Лучшие традиции детско-родительских отношений
М. В. ИГНАТЬЕВА,
учитель начальных классов
МБОУ школа № 33,
г. Нижний Новгород
Могучая духовная сила воспитания заложена в том,
что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.
В. А. Сухомлинский
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает участие родителей в школьной жизни.
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками образования. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Одной из форм социализации, когда нормы и ценности передаются от старшего поколения к младшему, являются традиции. Традиции становятся тем звеном, которое объединяет учителей, обучающихся и родителей.
В нашем классном коллективе заложена добрая традиция — приобщение детей к культуре нашего города. И уже много лет силой притяжения является Нижегородский кремль, Художественный музей, усадьба Рукавишниковых и другие музеи нашего города. Именно при активном участии родителей посещение музеев позитивно воздействует на детей.
Эта традиция позволила создать необходимые условия для развития взаимозависимых отношений с семьями учеников, обеспечить культурное развитие детей, а также повысить компетентность родителей в области воспитания.
Основная цель в работе с родителями заключается в вовлечении семьи в образовательный процесс, создание единого информационно-развивающего пространства «педагоги — родители — дети». Поэтому я использую формы, предполагающие обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями:
- создание и реализация образовательных проектов;
- организация досуговой деятельности;
- организация работы в творческих мастерских;
- участие в социально-значимых акциях.
В своей работе мы придерживаемся следующих принципов.
1. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа с родителями. Я общаюсь с родителями ежедневно, и именно от этого зависит, каким будет отношение семьи к школе в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход. Индивидуальность в общении необходима не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Учитель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение учителя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованность коллектива учителей разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Динамичность. Школа сегодня должна находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы школы с семьей.
Первоклассников встречаю с особым трепетом и волнением. Впереди нас ждет достаточно сложный адаптационный период к условиям школы, когда детям необходима помощь не только педагогов, но и их родных людей. В связи с этим предлагаю родителям совместную семейную прогулку по Нижнему Новгороду. Вместе мы отмечаем достопримечательности и места в городе, где бы нам хотелось побывать еще раз. Эта традиция называется «Хорошо нам, когда мы вместе» и реализуется в форме семейных походов. После прогулки устраиваем чаепитие. В такой непринужденной обстановке у ребят и родителей есть возможность познакомиться поближе, обсудить совместные мероприятия класса, школьные дела. В конце учебного года мы показываем результаты успешной адаптации, демонстрируем видеопрезентацию «Наше путешествие по родному городу», где видно, что школа стала для каждого ребенка уголком тепла и доброты.
Так как у первоклассников ведущим видом деятельности является игра, то очень важно донести до родителей мысль о том, что именно в игре ребенок развивается, приобретает коммуникативные навыки, расширяет свой эмоциональный и познавательный опыт. Задача этого этапа: привлечь внимание родителей к детской игре, как деятельности, которая наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении с взрослым и сверстниками.
Через игру я вовлекаю детей в загадочный мир нижегородских музеев. На одно из родительских собраний приглашаю родителей вместе с детьми. Мы совершаем виртуальную экскурсию по Нижегородскому кремлю, узнаем тайны и легенды башен. Ребятам становится интересно, они хотят увидеть все, что происходило на экране, вживую, расширить свой кругозор. Совместно с родителями мы выбираем абонемент в Нижегородский художественный музей на тему «Первые шаги в искусство».
Дверь в искусство, которую открывает школа, — это хороший способ гармонизации детско-взрослых и родительских отношений, обогащение их общения. Поэтому во втором классе мы выбрали такую форму работы с родителями как мастер-класс. Каждый мастер-класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей.
Тему мастер-класса перед каждым походом в музей мы с родителями продумываем вместе, планируя свои мини-экскурсии — ведь гиды всегда дают возможность походить по залам в конце каждого занятия. На мастер-классе родители рассказывали об истории картин, читали стихи и прозу.
Дети с большим интересом слушали и экскурсоводов, и родителей. Надо сказать, что последние сначала волновались и не решались выбирать темы. Но с каждым разом желающих провести экскурсию для своих детей становилось все больше. В третьем-четвертом классе мы с родителями стали привлекать и самих детей к проведению небольших экскурсий для своих одноклассников. Вот темы лучших детских экскурсий: «Удивительные экспонаты», «Истории простых вещей».
После посещения усадьбы Рукавишниковых родители проводили мастер-класс по изготовлению макетов экспонатов, увиденных в музее. Художественную работу ученик мог изготовить и дома вместе с родителями. Завершение работы, подведение итогов и обязательно сюрприз для каждой семьи — это могут быть красочно оформленные буклеты, схемы новых идей, фотографирование на память, конечно же, сама работа, которая дарится детям. Именно то, что рядом с ребенком работает его надежный друг и помощник — мама или папа, и является преимуществом увлеченной работы.
Еще один вид совместного творчества — квест. Это взаимодействие взрослых и детей, которое способствует формированию умений решать определенные задачи через реализацию определенного сюжета. Многообразие возможностей делает квест одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Это и является основным требованием ФГОС в начальной школе, а также побуждает родителей, детей и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы.
Характерной тенденцией нашей школы является стремление к открытости, которая предполагает участие родителей в проектной деятельности. Исходя из этого, в классе сложилась традиция по организации детско-родительских проектов «Ужасно интересно то, что неизвестно».
Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в нем принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах.
Об эффективности проводимой в школьном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересов, способностей и потребностей;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с учителем и специалистами;
- совместная работа родителей, педагогов и детей положительно отразилась в деятельности учеников;
- повышение активности родителей в совместных мероприятиях.
Совместные детско-родительские мероприятия позволяют не только родителям увидеть положительные стороны ребенка, но и детям воспринимать родителей по-новому — как союзников. Ведь тогда родитель знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства маленького человека, его точку зрения. А у детей, которые постоянно чувствуют поддержку, понимание членов своей семьи, повышается самооценка и уверенность в себе.
Практика школьного воспитания № 3, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: