Возникшие мимоходом

А. М. ВАСИН,

ст. преподаватель

кафедры гуманитарного образования

ГБОУ ДПО НИРО

 

Нижегородчина — самобытный регион, поддерживающий традиционные формы литературного и художественного творчества. На территории нашей области бытует почти треть всех сохранившихся народных художественных промыслов России. Здесь есть особое место — Большое Болдино. Оно неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина — кто не знает «болдинский период» литературной деятельности поэта.

Такая насыщенная художественная культура региона позволяет вводить в предметную область «Искусство» содержание, связанное с местными традициями, обычаями, творчеством. В частности, материал статьи можно использовать на занятиях и уроках изобразительного искусства в сфере дополнительного и школьного образования, насыщая визуальной и текстовой информацией такие темы как «Иллюстрация литературного произведения» или «Портретное искусство».

 

Рисунки Пушкина на полях рукописей в большинстве своем не являются иллюстрациями поэтических строк. Это, скорее, иллюстрации творческих затруднений, пауз и ассоциативных размышлений поэта. Сам Пушкин подметил, что в большинстве случаев появление рисунков у него связано с неоконченным стихом: «когда стопорилась строфа, не давался эпитет, медлила рифма — заминка разрешалась рисунком. Творческая энергия, встретив запруду, катилась по боковому руслу» [1, 18]. Интересно отношение поэта к рисованию. Оно двояко — это полное равнодушие к выполнению рисунков на уроках в лицее и легкость и беззаботность при их выполнении на страницах своих рукописей. Но зародилась эта легкость на уроках рисования, которые вел Сергей Гаврилович Чириков. Учитель и гувернер одновременно обучал лицеистов двум искусствам: чистописанию и рисованию. Чириков окончил Академию художеств с малой серебряной медалью и «аттестатом против утвержденных форм, художником первой степени со шпагой» [1, 104]. Это говорит о том, что лицей не поручал своих питомцев случайным людям. Урок рисования чередовался с предметами «изящных искусств» и проходил ежедневно в течение одного часа. За основу программы предмета «рисование» предположительно была взята программа обучения художников в Академии художеств. В то время курс обучения в Академии делился на пять частей или ступеней. Первая ступень — рисование орнаментов и копирование «оригинальных голов». Вторая ступень — рисование с «оригинальных фигур». Две последующие ступени — рисование гипсовых голов и фигур. И только после этого ученики допускались к высшей ступени — натурному классу. В лицее кроме урока рисования Чириков вел литературный кружок и издавал вместе с лицеистами карикатурный журнал, в котором участвовал и Александр Пушкин. Учителя Царскосельского лицея ежегодно составляли подробные характеристики на каждого ученика, в которых описывали сильные и слабые стороны своих воспитанников. Мнение С. Г. Чирикова довольно резко по отношению к своему воспитаннику Пушкину: в рисовании «тороплив и неосмотрителен», «успехи неощутительны» [1, 164]. Сохранились два рисунка, сделанные Пушкиным на уроках, — «Продавец кваса» и «Лежащая собака с птицей в пасти». Обе работы подписаны: «Рисовал Александр Пушкин». Конечно же, эти рисунки не с натуры, а скорее копии. И совпадают они с освоением второй ступени: рисование с «оригинальных фигур», то есть копирование. Эти рисунки не блещут мастерством и, вероятно, качественно ничем не отличались от рисунков большинства его сверстников. Рисование — это всего лишь маленькая частичка того, что изучали лицеисты. Под определением «изящные искусства и гимнастические упражнения» подразумевалось пение, рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда и плавание. Особое внимание уделялось изучению иностранных языков: латинского, французского, немецкого. Осваивали лицеисты риторику, словесность, русскую и мировую историю, географию, математические и физические науки.

Свое отношение к искусству и, в частности, к рисованию Пушкин высказал в 1813 году в стихотворении «Монах». Там читаем такие строчки: «Но Рубенсом на свет я не родился, Не рисовать, я рифмы плесть пустился». И тут же в этом произведении кроме художника Рубенса поэт упоминает Тициана (Цициан), Франческо Альбани (Албан), Клода Жозефа Верне (Вернета), Никола Пуссена (Пуссина), используя их имена как ассоциативный ряд, указывающий на произведения живописи, иллюстрирующие поэтические строки.

(…) Я кисти б взял бестрепетной рукою

И, выпив вмиг шампанского стакан,

Трудиться стал я жаркой головою,

Как Цициан иль пламенный Албан.

Представил бы все прелести Натальи,

На полну грудь спустил бы прядь волос,

Вкруг головы венок душистых роз,

Вкруг милых ног одежду резвой Тальи,

Стан обхватил Киприды б пояс злат.

И кистью б был счастливей я стократ!

Иль краски б взял Вернета иль Пуссина;

Волной реки струилась бы холстина; (…)

И здесь вновь проявляется двоякость отношения Пушкина к пластическому искусству. С одной стороны, поэт говорит, что он — не рисовальщик, с другой, проявляет хорошие знания истории искусств и произведений современников. И это знание позволяет Александру Сергеевичу использовать знаменитые произведения изобразительного искусства как основу для поэтических переложений. Портрет М. Б. Барклая де Толли художника Джорджа Доу побудил Пушкина написать «Полководца», а бюст Александра Первого работы Бертеля Торвальдсена — «Перед бюстом».

По мнению искусствоведа А. М. Эфроса (1888—1954), источником познания истории искусств являются два произведения русских авторов — «Письма русского путешественника» Карамзина и «Прогулки в Академию Художеств» Батюшкова. Эти два произведения и лицейские уроки рисования стали базой для поэтических и художественных зарисовок А. С. Пушкина.

Пушкинские рисунки можно соотнести с жанрами изобразительного искусства. К портретному жанру относятся множество профильных изображений, которые можно разделить на три большие группы. Первая группа — мужские профильные портреты. Вторая группа — это женские портреты в профиль. И третья — автопортретные профили Пушкина. Искусствовед и исследователь графики А. С. Пушкина Абрам Маркович Эфрос в своей книге «Рисунки поэта» (1933) приводит примеры таких изображений, относящихся ко всем трем группам.

Эфрос утверждает, что профильные изображения различных персонажей, встречающиеся на страницах рукописей, никак не связаны с их содержанием. Таков портрет Грибоедова, который расположен на листе с рукописью к «Евгению Онегину» (рисунок 1). Профиль Грибоедова и другие рисунки, а их на этом листе всего 11 (шесть мужских изображений и пять женских) — результат творческой паузы, «когда стопорилась строфа…».

 

Рисунок 1

 

К ассоциативным размышлениям поэта можно отнести профильный портрет А. А. Шаховского (рисунок 2). Он нарисован на страницах рукописи с неоконченной шутливой поэмой «Недавно бедный мусульман» и черновиком послания Вяземскому, где тот предстает как «язвительный поэт, остряк замысловатый…» [1, 217]. Острячество Вяземского ассоциативно направило мысль поэта на А. А. Шаховского, который тоже писатель, тоже остряк — главный поставщик комедий для русской сцены начала XIX века. Поэтому на странице рукописи появляется профильный портрет Шаховского с его характерными чертами: крючковатый нос, морщинистый лоб, лысина, назад втянутый подбородок.

 

Рисунок 2

 

С Шаховским Пушкин познакомился на его квартире — так называемым «Чердаком», где собиралась творческая элита Петербурга.

Некоторые мужские профильные портреты можно назвать «серийными», так как они встречаются на страницах рукописей по нескольку раз. Таков рисунок в профиль Вольтера. Прообразами этих портретных серий, как считает Эфрос, являются портреты швейцарского художника и силуэтиста, известного серией работ, изображающих Вольтера, Жана Гюбера (1721—1786) и эрмитажная статуя и бюст, выполненные французским скульптором Ж.-А. Гудоёном (1741—1828). (рисунок 3)

 

     

Рисунок 3

 

И еще один профильный портрет, как бы случайно встроенный в рукопись, — это портрет Байрона. (рисунок 4) Рядом черновые строчки стихов «Вновь я посетил…». Сам рисунок носит характерные черты копийности, перерисовки с известного портрета работы шотландского художника Д. Сандерса (1774—1846). И здесь отчетливо виден след уроков рисования по копированию «оригинальных голов».

 

Рисунок 4

 

«Рисунок с натуры» на свои рукописи в стихотворной форме Пушкин сделал на страницах романа «Евгений Онегин» в строчках, где описывается альбом Онегина. (рисунок 5)

 

Рисунок 5

 

Он был исписан, изрисован

Рукой Онегина кругом.

Меж непонятного маранья

Мелькали мысли, замечанья,

Портреты, числа, имена,

Да буквы, тайны письмена,

Отрывки, письма черновые,

И, словом, искренний журнал,

В который душу изливал

Онегин в дни свои младые...

Иногда на страницах рукописей встречаются очень редкие изображения — рисунок человека в полный рост с портретной характеристикой. Пушкин и в таких случаях изображает фигуру человека традиционно в профиль. Надо сказать, профильные изображения доминируют среди других рисунков Александра Сергеевича. Так он нарисовал своего брата Льва Сергеевича в военном мундире. (рисунок 6) Зарисовка брата в полный рост была сделана поэтом после известия о том, что Лев Сергеевич вновь поступил на военную службу и отправился на Кавказ в чине штабс-капитана. Рисунок носит оттенок карикатурности.

 

Рисунок 6

 

Погрудный портрет изображает младшего брата в парадной форме поручика. В это звание он был произведен за отличие при взятии крепости Байрут на первом этапе военной службы. (рисунок 7) Рисунок был сделан Александром Сергеевичем не в своих рукописях, а в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой.

 

Рисунок 7

 

Как выглядел альбом дворянской барышни начала XIX века? Ответ на этот вопрос дает сам Пушкин в романе «Евгений Онегин».

Конечно, вы не раз видали

Уездной барышни альбом,

Что все подружки измарали

С конца, с начала и кругом.

Сюда, назло правописанью,

Стихи без меры, по преданью

В знак дружбы верной внесены,

Уменьшены, продолжены.

На первом листике встречаешь

Qu’écrirez-vous sur ces tablettes;

И подпись: t. à v. Annette;

А на последнем прочитаешь:

«Кто любит более тебя,

Пусть пишет далее меня».(…)

В такой альбом, мои друзья,

Признаться, рад писать и я,

Уверен будучи душою,

Что всякий мой усердный вздор

Заслужит благосклонный взор

И что потом с улыбкой злою

Не станут важно разбирать,

Остро иль нет я мог соврать.

Альбом славен тем, что в нем сохранились несколько десятков рисунков А. С. Пушкина.

А вот дружеский шарж, изображающий П. А. Вяземского, из другой коллекции. Так называемой бартеневской (Петр Иванович Бартенев (1829—1912) — российский историк и литературовед, зачинатель пушкиноведения, директор Чертковской библиотеки, основатель и издатель исторического журнала «Русский архив»). (рисунок 8, находится в Третьяковской галерее) Карикатурностью рисунка Пушкин иллюстрирует стихотворные строчки самого Вяземского «Меня обидела судьба — И задарила вас природа» [1, 370]. Пишет он Ек. Н. Ушаковой, сравнивая свою внешность с внешностью Екатерины.

 

Рисунок 8

 

(Окончание в следующем номере)

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Эфрос, А. М. Рисунки поэта. — Москва : Academia, 1933. — 478 с.

 

 

Практика школьного воспитания № 3, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм