «Нижегородский текст русской словесности», всероссийские конференции «Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин», «Русско-зарубежные литературные связи»).

В результате экспериментальной деятельности в школьную практику преподавания литературы были введены понятия «нижегородский текст», «художественное пространство города», «виртуальная экскурсия».

В процессе преподавания использовались следующие формы работы: лекция о жизни и творчестве писателей; анализ эпизодов художественных текстов; просмотр фрагментов экранизаций изучаемых произведений; работа с презентациями; беседа с учащимися по теме занятия; виртуальное посещение музеев, связанных с нижегородским краеведением, и просмотр театральных постановок по творчеству изучаемых писателей.

Успешность занятий подтверждается их результативностью: у детей, занимающихся в кружке, повысился не только интерес к изучению литературы, но и уровень успеваемости по этому предмету; школьники принимают активное участие в НОУ, конференциях молодых ученых, в олимпиадах и конкурсах в рамках темы исследования.

На занятиях был реализован интегративный подход: литературные произведения преобразовывались учащимися в виртуальные путешествия по Нижнему Новгороду. Технология использования виртуальной экскурсии на уроках, фрагментов художественных и мультипликационных фильмов дает возможность говорить об интегрированных занятиях: ребята могут лучше понять замысел произведения, представить историческую эпоху, описать художественное пространство города, обратить внимание на детали.

Логическим продолжением этой работы стало участие наших учеников в интернет-проекте — Всероссийской сетевой пушкинской регате школьных команд «Я в гости к Пушкину спешу», которая прошла в рамках Всероссийского образовательного просветительского фестиваля «Пушкинское слово в красках и звуках». Организатором этого образовательного события явилась общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование» (https://uchitel-slovesnik.ru/activities/vserossijskaya-pushkinskaya-rega...).

О масштабе проекта говорит тот факт, что участие в нем приняли более 100 команд из разных уголков России. Состязались команды в нескольких возрастных категориях: обучающиеся 5—7-х классов; обучающиеся 8—9-х классов; обучающиеся 10—11-х классов; обучающиеся СПО и вузов (до 18 лет). Чтобы начать выполнять задания проекта, участникам нужно было создать и зарегистрировать команду из пяти-шести человек, придумать название, «открыть» свою «кают-компанию», то есть оформить страничку команды — именно она стала своеобразным дневником совместной работы. Страницу команды создавали в социальной сети ВКонтакте (хештег#Пушкинская_регата_2024).

Мы с ребятами — учениками седьмого класса — выбрали название «Любители классики» и придумали девиз:

Мы классики любители

И Пушкина ценители,

Читаем, изучаем,

Играем, побеждаем!

Старт Всероссийской пушкинской регате был дан в апреле. Маршрут ее пролегал через пять городов (причалов): Москву, Тверь, Нижний Новгород, Казань, Симбирск (Ульяновск). С каждым из этих городов связан определенный период жизни А. С. Пушкина. И участники виртуального путешествия отправились по «гордым волжским берегам» вслед за пушкинской строкой и прошли заповедными тропинками по местам, воспетым великим поэтом.

График Пушкинской регаты был весьма напряженным: пять этапов — пять основных заданий и семь бонусных, выполняемых с помощью разных цифровых ресурсов (Calameo, RuTube, SUPA, Prezi, Еmaze, Telegram). На каждом этапе ребята выполняли увлекательные задания и отражали свою деятельность на странице команды «ВКонтакте».

На первом этапе после экскурсии по пушкинским местам Москвы было получено задание — рассказать об одном из предков поэта. Конечно же, нижегородская команда выбрала того, кто жил в нашем городе и участвовал в великих исторических событиях. Дворянин Гаврила Григорьевич Пушкин жил в период Смутного времени, был воеводой Нижнего Новгорода, участвовал в народном ополчении вместе с князем Пожарским и помогал взойти на престол первому царю из династии Романовых. Так причудливо сплелись нити истории нашего города и рода великого поэта. Своего предка Александр Сергеевич даже сделал одним из героев трагедии «Борис Годунов».

На каждой остановке были еще и бонусные задания, позволяющие набрать командам дополнительные баллы. На первом этапе наши ребята снимали короткие видео о пушкинских местах своего города. И самым сложным для нас было уложиться в заданный хронометраж! Ведь в нашем крае так много мест, связанных с Пушкиным. А про родовое имение Большое Болдино и вовсе можно рассказывать часами. Трудно найти в России место, более пропитанное «пушкинским духом», чем эта усадьба.

Путешествие продолжалось, и участники регаты оказались в Твери. Поэт часто приезжал в Тверскую губернию, и такая многолетняя привязанность Пушкина нашла отражение в его творчестве, биографии, письмах, дневниках. Команда «Любители классики» составила интерактивный экскурсионный маршрут по тверским местам, которые посещал Александр Сергеевич.

Всем участникам больше всего запомнилось бонусное задание этого этапа — кулинарный челлендж. Нужно было всей семьей приготовить блюдо, которое упоминал поэт в своих произведениях, письмах или записях. В итоге мы разработали роскошное меню. В нем были и постные грибные щи (поэт упоминает щи во многих описаниях различных застолий, да и в семье Пушкина их часто готовили на обед), и на выбор: гречневая каша, так любимая поэтом, и каша из полбы по старинному рецепту (именно такая упоминается в «Сказке о попе и о работнике его Балде»). На десерт — знаменитый яблочный пирог семьи Вульф, который очень полюбился поэту во время его ссылки в Михайловское, и розовые блины (как писала фрейлина Александра Смирнова-Россет в своих мемуарах, Пушкин их очень любил и у нее в гостях съедал таких блинов до 30 штук). Не забыли и брусничную воду, которая упоминается в романе «Евгений Онегин».

Следующая остановка была в нашем родном городе. Огромный пласт творчества Пушкина связан с Нижним Новгородом и селом Большое Болдино: все произведения, созданные поэтом на нашей земле, даже перечислить сложно. На этом этапе наша команда для исследования его творчества выбрала достаточно сложную тему «Эпиграфы, их источники и функции в повести А. С. Пушкина “Пиковая дама”» и успешно справилась с работой. Ее итог нужно было представить в виде буклета.

Творческое задание заключалось в создании акростиха. Это стихотворение, в первых буквах каждой строки которого зашифровано какое-то имя или слово. Конечно, этим шифром была фамилия Пушкин. Наша команда создала даже три акростиха. Вот один из них.

Принес он вместе с рифмой радость в этот мир.

Узнали люди его слова мощь и стиль.

Шальной, иной, таинственной стихией,

Как вспышка света пронеслась его звезда.

И сколько ни пройдет веков, в России

Не позабудут это имя никогда.

Бонусное задание третьего этапа: снять видео с художественной декламацией любого болдинского произведения (не более двух минут). Условие — участвуют все члены команды. Мы читали «Элегию», написанную во время первого приезда поэта в Болдино. Вот один из отзывов наших подписчиков: «Великолепная работа! Атмосфера, декорации, выбор произведения — все продумано до мелочей! Проникновенно, с душой!».

После творческого Нижнего Новгорода знатоки Пушкина двинулись вниз по Волге в Казань. Поэт посетил этот город в сентябре 1833 года. Казалось бы, хронология нескольких дней, которые Александр Сергеевич провел здесь, давно и скрупулезно изучена. Но, как это часто бывает, за фигурами гениев следуют мифы и легенды. И они оставляют в истории свой собственный след. Что ж, команда из Нижнего Новгорода не побоялась пройти по пушкинским местам старинного города и вглядеться в эти мнимые и настоящие «метки». Результатом стал путеводитель по Казани «Прогулки с Пушкиным и без».

Творческим заданием казанского этапа стало приглашение принять участие в конкурсе рисунков по произведениям А. С. Пушкина «Пушкинское слово в красках...». Каждый участник нижегородской команды представил свою иллюстрацию любимого произведения.

Завершающей точкой путешествия по великой русской реке стал Ульяновск. Во времена поэта он носил имя Симбирск. Пушкин прожил в нем почти пять суток, но восстановить последовательность событий его пребывания здесь можно лишь в общих чертах. Тем интереснее было ребятам исследовать этот период в жизни поэта. Команде «Любители классики» удалось создать бортовой журнал этого путешествия «Симбирские встречи», в котором отразилась хроника присутствия Пушкина в городе.

Особой гордостью наших ребят стало последнее бонусное задание. Нужно было взять интервью на тему: «Чем нам дорог Александр Сергеевич Пушкин?». Мы осмелились обратиться со своими вопросами к ведущим нижегородским филологам и были рады получить их согласие. На вопросы «Любителей классики» ответили преподаватели кафедры русской литературы Института филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского А. В. Коровашко, Е. Е. Прощин, Е. В. Болнова.

30 апреля участники Пушкинской регаты 2024 достигли финиша в долгом и увлекательном путешествии. А 13 мая на пленарном совещании были подведены итоги. Команды со всей страны в дистанционном формате обменялись мнениями, поделились своими впечатлениями и поблагодарили организаторов за чудесное событие.

А мы с ребятами сочинили об этом веселую песню и спели ее в финале видеоконференции.

Действительно, благодаря Пушкинской регате ее участники открыли для себя новые страницы произведений Александра Пушкина, ощутили атмосферу пушкинского времени, изучили интересные факты из жизни великого поэта. Вне всякого сомнения, предложенный организаторами методически уникальный квест помог детям погрузиться в историю, в удивительный мир пушкинского слова и обогатиться новыми знаниями.

И самое главное! Наша команда «Любители классики» стала победителем Всероссийской сетевой пушкинской регаты «Я в гости к Пушкину спешу» в своей возрастной категории! (https://regata.uchitel-slovesnik.ru/finish/)

Участие и победа в этом конкурсе стали подтверждением значимости и эффективности деятельности экспериментальной площадки по освоению социокультурного пространства города.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Штец, А. А. Региональный компонент в современном российском образовании / А. А. Штец // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 67-2. — С. 291—295.

 

 

Практика школьного воспитания № 3, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм