Размышляя о литературном конкурсе «Класс!», участниках и наставниках...
М. Ю. БОРЩЕВСКАЯ,
канд. пед. наук, доцент кафедры
гуманитарного образования ГБОУ ДПО НИРО,
региональный куратор Всероссийского
литературного конкурса «Класс!»,
г. Нижний Новгород
Закончился уже шестой сезон Всероссийского литературного конкурса «Класс!» (https://konkurs-klass.ru/), в котором учащиеся Нижегородского региона неизменно принимают участие. Сама жизнеспособность конкурса (кстати, вовсе не обязывающего к участию все школы и районы города и области) говорит о его востребованности и неизменном к нему интересе со стороны творческих ребят. Не так уж много у нас конкурсов, где школьники могут проявить свои таланты и где (честно признаемся!) главное — не раскрытие темы и иллюстрирование ее жизненными, литературными или научными аргументами, а проявление индивидуальности, чувства слова, литературного вкуса, оригинальности мышления, умения наблюдать жизнь и задавать ей вопросы...
В Положении о конкурсе сказано, что он «учрежден с целью поиска и поощрения юных авторов, способных создавать литературно-художественные произведения высокого качества, а впоследствии — внести существенный вклад в развитие российской и мировой художественной литературы». Вот так! Не больше и не меньше. Конкурс проводится при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства просвещения РФ, региональных органов управления культурой и образованием.
Конкурс «Класс!» так устроен, что ежегодно каждый член федерального жюри (а входят в него известные писатели и журналисты) предлагает от себя какую-либо тему. Еще одну тему предлагает абсолютный победитель конкурса прошедшего года. Получается всего семь тем, предполагающих рассказы разных стилей и жанров. Авторы должны, выбрав одно из направлений, написать рассказ, самостоятельно его озаглавить и представить на конкурс текст, который оценивается по критериям, указанным в Положении: язык и культура речи, увлекательность сюжета, оригинальность. Учитывается также личное мнение эксперта как высококвалифицированного читателя. В прошедшем шестом сезоне были заявлены очень интересные темы.
- «Если бы не...» (от писателя и журналиста Анны Матвеевой)
- «Старая ива» (от писателя Вадима Панова)
- «Лучше ничего не говори» (от писателя и поэта Ольги Лишиной)
- «Свет в конце коридора» (от поэта, прозаика и эссеиста Дмитрия Воденникова)
- «С первого взгляда» (от писателя и блогера Яны Вагнер)
- «Что у меня может быть общего с этими людьми...» (от писателя Нины Дашевской)
- «За секунду до счастья» (от Анастасии Килейниковой, финалиста пятого сезона конкурса)
По результатам работы экспертного комитета определены три победителя-финалиста регионального этапа, чьи рассказы направлены в Москву, на федеральный этап конкурса «Класс!».
Это рассказ «Шанс» (на тему «Старая ива») Александры Зузлевой из школы № 35 г. Нижнего Новгорода. Ее текст выстроен динамично, с мастерски выписанными диалогами, выявляющими особенности характеров и настроений героев, за которыми интересно наблюдать. Рассказ написан с юмором и тонкой иронией. Он повествует о юной художнице, не верящей в свой талант. Зато у нее есть настоящий друг. Картина, которую героиня готовит к выставке, кажется, совсем не удалась, она почти погибла... И вдруг неожиданный финал рассказа: «Слава повернул ко мне экран телефона. В статье, которую он показывал, известный критик, похвально отзываясь о представленных в новой галерее «Фортуна» работах, особенно отметил картину «Старая ива» начинающего питерского художника за «очаровательную лёгкость и небрежность кисти».
Я поперхнулась чаем».
Рассказ «Любовь к искусству» на тему «С первого взгляда» Алены Беляевой, ученицы гимназии № 38 г. Дзержинска, касается сложной темы начала творческого пути известного поэта и его «скорбной музы». И за фактами жизни и условно-литературными именами угадываются истинные имена Иосифа Бродского и Анны Ахматовой. Рассказ отличает метафоричность языка, наполненность литературными аллюзиями, создающими второй, неявный смысл текста, доступный лишь просвещенному читателю. Такую прозу критики обычно именуют интеллектуальной. Познакомим читателей с небольшим фрагментом.
«Они встретились почти что случайно, лишь благодаря одному драгоценному другу, с которым его связало, помимо всего прочего, нисколько не обидное клеймо: их всех называли её сиротами. Он был совершенно согласен с таким определением дружеского кружка: подобно бродягам, они приходили к ней не за советом, но в поисках укрытия, в поисках собственного голоса, в поисках самих себя.
Приходили к ней, и время замирало, подобно шахматному полю от механического щелчка к щелчку».
Совершенно иная, исповедальная интонация отличает другого автора. Елизавета Копылова из нижегородской гимназии № 25 им. А. С. Пушкина начинает свой рассказ «Весна» на тему «За секунду до счастья» очень просто: «Пускай это не будет история, покорившая миллионы людей и ставшая достоянием мировой литературы, но она будет написана для тех сердец, которые сомневаются в своем счастье. В счастье под названием Жизнь».
Рассказ подкупает искренностью, эмоциональностью юной писательницы, отважившейся описать опыт девочки, борющейся со смертельной болезнью и постепенно взрослеющей в своем понимании жизни и счастья. Рассказ заканчивается так называемым открытым финалом, но оставляет светлые чувства и уверенность в благополучном исходе.
Рассказы этих юных авторов, победителей регионального этапа, опубликованы на официальном сайте конкурса «Класс!».
И вот уже в Москве на книжном фестивале «Красная площадь» стали известны финалисты VI Всероссийского литературного конкурса «Класс!», а среди них — Александра Зузлева и Елизавета Копылова (https://godliteratury.ru/articles/2024/06/07/vi-vserossijskij-literaturn...). Поздравляем наших школьниц и гордимся их успехом! Осенью все финалисты встретятся в Москве, чтобы познакомиться, принять участие в творческих мастерских с членами жюри и узнать имена шести победителей на церемонии награждения, которая пройдет в рамках Московской международной книжной ярмарки.
И все же надо сказать, что среди работ, представленных на региональный этап, встречаются тексты, не соответствующие требованиям, указанным в Положении о конкурсе: с обилием ошибок разного характера, а также написанные в жанре эссе, а не в жанре рассказа. Учителям-наставникам следует учесть это и взять на себя ответственность за соблюдение требований Положения конкурса. Безусловно, бо́льшее количество участников обладает творческим потенциалом. Однако экспертным комитетом выявлены следующие распространенные недостатки конкурсных рассказов:
1. неумение выстроить динамичный, интересный сюжет без длиннот, повторов, лишних деталей и элементов;
2. неспособность найти собственную, авторскую интонацию, ритм прозы;
3. недостаточное владение языковыми средствами (неточности в использовании лексических и стилистических возможностей языка), что может быть связано с ограниченной начитанностью и не вполне сформированным литературным вкусом;
4. к сожалению, встречаются работы с ошибками всех видов (орфографическими, пунктуационными, грамматическими, речевыми!).
Следует сделать вывод о необходимости уделять более пристальное внимание детям с творческими литературными способностями, а учителям-наставникам — активнее привлекать ребят к чтению, знакомить их с прозой классиков и современников, проводить специальные групповые и индивидуальные занятия и, конечно, проверить грамотность текста своего ученика, чтобы не выглядел он словно непричесанный и неумытый сирота. Это, считаем, дело чести каждого педагога-наставника!
Самое сложное — найти тему и разработать сюжет. А для этого есть один-единственный универсальный совет — копить опыт: внимательнее вглядываться в жизнь, много читать, думать, экспериментировать. С большим сочувствием члены экспертного совета конкурса относятся к тем ребятам-авторам, которые уже видят разнообразные возможности языка: описывают предметы и явления с обилием тропов (средств речевой выразительности), уточнением множества деталей, но за этим забывают о читателе, теряющем нить сюжета и интерес к повествованию. Это вовсе не означает, что пейзажные, лирические, психологические зарисовки не уместны в художественной прозе. Однако надо помнить о жанре — коротком рассказе и диктуемых этим жанром особенностях.
И пишущим ребятам, и их наставникам предлагаем несколько методических рекомендаций. Они пригодятся не только будущим участникам литературного конкурса «Класс!», мечтающим стать писателем, но всем, кто увлечен литературой и хочет научиться быть глубоким, думающим читателем.
Чтение должно быть не спонтанным, случайным и без разбора, а системным, развивающим, воспитывающим вкус и умение отличать истинное искусство от подделки. Желательно обратиться к мастерам малой прозы. У А. П.Чехова и О. Генри мы найдем широкий диапазон жанра рассказа: от юморески до лирико-драматической новеллы и даже динамичного приключенческого сюжета. Ценителям фантастики можно посоветовать произведения Р. Брэдбери, С. Лукьяненко, где в центре внимания писателя — не описание технических достижений человека, а сам человек в гипотетических обстоятельствах будущего. Юным читателям посоветуем прочитать фантастический рассказ петербургского писателя М. Гелприна «Свеча горела...» — о преображении человеческой души под воздействием искусства слова.
Конечно, будущим участникам конкурса «Класс!» нелишне будет познакомиться с произведениями молодых писателей — членов жюри федерального этапа конкурса и авторов предлагаемых конкурсных тем. Учиться у тех, кто старше, кто профессиональнее, никогда не зазорно, поэтому можно практиковать упражнения стилистического толка. Например, придумать привлекательное название рассказа или смоделировать начало предполагаемого произведения или написать диалог в стиле... кого-либо из писателей. Такие упражнения на овладение инструментарием опытного автора помогают быстрее пройти этап ученичества и способствуют обретению собственного стиля и голоса. Не гарантируют это обретение, но помогают ему!
Читая хорошую, настоящую литературу, мы формируем и воспитываем свой вкус, учимся видеть приемы, мастерство писателя, и это усиливает эстетическое наслаждение, которое призвано давать истинное произведение искусства. Не только школьные уроки литературы, но и групповые, индивидуальные с помощью наставника, даже самостоятельные целенаправленные занятия могут в этом помочь. Приведем в качестве примера несколько вопросов и заданий по наблюдению за текстом рассказа «Наушники» Нины Дашевской (член жюри конкурса и автор одной из тем).
- Как писатель «включает» и удерживает внимание читателя, постоянно усиливая его интерес к описываемым событиям?
- Какими лаконичными средствами создается внешний и психологический портрет героев?
- Покажите на примерах, которые вам особенно понравились, своеобразие восприятия и языка подростка-повествователя.
- Над какими жизненно важными вопросами заставляет задуматься рассказ? Почему эти вопросы не сформулированы словесно? Как к ним подводит писатель?
- Какой эпизод в рассказе можно назвать ложной кульминацией? Почему?
- Как организуется финал рассказа? Можно ли его одновременно рассматривать как истинную кульминацию сюжета?
Особое внимание школьников необходимо обратить на этап редактирования первоначального варианта текста: посмотреть на него критическим взглядом, вспомнить, что избавление сюжета от необязательных деталей и лишних подробностей делает его живее и увлекательнее. Важно не забыть не только о лексической правке, но и о пунктуационной. Она способна выявить важные смыслы прозы. Вспомним случай, описанный К. Г. Паустовским в книге «Золотая роза» о времени его работы в газете «Моряк», когда пунктуационная правка текста опытным корректором изменила рассказ до неузнаваемости: «Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова».
А еще — быть может, это самое главное — не забыть «замесить» текст на чистейшей искренности и «приправить» настоящей магией. И всё получится!
А пока мы с нетерпением ждем новых тем очередного сезона Всероссийского конкурса «Класс!», талантливых рассказов ребят, чтобы вместе с их наставниками радоваться и верить в силу русской литературы.
Практика школьного воспитания № 3, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: