Разговор о народах Нижегородской области

Н. И. ОРЕХОВА,

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия № 4», г. Кстово

 

Одна из основных задач образования — «становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; уважение к своему и другим народам» [1].

В Нижегородском крае проживают люди различных национальностей, которые могут общаться на других языках, имеют свои культурные традиции, но всех их объединяют одни ценности: любовь к родному краю, уважение к старшему поколению, желание жить и работать вместе, отвечать за свои поступки, ценить свою самобытность.

В рамках внеурочной деятельности имеется огромное количество приемов, направленных на формирование духовных ценностей, которые позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. И здесь на помощь, как одна из форм воспитания духовной нравственности детей, приходит краеведение. Со своими учениками я провела игру-путешествие «Разговор о народах Нижегородской области». Сравнение и обобщение языковых средств культуры разных народов, проживающих в родном крае, знакомство с особенностями национальных костюмов позволяют обогатить духовную культуру учащихся, быть толерантными по отношению к детям другой национальности.

Всю работу по воспитанию духовной нравственности своих учеников я веду вместе с родителями. Перед ними стоят две главные задачи: во-первых, быть носителями того духовно-нравственного образа жизни, который прививается детям; во-вторых, создать и непрерывно поддерживать в семье такую духовно-культурную среду. В этой игре-путешествии родители — помощники, ответственные на каждой станции.

Цель игры:

- формировать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;

- способствовать толерантным отношениям с людьми других национальностей.

Задачи:

- познакомить воспитанников с многонациональным составом населения их малой родины и расширить их знания об этом;

- учить сравнивать художественные образы литературных, музыкальных произведений, раскрывающих ценностные позиции и нравственные устои разных народов России, видеть самобытность и неповторимость их национальной одежды.

Материально-техническое оборудование для учителя и материалы для детей на станциях: МФУ (печать маршрутных листов и заданий на станциях), компьютер (поиск информации для заданий, выполнение скриншотов обзорного ряда плакатов «Народы Поволжья» (https://читай-играй.рф/products/kostyumy_narodov_povolzhya_nabor_plakatov_a4) и цыганский народный костюм (https://celes.club/pictures/uploads/posts/2023-06/thumbs/1686048480_cele...)), бумага, конверты; вопросы задания «Что я знаю о России?», конверты с пазлами, конверты с пословицами и поговорками и лист с их различными значениями, тексты сказок и гимнов, маркеры, ручки, скотч, ножницы.

Возраст участников: 9—11 лет.

 

 

 

Подготовительная работа

1. Опрос учащихся своего и параллельных классов об их национальности и сообщение информации классному руководителю (ответственные — командиры звеньев).

2. Подготовка материалов игры (ответственные — классный руководитель, родители учащихся).

3. Подготовка учебных помещений к игре, согласование с администрацией гимназии (ответственные — классный руководитель, родители учащихся).

4. Деление детей на три группы (в группе должны находиться учащиеся разного уровня для создания ситуации успеха — «сильный» помогает «слабому»).

Ход игры-путешествия

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычная игра — путешествие, в ходе которого вы получите буквы для расшифровки кодового слова. Из слов каждой команды будет составлено предложение, отражающее основную мысль нашей игровой прогулки.

Готовясь к нашему сегодняшнему путешествию, мы с вами провели некоторые исследования о национальном составе детей, которые учатся в нашей параллели. Сегодня вы познакомитесь с этими национальностями поближе, узнаете о них много нового.

Учитель дает общий инструктаж для всех команд. Кабинет, где он проходит, является стартом игры-путешествия, а также финишем после прохождения всех станций.

- Следование команд строго по маршрутному листу.

- Представление родителей-организаторов на каждой станции.

- Получение буквы для финального задания после выполнения задания на каждой станции (объясняется необходимость вписать ее в свой маршрутный лист).

 

 

 

Командам выдаются маршрутные листы.

Маршрутный лист команды 1 (приложение)

1. Станция «Что я знаю о России? (получение буквы А, кабинет Х)

2. Станция «Народная» (получение буквы О, кабинет У)

3. Станция «Сказочная» (получение буквы Р, кабинет психолога)

4. Станция «Гимн» (получение буквы Н, кабинет музыки)

5. Станция «Мудрость народная» (получение буквы Ы, библиотека)

6. Станция «Костюмная» (получение буквы Д, коворкинг-центр)

Буквы для получения финального слова: НАРОДЫ.

Маршрутный лист команды 2

1. Станция «Что я знаю о России? (получение буквы С, кабинет У)

2. Станция «Народная» (получение буквы О, кабинет Х)

3. Станция «Сказочная» (получение буквы Р, коворкинг-центр)

4. Станция «Гимн» (получение буквы И, библиотека)

5. Станция «Мудрость народная» (получение буквы С, кабинет музыки)

6. Станция «Костюмная» (получение буквы И, кабинет психолога)

Буквы для получения финального слова: РОССИИ.

Маршрутный лист команды 3

1. Станция «Что я знаю о России? (получение буквы Ж, коворкинг-центр)

2. Станция «Народная» (получение буквы У, библиотека)

3. Станция «Сказочная» (получение буквы А, кабинет Х)

4. Станция «Гимн» (получение буквы Р, кабинет У)

5. Станция «Мудрость народная» (получение буквы Д, кабинет психолога)

6. Станция «Костюмная» (получение буквы Т, кабинет музыки)

Буквы для получения финального слова: ДРУЖАТ.

Станция «Что я знаю о России?»

1. Как называется наше государство? (Российская Федерация, Россия)

2. Назовите столицу нашей Родины. (город Москва)

3. Какой главный город в нашей области? (город Нижний Новгород)

4. В 2020 году президент России издал указ о присвоении Нижнему Новгороду почетного звания. Что это за звание? За какие заслуги? (Город трудовой доблести; звание присвоено за значительный вклад жителей города в достижение Победы в Великой Отечественной войне, а также непрерывное производство на предприятиях в годы войны, массовый трудовой героизм)

5. Как называются люди, живущие в России? (россияне)

6. Какие государственные символы России вы знаете? (герб, гимн, флаг)

7. Назовите президента нашей страны. (Владимир Владимирович Путин)

Похвала родителя-организатора на станции за правильные ответы детей, помощь при затруднении.

После выполнения задания ведущий станции выдает буквы: команде 1 — А; команде 2 — С; команде 3 — Ж.

Станция «Народная»

Разгадайте ребусы и узнаете национальности, которые встречаются среди учеников нашей параллели (http://kvestodel.ru/generator-rebusov).

 

Татарин

 

Русский

 

Мордвин

 

Мариец

 

Чуваш

 

Цыган

 

После выполнения задания ведущий станции выдает буквы: команде 1 — О; команде 2 — О; команде 3 – У.

Станция «Сказочная»

Родитель-организатор выдает тексты распечатанных сказок и предлагает прочитать их хорошо читающему ученику, остальные дети — активные слушатели. Время прочтения каждой сказки пять-семь минут (зависит от подготовленности класса).

1. Прочитайте сказки: чувашская народная сказка «Лиса и дятел» (http://сказкиповолжья.рф/story/lisa-i-dyatel) и русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» (https://pochitai-ka.ru/uploads/pdf/lisichka-so-skalochkoi.pdf?ysclid=lyr...).

2. Сравните содержание сказок. Чему учит каждая сказка? (сказки разных народов, но учат одному: за плохие поступки последует наказание, ложь порицают в любой народной сказке)

После выполнения задания ведущий станции выдает буквы: команде 1 — Р; команде 2 — Р; команде 3 — А.

 

 

 

Станция «Гимн»

Каждой команде даются распечатанные карточки-листы, на которых написаны тексты.

Гимн Российской Федерации (http://www.gov.ru/main/symbols/gsrf4_4.html); гимн Чувашской Республики (https://onesong.ru/9/ITuktash/tekst-pesni-Gimn-Chuvashskoy-Respubliki); гимн республики Марий Эл (https://onesong.ru/4/Gosudarstvennyy-Gimn/tekst-pesni-Respubliki-Mariy-El); гимн Мордовской Республики (https://stihi.ru/2012/02/11/10079); гимн Республики Татарстан (http://xn--100-8cdueb9bmbgq0csd7e.xn--p1ai/content/gimn).

Мы уже изучали гимн нашей Родины. Сейчас предлагаю вам прочитать гимны других республик нашей страны. Попробуйте найти общее в этих текстах. Можете воспользоваться маркерами для выделения схожих фраз.

Ответы детей: народы разные, но их главные песни прославляют свою страну и призывают жить в дружбе и согласии, ценить мудрость народа.

После выполнения задания ведущий станции выдает буквы: команде 1 — Н; команде 2 — И; команде 3 — Р.

Станция «Мудрость народная»

Каждая команда получает от родителя-организатора станции два конверта с пословицами и поговорками разных народов. На столе уже лежит карточка-лист с различными значениями (текст написан крупным шрифтом):

А. Уважение к взрослым, почитание родителей.

Б. В единении — сила.

В. Думай, что говоришь.

Прочитайте пословицы и поговорки. Соотнесите пословицы с их значением (положите пословицу или поговорку рядом с подходящим значением).

Что объединяет оба народа?

Команда 1.

- Татарские пословицы (https://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/tatarskie-poslovitsy-i-pogo...):

Невзначай брошенное слово, будто выпущенная стрела. (В)

Овцу, отбившуюся от стада, съест волк. (Б)

Яйцо не учит курицу. (А)

- Чувашские пословицы (http://nasledie.nbchr.ru/nasledie/literatura/folklor/poslovitsy/; https://razvitieblog.ru/chuvashskie-poslovitsy-i-pogovorki/https://pravd...):

Иное слово острее ножа. (В)

Молодой работает, старый ум даёт. (А)

С другом расстанешься — один год плакать, с семьёй разлучишься — десять лет будешь плакать, от народа отделишься — весь век будешь плакать. (А)

Команда 2.

- Мордовские пословицы:

Слово — не мел: скажешь — не сотрешь. (В)

Старое дерево на молодое опирается. (А)

Одна пчела много мёду не соберёт. (Б)

- Русские пословицы (https://dic.academic.ru/):

Веника не сломишь, а прутья по одному все переломаешь. (Б)

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. (В)

Без корня и полынь не растет. (А)

Команда 3.

- Марийские пословицы (https://razvitieblog.ru/poslovitsy-i-pogovorki-marijskogo-naroda-o-druzh... https://razvitieblog.ru/poslovitsy-i-pogovorki-narodov-mari/):

Злой язык, что стрела. (В)

Мать — святыня. (А)

Дерево на дерево опирается, человек — на человека. (Б)

- Цыганские пословицы (https://kupidonia.ru/poslovitsy/spisok-tsyganskih-poslovits):

Одному и за едой плохо. (Б)

Слово в лад — из ума клад. (В)

Поклон старшему отдать — не голову с плеч снять. (А)

Ответы детей: разные пословицы, но учат одному: уважать родителей, взрослых; вместе жить легче и лучше; всегда думай, что говоришь, чтобы не обидеть другого человека.

После выполнения задания ведущий станции выдает буквы: команде 1 — Ы; команде 2 — С; команде 3 — Д.

 

 

Станция «Костюмная»

Для каждой команды приготовлены конверты с пазлами (скриншоты плакатов «Народы Поволжья» и цыган обработаны в генераторе пазлов (https://plottersvg.ru/generator-puzzle?ysclid=lyr2tqiilu526053060) и разрезаны учителем), скотч для скрепления пазла, ножницы.

Соберите иллюстрации из пазлов и познакомьтесь с традиционными праздничными костюмами народов, проживающих на территории Нижегородского края. (Скрепление пазлов скотчем с помощью родителей-ведущих станции.) Заберите получившиеся картинки на финиш.

 

Команда 1.

татары

 

русские

 

Команда 2.

мордва

 

чуваши

 

Команда 3.

марийцы

 

цыгане

 

После выполнения задания ведущий станции выдает буквы: команде 1 — Д; команде 2 — И; команде 3 — Т.

Подведение итогов игры

После прохождения всех станций каждая команда имеет свой набор полученных букв.

Составьте из букв слова:

команда 1 — НАРОДЫ; команда 2 — РОССИИ; команда 3 — ДРУЖАТ.

Составьте из полученных слов предложение (Народы России дружат).

С какими народами России вы познакомились на игре? Покажите иллюстрации со станции «Народная». Какие костюмы вам особенно понравились, почему?

Вспомните задания путешествия. Как вы думаете, почему наши народы дружат?

Ответы детей: каждый народ имеет свою особенную культуру, но ценности нашей страны едины для всех нас. Люди разных национальностей делятся своей мудростью, оттого мы становимся духовно богаче и дружнее. Каждый народ имеет свою «изюминку». А превосходство одной нации над другой лишь разрушает мирное течение жизни всех людей.

Что еще вы хотели бы узнать о культуре народов, проживающих в Нижегородской области? (познакомиться с их танцами, стихами, народными песнями; узнать про памятники и красивые здания (объекты архитектуры)).

Дальнейшее выступление на гимназическом Фестивале культуры и участие в V Международном конкурсе «Расскажи миру о своей Родине» дополнили знания детей о народах Нижегородского края.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения и науки России от 31 мая 2021 г. № 286. [Электронный ресурс]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028?index=7&r... (дата обращения: 10.04.2024). – Текст : электронный.

Приложение

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (команда 1)

Станция (полученная буква)

Местоположение

Что я знаю о России? (А)

Кабинет № Х

Народная (О)

Кабинет № Y

Сказочная (Р)

Кабинет психолога

Гимн (Н)

Кабинет музыки

Мудрость народная (Ы)

Библиотека

Костюмная (Д)

Коворкинг-центр

 

Практика школьного воспитания № 3, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм