Районный фестиваль «Его Величество — рояль: Танцевальные жанры»
Т. С. ЛУКОЯНОВА, педагог-организатор МБУДО «ЦДТ Автозаводского района», г. Нижний Новгород |
Н. В. ОГНЕВСКАЯ, педагог дополнительного образования МБУДО «ЦДТ Автозаводского района», г. Нижний Новгород |
Одной из необходимых предпосылок повышения общей культуры человека, становления его как духовной сущности, понимающей себя и мир вокруг себя, является художественно-эстетическое воспитание.
В муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества Автозаводского района» г. Нижнего Новгорода постоянно ведется работа по поддержке художественно-эстетического воспитания: тематические конкурсы, выставки, концерты.
Представленный сценарий разработан в рамках реализации проектной линии «Мир творчества» районного мегапроекта «Мир детства», посвященного поддержке и развитию художественно-эстетического воспитания учащихся образовательных учреждений Автозаводского района.
Эта методическая разработка предназначена для классных руководителей, заместителей директора по воспитательной работе, старших вожатых, педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования образовательных учреждений, в том числе и учреждений дополнительного образования. Материал может быть использован в качестве сценария конкурса, фестиваля, музыкальной гостиной, на классных часах и т. д.
Цель: духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи через приобщение к уникальному музыкально-культурному наследию.
Задачи:
- расширение музыкального кругозора и формирование художественно-эстетического вкуса учащихся;
- повышение уровня исполнительской, сценической и зрительской культуры детей и подростков;
- выявление и поддержка наиболее одаренных исполнителей;
- популяризация музыки композиторов-романтиков.
Возраст целевой аудитории: 7—17 лет.
Оборудование: рояль; стулья для зрителей; ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран; медиа-презентация (https: //www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/581120-scenarij-provedenija-r...); грамоты с номинациями для каждого участника фестиваля.
Ход проведения
(Слайд 1) Добрый день, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной, проходящей в рамках районного этапа городского фестиваля «Его Величество — рояль».
Давайте познакомимся с нашим высокоуважаемым жюри.
Представление членов жюри.
(Слайд 2) О, музыка, — язык любви,
Язык всемирного общенья!..
Как звуки вечные твои
Нас призывают к пробужденью,
Как наполняют кровь и мысль,
Как успокаивают нервы,
Когда по залу пронеслись
Раскаты двух аккордов первых. (Людмила Кудрявцева)
(Слайд 3) Позвольте начать нашу встречу с шедевра мировой музыкальной культуры — «Элегии» Жюля Массне́ в исполнении...
(Слайд 4) Тема нашей музыкальной гостиной — «Танцевальные жанры». Мы познакомимся с удивительно красивыми произведениями разных танцевальных стилей.
Танец — вид искусства, зародившийся в глубокой древности. Он с давних пор стал выражением разнообразных душевных состояний человека. В танце выражается характер времени, дух эпохи. У каждого народа складывались свои традиции. Поэтому и танцевальная музыка всегда отражает черты национального характера. Каждый жанр такой музыки имеет свой характерный ритмический рисунок и определенный темп, совокупность которых позволяет сразу отличить на слух вальс от польки, танго от фокстрота.
(Слайд 5) Со временем на основе танцевальных ритмов появились музыкальные сочинения: инструментальные пьесы, сюиты, отдельные части сонат и симфоний. Широко используется танцевальная музыка в опере. На ней основан балет.
В XVI—XVIII веках преобладали инструментальные сюиты. В переводе с французского сюита означает «последовательность», «ряд».
Сюита состоит из самостоятельных пьес, объединенных общей художественной идеей. В классическую сюиту вошли четыре танца: аллема́нда, кура́нта, сараба́нда и жи́га.
(Слайд 6) Поговорим о танце cарабанда. Это старинный испанский народный танец. Со временем облагороженный вариант этого танца распространился в Западной Европе как бальный танец. Существует два вида сарабанды: 1. подвижная, темпераментная, исполнявшаяся под звуки барабана и кастаньет; 2. серьезная, близкая к траурному шествию.
В России по указанию Петра I были созданы духовые оркестры, под музыку которых на ассамблеях придворные танцевали сарабанду, менуэ́т, гаво́т и другие танцы, пришедшие из-за границы.
(Слайд 7) Для вас звучит «Сарабанда» Коре́лли в исполнении...
(Слайд 8) Теперь перенесемся во Францию. Красивый, изящный, грациозный танец сумел донести до нас свое очарование через столетия. Конечно, я говорю про менуэт, что в переводе с французского означает «маленький шаг». Этот танец характерен умеренным темпом и трехдольным размером. Сначала вошел в сюиту, позднее — в сонаты и симфонии. Менуэт использовал Йозеф Гайдн в своих симфониях, приближая их к живым народным танцам.
(Слайд 9) Приглашаем к роялю... Она исполнит «Менуэт» Йозефа Гайдна.
(Слайд 10) А сейчас обратимся к польскому народному танцу — мазурке. Мазурка горделива и изящна, с четким ритмом и акцентами. В России этот танец был популярен на протяжении всего XIX века. В классической музыке она больше связана с именем польского композитора Фредерика Шопена, написавшего около 60 мазурок. Народная мазурка лежит в основе национального гимна Польши.
В русской музыке известны мазурки Михаила Глинки, Петра Чайковского, Александра Глазунова.
(Слайд 11) Давайте насладимся мазуркой Лео Дели́ба из балета «Коппе́лия». Для вас играют...
(Слайд 12) В XIX веке музыка обогащается новыми танцевальными ритмами. Это связано с интенсивным развитием целого ряда национальных культур и возникновением особого интереса композиторов к фольклору. Давайте послушаем произведение Иоганнеса Брамса «Венгерские танцы».
(Слайд 13) Вернемся в Испанию и поговорим о фламе́нко. Это один из самых красивейших испанских танцев. Он очень страстный и темпераментный, и довольно сложный в исполнении. Главным движением во время исполнения фламенко является выстукивание каблуком по полу в такт с другими танцорами. Это «па» должно быть грациозным и размеренным. Фламенко танцуют под звуки гитары, криков и хлопков в ладоши.
(Слайд 14) Сейчас для вас прозвучит фламенко Уильяма Ги́ллока в исполнении...
(Слайд 15) А теперь мы познакомимся поближе с чудесным народным чешским танцем. Веселая и зажигательная полька — один из самых популярных и любимых национальных танцев. Вообще, это не польский, как многие считают, а старинный чешский танец. Польку можно назвать поистине интернациональным танцем, поскольку ее танцуют по всей Европе. Размер двудольный, движение основано на полушагах, легких прыжках с поворотом. Польки писали многие композиторы.
(Слайд 16) А мы послушаем польку Татьяны Николаевой в исполнении...
(Слайд 17) Еще один пример народного фольклора прозвучит в исполнении... «Испанский танец» Мо́рица Мошко́вского.
(Слайд 18) Ле́ндлер — народный австрийско-немецкий парный, круговой танец. Его название происходит от слова «Land» — земля, что явно говорит о его сельских корнях. Большую популярность приобрел в XVIII веке. Танец состоит из большого числа поворотов и скользящих шагов, а после своего «прихода в город» он перешел в разряд умеренно медленного танца. На основе шагов лендлера появился новый, более быстрый танец, который стал известен во всем мире под названием «Венский вальс».
(Слайд 19) Я приглашаю к роялю... Она исполнит произведение Густава Корнелиуса Гу́рлитта «Лендлер».
(Слайд 20) Гавот — старинный французский танец народного происхождения. Очень популярный танец XVII—XVIII веков. Движениям гавота свойственна манерность, его музыка отличается живостью темпа, четкостью ритма. Этот бальный и оперно-балетный танец был включен в сюиту. К гавоту обращались Бах, Гендель, Люлли́.
(Слайд 21) Для вас прозвучит Гавот, ор. 49, № 3 Александра Глазуно́ва в исполнении...
(Слайд 22) XX век принес в танцевальную музыку новые ритмы. Как и раньше, в хореографии и музыке используются элементы музыкально-танцевального фольклора разных народов, особенно латиноамериканского и африканского. Большое распространение получил регта́йм — жанр фортепианной американской музыки, оформившийся в последней четверти XIX века. Он считается одним из предшественников джаза. Джаз унаследовал от регтайма ритмическую остроту, создаваемую несовпадением ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии. Некоторое время после Первой мировой войны регтайм вновь был моден как салонный танец. От него произошли и другие танцы, в том числе и фокстрот.
(Слайд 23) Предлагаю насладиться звуками регтайма Манфреда Шмитца. К роялю приглашаются...
(Слайд 24) Нахлынувшие воспоминания, грусть, ностальгия, надежда, грезы и мечты, счастье, любовь, торжество победы и боль разочарования — всё это жизнь, всё это наша душа... и всё это вальс. История вальса насчитывает чуть более 200 лет. По временным меркам это очень молодой танец, что полностью отражено в его характере — стремительном, легком и жизнерадостном. Название танца происходит от немецкого слова «walzen» — кружиться, вращаться. Основу вальса составляет именно плавное, беспрерывное кружение пары с одновременным движением по залу.
(Слайд 25) В завершение этой удивительной встречи в музыкальной гостиной наши уважаемые педагоги (...) подготовили для всех приятный сюрприз. Они исполнят вальс Петра Ильича Чайковского.
Спасибо всем за прекрасные выступления!
А теперь попросим членов жюри подвести итоги нашего этапа городского фестиваля «Его Величество — рояль».
(Слайд 26) Награждение участников в номинациях: «Выразительное выступление»; «Понимание стиля»; «Яркое исполнение»; «Оригинальное тембральное исполнение» и т. д.
Мы благодарим всех участников нашего фестиваля и их руководителей за высокий профессионализм, мастерство исполнения, оригинальный творческий подход и подаренные эмоции. Желаем творческого подъема и новых успехов!
Приглашаем всех участников для общей фотографии!
Фестиваль «Его Величество — рояль» оставил яркие впечатления у участников и зрителей. Интересные факты и красивые картины презентации позволили не только насладиться великолепными мелодиями, но и совершить путешествие в историю музыки различных стран. Жюри отметило высокое качество исполнения и разнообразие репертуара участников. Атмосфера фестиваля получилась очень доброжелательной, познавательной и увлекательной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства [Текст]: Учебник. В 3-х ч. Ч. 1 и 2. — 2-е изд., доп. — Москва : Музыка, 1988. — 415 с., нот.
2. Друскин, М. С. Очерки по истории танцевальной музыки [Текст] / М. С. Друскин. — Ленинград : Ленинградская филармония, 1936. — 204 с. : ил.
3. Музыкальный энциклопедический словарь / Абаджиев А. и др., гл. ред. Г. В. Келдыш. — Москва : Советская энциклопедия, 1990. — 671 с. : ил., нот.; 26 см. ISBN 5-85270-033-9
4. Михеева, Л. В. Музыкальный словарь в рассказах. — Москва, 1987. [Электронный ресурс]. — URL: https: // dmsh-privolzhsk.ivn.muzkult.ru (дата обращения: 15.02.2024) — Текст : электронный.
Практика школьного воспитания № 3, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: