Забота о детях — забота о будущем…
В. В. ГРИШИН, канд. филос. наук, доцент кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО |
Б. Л. ГИНЗБУРГ, канд. ист. наук, доцент, заведующий кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО |
После Великой Отечественной войны вся страна переходила на мирные рельсы. Восстанавливался и наш город-труженик. Так, Горьковский автозавод выпускает легковой автомобиль «Победа», а на улицах появились первые троллейбусы, и во всех районах города строятся жилые районы — знаменитые «сталинки». Была достроена самая длинная в Европе лестница — Чкаловская.
Советские и партийные власти Горьковской области думали и о культурном развитии региона. В городе Горьком появились новые учреждения искусства: детский дом для одаренных детей (1945 г.), хоровая капелла мальчиков (1946 г.), консерватория (1946 г.). Большую роль в их организации сыграл председатель Горьковского исполкома А. М. Шульпин. Александр Михайлович родился в 1897 году в селе Василёво (сейчас город Чкаловск) Нижегородской губернии. В 1914 году окончил Вятское техническое железнодорожное училище и был направлен на работу десятником в город Балахну. В 1916—1923 гг. работал техником, прорабом на стройках Васильсурска, Лыскова, Нижнего Новгорода. Молодой, напористый Шульпин поступает в Московское высшее инженерно-строительное училище, а после его окончания в 1932 году возвращается работать в Горький. Грамотного, знающего строителя, умелого организатора заметили, и с 1936 года его профессиональная карьера идет вверх: начальник стройгруппы, затем начальник архитектурно-планировочного управления. В 1939 году вступает в Коммунистическую партию, и добавляется карьера политическая. С января 1941 г. по февраль 1943 г. работает заместителем председателя Горьковского облисполкома, а с марта 1943 г. по март 1950 г. — председателем Горьковского горисполкома. В эти очень тяжелые для города годы Шульпин правил твердой рукой, не допуская отступлений от намеченных планов. Но будучи культурным интеллигентным человеком, он еще в предвоенные годы оказывал большую поддержку музыкальному училищу, филармонии, оперному и драматическому театрам.
Война нанесла населению Советского Союза огромный урон и больше всего ударила по детям. 678 тысяч детей лишились своих родителей. По всей стране открывались новые детские дома. В нашем городе благодаря деятельности первого секретаря Горьковского обкома партии Михаила Ивановича Родионова был открыт детдом для одаренных детей.
6 июля 1945 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР № 532 об организации в г. Горьком детдома для одаренных детей. А 19 ноября 1945 года на заседании Исполкома Горсовета было принято решение № 1119 «Об открытии детдома для одарённых детей».
Выписка из этого решения гласила:
1. Открыть в г. Горьком детдом для одарённых детей.
2. Предоставить временно открываемому детдому здание филиала госпиталя № 2797 (бывший детсад Горгрэса) по улице Невзоровых.
Председатель Исполкома Горсовета Шульпин.
Секретарь Исполкома Горсовета Сухорукова.
А. М. Шульпин
На пост директора первый секретарь обкома партии М. И. Родионов (его именем названа одна из улиц нашего города) предложил Нину Федоровну Антонову — педагога, музыканта, интеллигентного человека, обладающего художественным вкусом, и к тому же прекрасного организатора. В короткое время Нине Федоровне удалось собрать коллектив единомышленников.
М. И. Родионов
Здание, выделенное детдому, оказалось очень запущенным, требовало перепланировки и ремонта, который был начат немедленно. С трудом удавалось приобретать строительные материалы, краску, инвентарь, мебель. Помогали будущему Дому одарённых всем миром. В порядке шефства «руку помощи протянули» Автозавод им. Молотова (ныне ГАЗ), Горьковский военный округ, зенитное и танковое училища, НКВД и ряд других организаций.
Длившийся в течение зимы и весны 1945/1946 г. ремонт завершился к 1 июля 1946 года. К этому времени был расчищен и засажен сад, где поставили скамейки и столы, устроены площадки для детских игр, отремонтирован забор вокруг дома, приобретен необходимый столовый и кухонный инвентарь. Горьковский военный округ отпустил три швейные машинки — при детдоме организовалась своя пошивочная мастерская. Мебель, в основном новая, изготовлялась в мастерских Автозаводского промкомбината.
С 21 июня 1946 года при Отделе по делам искусств Исполнительного комитета Горьковского городского Совета депутатов трудящихся начала работать комиссия по набору детей. Были просмотрены воспитанники детдомов города Горького и отобраны 23 человека: 18 музыкально одаренных и 5, способных к рисованию.
Перенесшие ужасы войны дети были измучены морально, ослаблены физически. До 1 сентября проводилась оздоровительная работа, давали витамины, подкармливали. В то же время продолжался прием ребятишек из Горьковской и других областей — в начале сентября прибыли дети из Вологодской и Молотовской (Пермской) областей.
К 1 сентября 1946 года под крышей Дома собралось 50 воспитанников: 15 художников и 35 музыкантов. Дети были определены в общеобразовательные школы, а также в художественную и музыкальную школы Ждановского района (ныне часть Советского и Приокского районов), музыкальное, художественное и хореографическое училища. Надо отметить, что в стране было бесплатное семилетнее образование с 1940 по 1956 год. Дополнительное образование — музыкальное и художественное — было и бесплатным и платным, но деньги уходили на приобретение музыкальных инструментов, альбомов и красок. В детдоме же всё было бесплатным.
К концу первого учебного года в Доме жили уже 60 человек, из которых 37 были круглыми сиротами.
В 1946/1947 учебном году педагогический коллектив состоял из шести приходящих педагогов и четырех воспитателей.
Воспитатели и руководство детдома для одаренных делали вс¸ возможное, чтобы дети не испытывали тех трудностей, которые были присущи большинству детдомов Горьковской области.
Первые воспитанники имели недостаточный вес, были ребята с туберкулезом, болезнями позвоночника и другими серьезными заболеваниями. Детей лечили, отправляли в санаторий. К концу 1947/1948 учебного года в детдоме находилось уже 69 воспитанников. С этого времени начали работать кружки: текущей политики, хоровой, хореографический, художественный, кукольного театра.
В воспитании ребят использовался педагогический опыт А. С. Макаренко. Ученик должен быть политически подкован — в детдоме создавались кружки текущей политики. Воспитанники следили за событиями по страницам газет «Пионерская правда» и «Комсомольская правда». Сообщения делались не только руководителем — молодой воспитательницей Нонной Борисовной Ремизовой, но и членами кружка. Среди тем были такие: «Что дала Советская власть трудящимся нашей Родины», «Наша страна — передовая страна в мире», «Жизнь детей в капиталистических странах». Многие занятия посвящались изучению истории города Горького.
Хоровой кружок был создан в октябре 1946 года. А в декабре был организован хореографический кружок. Его руководитель В. Г. Фишкина начала работать по программе, разработанной московским Центральным домом художественного воспитания детей. Программа объединяла основные элементы классики, ритмику и пластику.
С неизменным успехом хоровой и танцевальный коллективы участвовали в ежегодных районных и городских смотрах художественной самодеятельности.
В художественном кружке под руководством Н. Р. Олигер занимались 25 человек. Рисовали с натуры, учились составлять композиции, организовывали походы за город и на реку — «на этюды». К праздникам дети оформляли здание детдома плакатами, лозунгами, цветными лампочками, лентами и цветами, расписывали костюмы для танцев.
Надо отметить, что в детдомах страны при заботе государства о детях всё-таки проблем было немало — воспитанники могли носить обноски, мерзнуть и недоедать, процветало воровство, грубость, физическое насилие. Вспомним фильм «Подранки» (режиссер Николай Губенко)! Горьковский детдом для одаренных детей благодаря коллективу воспитателей этого избежал.
Почти сразу, в 1946 году был выбран Детский совет, куда вошли наиболее активные старшие ребята: председатель детсовета Ира Самохвалова (она же председатель культурно-массовой комиссии), помощник председателя детсовета и председатель учебной комиссии Федя Лирин, секретарь детсовета Леня Новожилов, помощник председателя учебной комиссии Веня Горенков, председатель санитарной комиссии Рита Егорова, помощник председателя санитарной комиссии Римма Шлямова, председатель редколлегии Витя Ткаченко.
Обязанностей у детсовета было достаточно: помогать воспитателям, руководить работой старост, культурников, санитаров, назначать дежурных по кухне, которые присутствовали при закладке продуктов, дежурных по столовой, дежурных по пилке и колке дров и т. п. Хорошо работала редколлегия Детского совета, выпускающая стенную газету «Лира», «Боевые листки» и сатирическую газету «¨ж».
Читать все любили и читали много. Своей библиотеки в детдоме сначала не было, поэтому воспитанники пользовались районной детской библиотекой.
Большой радостью были походы в кино, что случалось один раз в семь — десять дней. Дважды в месяц дети посещали оперный театр, и это очень расширяло их кругозор и запоминалось на всю жизнь. Обязательно проводились праздники: 7 ноября, 1 мая и, конечно, елка на Новый год.
Когда в г. Горьком проводился сбор средств для детей-сирот, родители которых погибли на фронтах Великой Отечественной войны, райком партии, райисполком и райсобес обратились к Н. Ф. Антоновой с просьбой провести концерт силами воспитанников Дома одаренных. Была подготовлена специальная программа. Этот концерт состоялся в оперном театре.
Долгие годы Дом одаренных, как его с любовью называли в городе, был на хорошем счету. Дети много выступали с шефскими концертами. В оперном театре ежегодно проходил отчетный концерт воспитанников Дома при участии ведущих солистов театра — собирался полный зал зрителей. О доме музыкального и художественного воспитания (ДМХВ) писали даже в зарубежной прессе. Для советского времени это было почти невероятно.
В гости к ребятам приходил композитор А. А. Касьянов, бывали приезжающие в Горький знаменитости: И. О. Дунаевский, А. И. Хачатурян, Ю. В. Брюшков, конструктор пушек и гаубиц В. Г. Грабин, создатель самолетов А. С. Яковлев и другие. Много значила для творческого роста будущих музыкантов и художников договоренность директора детдома Н. Ф. Антоновой со всеми театрами города и филармонией на бесплатное посещение воспитанниками спектаклей и концертов. Так же заслугой Нины Федоровны было и то, что, учась уже в училище, воспитанники продолжали жить в детдоме — до получения диплома.
Н. Ф. Антонова
В 1971 году директором стала Лариса Николаевна Белякова. Человек одинокий, она беззаветно служила делу. Живя рядом с ДМХВ, домой уходила поздно вечером, а рано утром уже опять была на работе — распоряжалась, хлопотала, печатала на машинке (секретарь тогда не полагался по штату).
По воспоминаниям воспитателя ДМХВ с большим стажем Валентины Николаевны Савиновой, Лариса Николаевна была очень тактична, никогда не кричала и даже не повышала голос. Дети ее любили и делились с ней своими проблемами, радостями, успехами. Лариса Николаевна очень переживала, когда кто-то из детей болел, несколько раз за день могла спросить, улучшилось ли самочувствие воспитанника. Такой же отдачи в работе она требовала и от сотрудников. Лариса Николаевна присутствовала на всех концертах детдома, а на отчетные концерты приглашала бывших воспитателей, учителей школы и начальство из городских и районных организаций. Она искренне поздравляла воспитателей, руководителей коллективов, воспитанников, радовалась, что всё прошло успешно.
Л. Н. Белякова
Не имевшая художественного или музыкального образования, Лариса Николаевна была успешной хозяйственницей. Ей удалось организовать рядом со старым зданием строительство прекрасного четырехэтажного корпуса с двухместными спальнями, большим залом, студиями для занятий. Она наполнила дом мебелью, коврами, зеркалами, новыми инструментами. Улучшились питание и отдых детей (в рационе появилась икра, в каникулы ездили отдыхать на море).
Руководителем хора был Владимир Александрович Попов — замечательный педагог, музыкант, который добивался очень хороших результатов. Он был строг, требовал идеальной дисциплины. Следил, чтобы, приходя на занятия, воспитанники были чисто одеты и аккуратно причесаны. Иначе — «за дверь!». Хор участвовал в городских концертах, фестивалях, конкурсах, получал призы и награды. С концертами ездили не только по области, но и в Ярославль, в Эссен (Германия).
Более тридцати лет в детдоме существовал ансамбль скрипачей, которым руководил прекрасный педагог и концертмейстер Владимир Андреевич Савинов. Настойчивый и требовательный музыкант, он добивался того, чтобы коллектив был постоянным участником ответственных концертов, фестивалей, конкурсов. Многие из учеников В. А. Савинова стали профессиональными музыкантами, лауреатами и дипломантами областных и международных конкурсов: Ольга Савушкина, Мария Берсенёва, Александра Меркулова, Ирина Дроздова, Ольга Усачёва, Наталья Воробьёва, Владимир Плаксин, Дмитрий Калябин, Александра Грузинцева.
Ансамблем виолончелистов ДМХВ в разное время руководили А. В. Груздев, А. Н. Богданова, З. Б. Хусенетдинова, Н. Л. Будыкина, Н. М. Матвеева. Коллектив принимал участие в концертах различного уровня.
Хореографическим коллективом после В. Г. Фишкиной руководили В. И. Боршняков, И. В. Кирсанов, Т. М. Лебедева. Все они были талантливыми, творческими людьми. Приходили и новые воспитанники, а выступления детей в нарядных, красивых костюмах всегда проходили с большим успехом.
Долгое время, с 1958 по 1985 годы, в ДМХВ работала обаятельная и очень тактичная Людмила Ефимовна Осокина. Живописью занимались почти все дети — и «художники», и «музыканты». Людмила Ефимовна рассказывала о художниках, показывала слайды, водила ребят в музеи. В последующие годы работали Г. Г. Плетнёв, С. И. Юсова. Проходили выставки, на которых ребята получали призы за свои работы. Профессиональными художниками стали Владимир Ференц, Алексей Быков, Иван Бобочков (работают в Нижнем Новгороде) и уехавшие в Санкт-Петербург Вячеслав Гладкий и Андрей Филиппов.
В ДМХВ всегда были прекрасные воспитатели: Н. Я. Виноградова, А. Е. Доронина, Л. П. Камышева, В. Н. Савинова, Л. И. Тимошенко, В. Г. Тимошенко, Т. Г. Эстрина. Завуч Татьяна Соломоновна Андосова (проработала в детдоме с 1972-го по 1994 год) проводила огромную работу по организации учебного процесса, досуга детей, здорового климата общения воспитателей. Для ребят организовывались экскурсии — ездили в Москву, Санкт-Петербург, по городам Золотого кольца России, в Дивеево. Выпускники приходили в детдом на праздники и концерты. Их всегда тепло встречали, разговаривали с ними, давали добрые советы.
С 1996 года контингент Дома одаренных стал меняться. На это были объективные причины: круглых сирот стало меньше, талантливых детей, оставшихся без родителей, усыновляли. Культурная активность ДМХВ стала затухать. До 2011 года директор Вера Георгиевна Тимошенко пыталась спасти Дом, но было уже поздно. Вышел приказ: по причине нерентабельности ДМХВ закрыть.
Настали другие времена, Изменилась форма воспитания, но творческие дети также занимаются дополнительным образованием в кружках художественного направления, в студиях живописи, хореографии, театра, вокала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дом одаренных детей. Легенда и смерть : воспоминания, дневники, материалы / редактор-составитель Н. П. Бердникова ; под редакцией В. С. Колесникова. — Нижний Новгород : [б. и.], 2016. — 314 с.
2. Зезина, М. Р. Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы (1945—1955) // Вопросы истории. — 1999. — № 1. — С. 127—136.
3. Ромашова, М. В. Исключение из правил: советские детские дома в послевоенное десятилетие // Астафьевские чтения. Время «Веселого солдата»: ценности послевоенного общества и их осмысление в современной России. — Пермь, 2009. — С. 275—286.
4. Очерки истории Горьковской организации КПСС. В 3-х частях. Часть первая. 1891—1918. — Горький, 1961; Часть вторая. 1918—1941. — Горький, 1966; Часть третья. 1941—1972. — Горький, 1974.
Практика школьного воспитания № 3, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: