Любовь к чтению начинается в семье
М. М. КОНДРЯ,
учитель начальных классов
МАОУ «Уренская СОШ № 2»,
Уренский муниципальный округ
Добрый день, уважаемые родители! Наше собрание посвящено одной из важнейших проблем современности — семейному чтению. Мы постараемся найти ответ на вопрос: «Как помочь детям полюбить книгу и чтение?».
Хочу начать с притчи.
Однажды ученик спросил у старца:
— Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал ее.
Спросил и старец:
— А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера.
— Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, — пожал плечами ученик.
— Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, — ответил старец.
Предлагаю ответить на вопрос: какие ассоциации возникают у вас со словом «чтение»? (возможные ответы родителей: опять скандал, чтение из-под палки, родительские мучения, испорченные нервы, слезы ребенка)
Не будем скрывать, что чаще всего ассоциации негативные. Но еще страшнее, что многие родители не обращают внимание на то, что дети очень плохо читают. Лично для меня — это проблема, которую мы с вами должны решать сообща, чтобы приобщить детей к чтению.
Я хотела бы поделиться с вами результатами проверки техники чтения среди учеников нашего класса.
Учитель рассказывает о результатах проведенной диагностики.
Хочу отметить, что беглость чтения имеет важное значение в образовательном процессе, так как слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено, а затем — в старшее, будет «тонуть» в потоке информации. Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать.
Давайте подумаем, зачем ребенку нужно читать, и все ваши аргументы соберем в «Корзину идей».
Родители высказывают свое мнение.
Резюме учителя: чтение развивает интеллект; обогащается словарный запас; способствует грамотности; расширяет кругозор; пробуждает эмоции; развивает внимание; формирует духовные и культурные ценности.
Какова же объективная картина отношения ваших детей к чтению? Я провела опрос среди учеников класса. Детям было предложено ответить на десять вопросов (см. Приложение). Предлагаю познакомиться с их ответами.
Учитель знакомит родителей с результатами опроса.
Резюме учителя: Из положительных моментов можно назвать следующее: у большинства есть домашние библиотеки, где дети сами могут выбрать себе книгу по интересам. Но, как мы видим, дети даже не помнят, какую именно книгу они читают в настоящее время, не могут определиться с предпочтениями, читают в основном не по своей инициативе. Налицо и тот факт, что родители практически не читают вместе с детьми и к чтению относятся равнодушно.
Давайте разберемся, почему так происходит. Чаще всего причиной этой проблемы являемся мы — родители. Приглашаю выступить группу родителей. Они подготовили вредные советы «Как отучить ребенка читать».
Вредные советы
«Как отучить ребенка читать»
Совет первый (родитель 1)
Начнем это благое дело со старого доброго скандала. Если ребенок случайно порвал лист в книге — скандал! Кричим, да погромче! Чтобы даже взгляд, случайно брошенный на книжный шкаф, вызывал в памяти ребенка страх.
Совет второй (родитель 2)
Маленький читатель должен уяснять: «чтение — это наказание». Разбил чашку? Не помыл посуду? Читать! Выбираем что-нибудь позанудливее, поскучнее и пусть читает... ну, к примеру, 40 страниц. И пересказывает вам.
Совет третий (родитель 3)
Книгу всегда выбирает родитель. Это закон. Никаких сказок. Книжка — игрушка? Сжечь! Пусть читает... ну не знаю... учебник по алгебре за 10-й класс. Или Философский словарь. Или самоучитель сталевара. Что значит «сыну только семь лет»? Сталеваром быть никогда не поздно!
Совет четвертый (родитель 4)
Никогда не читайте ребенку вслух. И вообще ничего не читайте. Пусть ваш ребенок никогда не видит своих родителей с книгой в руках. Помните: дурной пример заразителен, вдруг ребенок заинтересуется вашей книгой и прочтет ее! Что тогда делать, а?!
Резюме учителя: Это все, конечно, шутка, но... Если в каком-нибудь примере вы увидели себя — пора насторожиться. Эти советы о том, как НЕ нужно вести себя.
Для обмена опытом я предлагаю объединиться в группы. У каждого из вас есть свои маленькие хитрости, с помощью которых вы приобщаете детей к чтению и которыми вы можете поделиться с другими. Вспомните и предложите присутствующим свой способ приобщения ребенка к чтению.
Работа в группах «Копилка родительской мудрости» (обсуждение предложенных вариантов).
В Интернете существует огромное множество советов на эту тему. Но я хочу вам предложить те, которые в моей практике действительно работают.
Советы от учителя
- Поддерживайте у ребенка интерес к чтению: задавайте вопросы, удивляйтесь каким-то моментам содержания. Очень важно обсуждение с ребенком прочитанного произведения.
- Запаситесь терпением, не упрекайте ребенка за то, что у него с чтением «туго», хвалите за маленькие «шажки» вперед.
- Развитию интереса к чтению помогут и маленькие хитрости, например, ваша просьба: «Почитай для меня, пожалуйста, а то мне некогда, нужно готовить обед!».
- Используйте игровые приемы. Иногда родителям следует превращаться в Незнайку, тогда ребенок с удовольствием предлагает: «А хотите я вам расскажу/прочитаю...?».
- Читайте вместе с ребенком всё вокруг: вывески на улице, инструкции, титры на экране телевизора и т. д.
- Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух. Устраивайте семейные конкурсы — проверяйте технику чтения у всех членов семьи, а через неделю проверьте, кто из членов семьи продвинется больше.
Английский философ, историк, политик Фрэнсис Бэкон сказал: «Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» («О достоинстве и приумножении наук», Москва, 1971). Давайте поможем нашим детям отыскать «драгоценный груз» знаний в мире книг. Читайте сами, читайте вместе с детьми, воспитывайте в ребенке интерес к чтению!
Приложение
Анкета «Твое отношение к чтению»
1. Любишь ли ты читать?
2. Какую книгу ты читаешь сейчас?
3. Читают ли тебе родители?
4. Читаешь ли ты вместе с родителями?
5. О чем или о ком тебе нравится читать больше всего?
6. Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?
7. Если бы в школе не заставляли читать, ты бы стал читать сам?
8. Есть ли у вас дома интересные детские книги?
9. Ходишь ли ты в библиотеку? Как часто?
10. Когда ты читаешь вслух, родители чаще всего тебя хвалят или ругают, если ты читаешь плохо?
Практика школьного воспитания № 3, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: