«Добрыми делами славен человек»

О. Б. ЕЖОВА,

учитель русского языка и литературы

МАОУ Бутурлинская СОШ им. В. И. Казакова,

р. п. Бутурлино

 

Пока книги Гайдара стояли на полке в каждой семье,

пока миллионы школьников занимались тимуровской работой,

у наших детей были точные нравственные ориентиры:

честь, достоинство, самоотверженность,

мужество, доброта, верность близким и своей Родине.

Б. Камов

 

22 января 2024 года исполнилось 120 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара. Рассказы и повести писателя являются одним из самых действенных средств духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и юношества, учат добру, коллективизму, помощи людям, стойкости в преодолении трудных жизненных ситуаций, смелости, совестливости. Проблемы, поднимаемые Гайдаром: великодушие и эгоизм, верность и предательство, мужество и трусость — в наши дни по-прежнему актуальны и по-прежнему волнуют современную молодежь. Действительно, герои и сюжеты произведений писателя близки современным школьникам.

Лев Кассиль писал: «Не надо ничего придумывать о Гайдаре. Достаточно перечитать дивные его книги, год за годом, день за днем историю его жизни, чтобы понять: да, это был не только писатель совершенно особого и чистого, как лесной ключ, таланта, но и человек необыкновенной отваги и истинный знаток ребячьей души» [2].

Язык повестей и рассказов Аркадия Петровича, их сюжеты по-прежнему остаются хорошим материалом для развития детей. На уроке внеклассного чтения по произведению А. П. Гайдара «Чук и Гек» пятиклассники учатся пониманию быть честным и всегда говорить правду, потому что маленькая ложь может стать причиной большой неприятности или недоразумения.

В своих творческих работах «Мое открытие Гайдара» ученики поделились своими мыслями, чувствами. «Рассказ А. Гайдара «Горячий камень» помог мне понять, что нужно творить добро в своей жизни вовремя, потому что жизнь нельзя повернуть вспять, как в сказке» (Кристина Лукьянова). «Рассказ «Голубая чашка» учит бережно относиться к близким людям, стараться не обижать их, не ссориться по пустякам. Важно не разжигать конфликт, а вовремя мириться друг с другом» (Альбина Глазырина).

При изучении произведения «Тимур и его команда» ребята отвечали на вопросы:

- Почему Гайдар говорил о своей биографии: «Это просто обыкновенная биография в необыкновенное время»?

- Нужны ли в наше время Тимуры?

- А вы бы смогли поступать так же?

- Почему именно Тимур стал командиром, почему ребята охотно ему подчиняются?

- Кто такой альтруист?

- Кого мы называем эгоистом?

- Найдите в словаре эти понятия, соотнесите их с героями произведения.

- Что для вас лучше: быть эгоистом или альтруистом?

- Как вы считаете, кому сегодня необходима ваша помощь?

- Какие пути решения вы можете предложить?

- Почему за героями шли ребята?

- Какие аргументы вы приведете, привлекая сверстников к чтению книг А. П. Гайдара?

- Что побуждает тимуровцев совершать добрые поступки, хотя об этом никто не узнает?

- Составьте лестницу ценностей команды Тимура и шайки Квакина. Сделайте вывод.

- Сравните деятельность скаутов до революции в г. Арзамасе и команду Тимура в книге А. П. Гайдара.

Выполняя задания, дети приходят к выводу: повесть «Тимур и его команда» учит быть ответственным, порядочным, благородным человеком, не бояться трудностей и преодолевать их, а самое главное — любить и быть верным своей родине, быть хорошим другом и никогда не отказывать в помощи тем, кто в ней нуждается.

По биографии и произведениям А. П. Гайдара учащиеся пишут научно-исследовательские работы, участвуют в региональном конкурсе «Отечество» (https://vega52.ru), межрегиональной конференции «Люди. События. Факты» (https://www.fgoupsk.ru/index.php/main/novosti/news/regionalnaya-npk-moj-...), районной научно-практической конференции «Старт в науку» (https://obrazovaniebut.nobl.ru/about/education/?nav-education=page-1).

Так, ученица 7А класса Олеся Милашина в своей исследовательской работе «Тимуровцы Горьковской области» пишет: «Мы прочитали повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Нас заинтересовала история ребят, бескорыстно совершающих добрые поступки. Нам захотелось узнать подробнее историю тимуровского движения в Горьковской области и нашем Бутурлинском районе в годы Великой Отечественной войны. Мы считаем: не вырастут дети патриотами, если не будут знать историю своего поселка, округа, области, своего отечества.

Понятия «патриотизм», «гражданственность» приобрели особый смысл, так как лишь тот народ, который воспитывает молодежь на примере своей героической истории, может быть уверен в завтрашнем дне. Тимуровское движение — это массовое патриотическое движение пионеров и школьников, возникшее в СССР в начале сороковых годов под влиянием повести Гайдара «Тимур и его команда» и одноименного фильма, которые ответили на самые горячие патриотические стремления советских детей — быть полезными Родине.

Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, патриотизм. Изучая публикации газеты «Колхозная правда» за 1941—1945 годы, материалы краеведческого музея, мы выяснили, что пионеры Бутурлинского района поддержали призыв ребят 102-й школы Кировского района о сборе средств на постройку танка «Пионер». Председатель по работе среди школьной молодежи и пионеров РК ВЛКСМ В. Новлянская в статье газеты «Колхозная правда» в феврале 1942 года писала: «Недавно ушел на фронт танк «Горьковский пионер», выстроенный в рекордно короткий срок на деньги, собранные пионерами и школьниками Горьковской области. Отвечая на призыв учащихся школ городов Горького, Дзержинска, Балахны — послать фронту к двадцать четвертой годовщине Красной Армии самолет «Пионер», пионеры и школьники Бутурлинского района приступили к сбору средств». По словам заведующего Борнуковской начальной школы А. Михайлова, в феврале 1942 года учащиеся Борнуковской начальной школы в первый день собрали пятьсот рублей на постройку самолета «Пионер». Особенно активны были ученики второго «б» класса. Ученик этого класса Фролов Толя внес пятнадцать рублей и сказал: «Может быть, на мои деньги сделают самый маленький винтик, но он будет в большой машине, которая явится мощным орудием по истреблению вражеского полчища».

Пионерские отряды часто брали шефство над госпиталями. С момента организации в 1941 году госпиталя № 1756 силами учителей и учащихся Бутурлинской школы были собраны почти все предметы обихода для него: большое количество белья, мебели, посуды, лампы, горшки с комнатными цветами и другой хозяйственный инвентарь. Учащиеся старших классов вели ежедневное дежурство, во время которых разносили пищу и кормили раненых, помогали писать письма, читали газеты и книги. Изучая военный дневник Александра Васильевича Шамардина, мы сделали вывод, что поддержка школьниками раненых имела большое значение. Вот как вспоминал об этом А. В. Шамардин:

— Лежу я в госпитале в глубоком тылу Горьковской области. Госпиталь находится на окраине села Бутурлина. Из окна видно, как идут поезда, при этом здание школы, где расположен госпиталь, покачивается. Хаты около госпиталя серые, угрюмые, не то, что у нас дома. Сестрички и нянечки приветливые, всегда улыбаются, называют раненых миленькими. Кормят в основном пшенной кашей и супом.

Ранило меня в левое плечо, кость цела, но рана сильно гноится, каждое движение — жуткая боль. Особенно плохо ночью. Стараюсь не стонать, хлопцы говорят, что во сне постанываю.

Вчера в нашу палату положили хлопца без обеих ног и руки. Молодой хлопец, у которого взрывом серьезно повредило обе ноги, а врачи ему еще и руку отрезали. Жалко его. Что ждет хлопца? Как он будет жить? Он места себе не находит. Глядя на него, сестрички немеют от ужаса и сострадания. Сначала этот хлопец выл от боли, страха и безысходности, а потом тихо плакал. В нашей большой послеоперационной палате раненые стараются не стонать, не шуметь и даже не разговаривать. И вдруг в палату приходят школьники. Детворе мы всегда рады. С их приходом становится светлее и радостнее. Разбежались они по палатам. Кто книжку вслух читает, кто попить раненому дает, а маленькая девочка подошла к нашему хлопчику и молча положила на тумбочку веточку ели. А на следующий день он попросил нянечек: «Девчата, под подушкой адрес, напишите всю правду моей жене. У нас двое деток, я сам не могу. Напишите, пожалуйста, письмо». Написали. На радость всего госпиталя жена приехала, ухаживала за ним, а потом увезла домой.

Зинаида Ивановна Кузнецова, труженица тыла, вспоминала: «Когда началась война, мне было 9 лет, в то время я училась в Бутурлинской школе-семилетке, которая располагалась в здании церкви. Но была и новая школа, построенная в 1939 году, вот эту школу и отдали под госпиталь. Вместе с другими школьниками ходила в госпиталь на концерты. Раненые были очень рады. И, как сейчас, помню, концерты наши не всегда были «качественными», плохо отрепетированными, но раненые нам хлопали горячо и даже кричали: «Браво!». Маленьких детей работники госпиталя приглашали редко. Чаще приглашали детей постарше. У них концерты были лучше, да и спектакли они ставили. И потом старшие дети могли помогать раненым: почитать книжки и письма от родных, написать письмо домой по просьбам раненых, да мало ли чего делали. Помогали обрабатывать госпитальный огород, который был серьезным подспорьем в питании раненых». 16 августа 1942 года в статье газеты «Колхозная правда» говорилось, что в Смагинской неполной средней школе Ваня Раков по всем предметам успевал на «отлично». Когда начались летние каникулы, он сказал ребятам, что отдыхать — не время. Мы должны помогать Красной Армии в борьбе с фашизмом. Все лето Ваня работал в поле, выполняя все, что поручал бригадир.

— Это наш лучший работник, — говорили о Ване Ракове в колхозе «Знамя труда». В период уборки хлеба он первым взялся за косу, и, несмотря на свои 15 лет, выполнял норму на 150 процентов.

Выполняя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы: дети, подростки трудились из чувства любви и долга перед Родиной. Исследовав материал о тяжелых годах Великой Отечественной войны, мы как будто соприкоснулись с живой историей, почувствовали уважение к ребятам и благодарность за их жизненный подвиг. Проанализировав рассказы о нелегкой доле, работе ребят в тылу и особенностях жизни в военное время, мы убедились в том, что образ жизни и поведение советских детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалой стойкостью и мужеством».

Тимуровское движение живет и сегодня. Ученики нашей школы тоже участвуют в нем, оказывая помощь тем, кто нуждается в этом.

В своей исследовательской работе «Гайдар-Голиков из Арзамаса» ученица 9-го класса Елизавета Панкратова писала: «К сожалению, в программе по литературе не изучаются произведения А. П. Гайдара, потому мои сверстники, в большинстве своем, не знают, каким образом жизнь и творчество писателя связаны с Нижегородской областью. Я считаю, что эта тема актуальна, потому что творчество Аркадия Гайдара — культурное наследие России. (...) Если ты сумеешь вовремя разглядеть в реальном человеке черты того или иного литературного персонажа, ты будешь знать, чего примерно от него ожидать, как его покорить» или «Начни с малого. Например, с рассказов А. П. Гайдара. При этом представляй себя или героем, или приятелем автора. В этом случае тебя осенит мысль, что ты стал свидетелем интересного, того, чего не увидишь, сидя дома».

Произведения А. П. Гайдара нужны современному школьнику, так как общечеловеческие ценности, которые Аркадий Петрович описал в своих книгах, будут цениться во все времена.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Камов, Б. Н. Обыкновенная биография (Аркадий Гайдар) / Б. Н. Камов. — Москва : Молодая гвардия, 1971. — 415 с.

2. Лев Кассиль. Гайдар (вступительная статья) // Аркадий Гайдар. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. — Москва : Государственное издательство Детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1955. — 352 с.

3. Зинина, К. Отличник в работе и учебе // Колхозная правда. — 1942. — 16 августа. — С. 2.

 

Практика школьного воспитания № 3, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм