Память о подвигах предков — основа нравственного воспитания
Е. М. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ, канд. ист. наук, учитель истории МАОУ «Школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов», председатель РМО учителей истории Советского района, г. Нижний Новгород |
М. М. МИХАЙЛОВ, учитель истории МАОУ «Школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов», руководитель творческой группы по историческому краеведению Советского района, г. Нижний Новгород |
Осмысление истории Великой Отечественной войны и трудового героизма, который был проявлен горьковчанами, становится приоритетным направлением в воспитании подрастающего поколения. Это обусловлено еще и тем, что в 2020 году Нижнему Новгороду было присвоено почетное звание «Город трудовой доблести».
На базе школы № 44 Советского района с 2015 года действует школьный музей «Военно-морская слава нижегородцев» (http://www.44school.ru/?page_id=1201) и активно участвует в Ассоциации детских морских объединений г. Нижнего Новгорода (АДМОНН) (http://school.nironn.ru/node/354). Актив музея составляет отряд «Наследники Победы под Андреевским флагом». Ресурсы музея позволяют не только успешно осуществлять патриотическое воспитание школьников, но также участвовать в разнообразных проектах.
В сентябре 2022 года был дан старт городскому проекту «Кузница Победы. Город Горький в 1941—1945 гг.» (https://ннов.гранты.рф/public/application/item?id=b920db08-7eb8-4ad8-8726-354b576793f1).
Отправным пунктом в работе над этим проектом стала географическая локация МАОУ «Школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов», расположенной в Советском районе Нижнего Новгорода. В этом же районе находится крупный научный центр нашего города — Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. Вклад ученых г. Горького в копилку Победы трудно переоценить. Ученые работали в самых разнообразных областях, их технологии и наработки стали основой для того, что мы теперь называем «бережливые технологии».
Речь идет о научной, конструкторской, технологической, изобретательской мысли и труднейших проблемах, которые приходилось решать в жесточайшие сроки военного времени и добиваться невероятных, подчас фантастических результатов. Это был фронт творческой мысли, где тоже шли бои, напряженнейшие сражения. Ведь нужно было превзойти техническую мысль врага, создать лучшую технику и вооружение, обеспечить многократное повышение производительности труда, стремительное наращивание производства [1].
В рамках участия в проекте «Кузница Победы. Город Горький в 1941—1945 гг.» у учителей школы возникла идея организации и проведения общешкольной декады патриотического воспитания «Вклад ученых г. Горького в копилку Победы в Великой Отечественной войне» (http://www.44school.ru/). Был разработан поэтапный маршрут, где предполагалось:
- посетить музей ННГУ им. Н. И. Лобачевского; ГКУ Центральный архив Нижегородской области; Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (ГОПАНО);
- совершить экскурсии к объектам, где установлены мемориальные доски известным ученым-нижегородцам, а также места, никак не увековеченные, но в которых известные ученые также трудились в годы войны.
В процессе работы над своими индивидуальными проектами учащиеся побывали там, где установлены мемориальные доски ученым-горьковчанам, сделали фотоотчеты. Дополнив их информацией, почерпнутой при посещении архивов, ребята смогли оформить несколько информационных стендов, которые разместили в школьных кабинетах.
Члены отряда «Наследники Победы под Андреевским флагом» посетили лекцию-демонстрацию на тему «Вклад ученых г. Горького в копилку Победы» в ГОПАНО (https://opno52.ru/tpost/1nv4s27ms1-fotovistavka-nizhegorodskaya-doblest). Лекцию провел начальник отдела публикации и использования документов Р. Л. Кодочигов. Школьники с большим интересом узнали о деятельности Р. Е. Алексеева, Ю. Б. Харитона, В. Г. Грабина. Также ребята познакомились с письмами М. Т. Греховой в Совнарком о создании в нашем городе первого в стране радиофизического факультета. Дети не просто узнали новую информацию, но и получили творческое задание в виде проекта «Как увековечена память ученых, внесших вклад в Победу, в нашем городе?». Девятиклассник Ярослав Суворов во время экскурсии в школьном музее обратил внимание на документ, который подтверждал, что горьковские ученые сохранили Горьковский исследовательский физико-технический институт в годы войны, который стал научной кузницей Победы в нашем городе. Научные кадры университета оказали неоценимую помощь заводским КБ в решении оборонных задач. Обратившись к исторической литературе и документам, школьник выяснил, что в сохранении ГИФТИ активное участие принимала М. Т. Грехова [4].
Ученица 9В класса Юля Большакова пришла к выводу, что имена некоторых ученых, внесших вклад в копилку Победы, в нашем городе не увековечены [3]. Это Сергей Сергеевич Станков (биология), Александр Дмитриевич Пет-ров (химия), Израиль Миронович Коренман (физическая химия), Иван Романович Брайцев (математика), Моисей Борисович Нейман (химия). И за редким исключением нигде не обозначены памятными знаками места, где в годы Великой Отечественной находились научные центры. Мы в процессе работы нашли эту информацию, которая будет размещена в дальнейшем на информационной карте в сети интернет.
Одноклассница Юли — Анна Гуськова разработала интеллектуальную викторину для учащихся шестых — восьмых классов о вкладе горьковских ученых в копилку Победы.
Работа над городским проектом позволила создать одну из основ для нравственного воспитания школьников. А собранная информация будет использована на уроках истории, исторического краеведения и во внеурочной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вдовин, М. Н. Всё для Победы! : очерки истории оборонной промышленности Горьковской области, 1930-1945 гг. / М. Н. Вдовин, А. М. Горева. — Нижний Новгород : Кварц, 2010. – 302, [1] с.: ил., портр., табл. ISBN 978-5-903581-35-1
2. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.), «Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне: проблемы и решения». 16 апреля 2015. Текст : в 2 ч. / Правительство Нижегородской обл., Комитет по делам архивов Нижегородской обл., Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Гос. общественно-политический архив Нижегородской обл. Ч. 1 [М. А. Марченко, Г. В. Серебрянская]. – Нижний Новгород : ПромоЛинк. 2016. – 248 с. ISBN 978-5-9906095-6-3
3. Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. [Б. С. Извеков, А. В. Кессель]. — Нижний Новгород : РИ Бегемот, 2013. – 384 с.
4. Любимов, Д. В. Оборонные разработки Горьковского государственного университета в годы Великой Отечественной войны // Нижегородский музей. – 2014. – № 27. — С. 268
Практика школьного воспитания № 3, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: