Под знаком Пушкина в творчестве и педагогике

Г. А. САВКИНА,

директор МБУДО «Школа искусств и ремесел им. А. С. Пушкина “Изограф”», г. Нижний Новгород

С. С. АКИМОВ,

кандидат искусствоведения, педагог дополнительного образования МБУДО «Школа искусств и ремесел им. А. С. Пушкина “Изограф”», г. Нижний Новгород

 

Школа искусств и ремесел им. А. С. Пушкина «Изограф» в Нижнем Новгороде — это подлинное содружество педагогики и творчества. Ее история насчитывает свыше 30 лет, за которые был пройден путь от небольшой частной школы до динамично развивающегося центра художественно-эстетического воспитания, занимающего важное место в городской системе дополнительного образования. Сейчас в коллективе «Изографа» трудятся как известные в регионе мастера изобразительного и декоративно-прикладного искусства, так и молодые художники и педагоги. В числе наших учеников — не только дети (от дошкольников до старшеклассников), но и взрослые. Отвечая на актуальные общественные запросы, постоянно расширяя спектр образовательных программ, коллектив школы не забывает и об опыте прошлого. Одну из своих важнейших задач мы видим в поддержании и популяризации нижегородских культурных традиций.

«Изограф» был создан в 1991 году Заслуженным художником РФ Дмитрием Дмитриевичем Арсениным.14 сентября 1992 года школа, разместившаяся в старинном двухэтажном особняке на пл. Сенной, открыла свои двери для учеников. Сам Арсенин вел занятия по акварели и рисунку, его супруга Лидия Николаевна Воскресенская, также член Союза художников России, — по иконописи и росписи по дереву. Действовали мастерские керамики и обработки бересты. В 1997-м школа получила статус муниципального учреждения.

Д. Д. Арсенин оставил заметный след в истории нижегородского искусства [1]. Выпускник Горьковского художественного училища и института им. И. Е. Репина в Ленинграде, он работал как живописец, график, художник книг, монументалист. В его графическом творчестве особое место принадлежит многочисленным рисункам на пушкинскую тему. Произведения художника хранятся в музеях Нижнего Новгорода и области. Школа «Изограф» также располагает интересной коллекцией рисунков Арсенина.

После смерти Дмитрия Дмитриевича школой руководила Л. Н. Воскресенская, затем ее сменил Николай Анатольевич Кузовников, возглавивший школу после многих лет преподавательской работы в военном вузе.

Мы до сих пор поддерживаем многие из традиций, заложенных Д. Д. Арсениным. По-прежнему основной образовательной программой, реализуемой в «Изографе», остается программа «Акварель, рисунок, композиция», как назвал ее Арсенин. Она рассчитана на четыре года и дает базовые академические знания и навыки, без которых не возможно дальнейшее художественное образование. Дмитрий Дмитриевич увлекался древнерусской и народной культурой, большое внимание уделял возрождению православного искусства. До недавнего времени в школе существовала программа «Древнерусская живопись (иконопись)», разработанная реставратором темперной живописи В. И. Плюсниной. Постоянно расширяется и совершенствуется блок программ по художественным ремеслам.

На современном этапе в деятельности школы сохранение лучших традиций сочетается с динамичным развитием. В 2017 году были внедрены сразу две новые программы по декоративно-прикладному творчеству: традиционные для Нижегородской области виды росписи по дереву (педагог — член Союза художников России Т. Г. Корьева) и керамика (преподавать по этой программе начинала член СХ России Г. Л. Ядринцева, сейчас ее дело продолжают молодые коллеги А. М. Кузьмишина и Л. А. Тихомирова, выпускницы НГПУ им. К. Минина). Важным нововведением стала разработка дизайнером и художником С. И. Квачом комплексной программы «Развитие традиций», в которой объединено обучение академическому искусству и художественным ремеслам: ребята осваивают рисунок, живопись и станковую композицию, роспись по дереву, керамику.

В современной визуальной культуре все бо́льшее место занимают разнообразные дизайнерские и цифровые технологии. Откликом на эту тенденцию стала разработка и реализация программ по дизайну (автор Е. Ф. Ковалевский), цифровой живописи (преподаватель Е. А. Тюрина), искусству фотографии (Д. Д. Егорычев), показавших свою актуальность и востребованность.

Завершающие каждый учебный год занятия на пленэре направлены не только на совершенствование навыков работы с натуры, но и на ознакомление с историческими объектами Нижнего Новгорода. Местами проведения пленэра выбираются Верхневолжская набережная, ансамбль Вознесенского Печерского монастыря XVII-XIX вв., Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе.

В течение многих лет в школе реализуется творческий проект «Нижегородцы в графике», в рамках которого учащиеся создают графические портреты известных исторических личностей нашего города и региона. Уже сложилась целая галерея образов знаменитых нижегородцев от князя Юрия Всеволодовича до деятелей науки и культуры ХХ столетия. Эти работы не раз экспонировались на различных площадках. Проект стал действенным средством приобщения учащихся к краеведению и дает им возможность освоить новые навыки в области графики.

 

 

 

Гордостью «Изографа» был музей боевой славы юнг Северного флота, осуществлявший разностороннюю просветительскую и патриотическую деятельность (руководитель О. В. Федоренко). В связи с переездом школы в новое здание мы надеемся, что музей получит и новую, более профессионально и современно сделанную экспозицию.

Большое внимание уделяется в школе преподаванию истории искусства. Впервые в Нижегородской области «Изографом» осенью 2017 года была организована научно-методическая конференция по вопросам преподавания истории искусств в довузовском художественном образовании. Успешный первый опыт позволил сделать конференцию ежегодной [2]. Среди ее участников — ведущие нижегородские искусствоведы Н. А. Багровников, С. В. Рязанова, Н. В. Квач, преподаватели художественных школ нашего региона, коллеги из Владимирской и Ивановской областей. Неоднократно на конференциях выступали сотрудники «Изографа». Также именно в нашей школе впервые была разработана и реализована программа по истории нижегородского искусства и архитектуры, адресованная взрослой аудитории.

До недавнего времени школа располагала выставочным залом, где часто проходили групповые и персональные выставки известных нижегородских художников. Регулярно проводились коллективные выставки работ преподавателей «Изографа». Аналитические обзоры наших экспозиций не раз появлялись в общественно-политической и научной периодике. Закономерным продолжением школьных выставок стала экспозиция «Художники школы “Изограф”», демонстрировавшаяся осенью 2019 года в Государственном литературно-мемориальном музее Н. А. Добролюбова. Схожие по замыслу выставки были проведены в конце 2022 г. — начале 2023 г. в Семенове и в этом году в г. Кстово.

В разные годы в нашей школе преподавали видные мастера изобразительного искусства, чье творчество известно далеко за пределами Нижегородской области. Так, член Союза художников России И. И. Еськов вел занятия по программе «Графика» и, как никто другой, мог раскрыть ребятам секреты графического мастерства, поскольку сам много работал как рисовальщик в различных техниках.

На занятиях по программам «Живописное мастерство» и «Живописная радуга» член Союза художников России А. М. Осминин стремился сформировать у учащихся в первую очередь умение работать с цветом, обобщенное видение натуры, творческую раскованность. Тонкости работы акварелью ребята осваивали на занятиях у известного акварелиста, автора лирических пейзажей, члена Союза художников России В. И. Хазова.

В 2016—2021 годах в «Изографе» преподавал член СХ России С. И. Квач, работающий как дизайнер, архитектор, график, живописец. В 2017—2019 г.г. занятия по керамике вела Г. Л. Ядринцева. Ее творчество отличается неистощимой фантазией; кажется, нет такой формы, которую бы не смогла приобрести глина в ее руках.

 

 

 

Уникальный пример авторской индивидуальности в рамках традиции народного искусства представляет творчество члена Союза художников России, заслуженного мастера народных художественных промыслов Нижегородской области Т. Г. Корьевой. Она обогатила семеновский промысел новыми сюжетами, обращаясь к темам истории, современности, литературным, прежде всего пушкинским, образам. При этом все авторские новации согласованы у нее с местными художественными традициями. Тамара Георгиевна спасла от исчезновения мериновскую роспись, бытовавшую на территории Семеновского района и к началу XXI века по сути угасшую.

Д. Д. Арсенин задумывал школу в первую очередь как учебное заведение для детей-инвалидов. Это направление работы и сейчас для нас актуально. Занятия с глухонемыми и слабослышащими ребятами ведут О. В. Захарова (рисунок, живопись) и Е. Н. Вдовина (кружевоплетение, вышивка). Работы учеников Вдовиной неоднократно занимали призовые места на конкурсах различного уровня — от районного до всероссийского.

Несомненным успехом школы стало проведение осенью 2023 года выставки работ учащихся в Представительстве Нижегородской области в г. Москве. Темой экспозиции стали традиции нижегородского народного искусства: были показаны роспись по дереву, керамика, кружевоплетение, ряд работ из серии «Нижегородцы в графике».

Объем статьи не позволяет хотя бы кратко рассказать о каждом из коллег. Настоящими профессионалами в своем деле являются Л. А. Катранова, Л. Ю. Фоминых, Е. Ф. Ковалевский, Е. А. Тюрина, М. Ю. Фролова, Е. С. Багрянская. В прошлом учебном году в коллектив пришел известный живописец, член Союза художников России А. И. Быков. Под руководством заместителя директора Татьяны Александровны Силуяновой в школе ведется значительная методическая работа. На базе «Изографа» регулярно проводятся мастер-классы и семинары для коллег из Нижнего Новгорода и области. В 2023/2024 учебном году начал свою деятельность школьный ресурсный центр по изобразительному и декоративно-прикладному искусству; он уже успел показать свою необходимость для профессионального сообщества, и в дальнейшем мы планируем расширить работу в этом направлении.

Таким образом, в Школе искусств и ремесел им. А. С. Пушкина «Изограф» сформировалась насыщенная, вариативная, политематическая образовательная среда, что делает образование доступным, интересным и, как следствие, востребованным. Подтверждением его качества является то, что наши выпускники ежегодно поступают в средние специальные и высшие учебные заведения на художественные, дизайнерские, архитектурные направления подготовки. В деятельности школы образовательный, воспитательный, творческий компоненты осуществляются в их единстве, что обеспечивает высокую результативность.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитрий Дмитриевич Арсенин. Выставка произведений, посвященная 50-летию со дня рождения художника / Составитель В. Батуро. — Горький : Волго-Вятское книжное издательство, 1976. — 34 с., ил.

2. Акимов, С. С. Актуальные вопросы истории искусств и методики ее преподавания. IV научно-методическая конференция, Нижний Новгород, 9 декабря 2022 г. // Общество. Среда. Развитие. — 2023. — № 1. — С. 148—151.

 

Практика школьного воспитания № 3, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм