История становится ближе

Ж. Н. СИНЯГИНА,

учитель начальных классов МАОУ «Первомайская средняя школа», г. Первомайск

Г. С. ВЛАСОВА,

директор МАОУ «Первомайская средняя школа», г. Первомайск

 

Младший школьный возраст — это время формирования личности ребенка, его мировоззрения, образа мыслей и убеждений. Возникают новые виды деятельности, отношения со сверстниками и взрослыми, расширяется кругозор и сфера интересов. Именно в этот момент очень важно формировать правильное отношение к героям, смелым и отважным людям, любовь к Родине, патриотизм, национальную гордость. Невозможно отделить историческое событие от людей, поэтому начинать нужно с чего-то знакомого, что не вызывает чувства страха и неизвестности. Проект «История становится ближе» основан на понимании краеведения, как явления целостного, многогранного. Это и история края, природа, архитектура и, конечно же, личности. Опираясь уже на знания, имеющиеся у детей, педагог расширяет их, показывая рисунки, фильмы, мультфильмы, фотографии, в том числе и старинные.

На уроках «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Православная культура») ребята познакомились с житием Святого преподобного Серафима Саровского, понятием смысла монашеского подвига, с чудесами, совершавшимися с ним. На занятиях и во внеурочное время знакомились со стихами, посвященными чудотворцу, вникали в каждую строчку, пытаясь понять некоторые моменты его затворнической жизни в лесной глуши. Читая дополнительную литературу, узнавали о его деятельности в Саровской обители Дивеевского монастыря. Знакомство с преподобным, жившим на территории нашего края, погрузило нас в красивейшую нетронутую природу того времени, отношения и общение людей между собой. Просматривая фотографии и видеофильмы, дети знакомились с архитектурой соборов и храмов.

В феврале 2024 года группа учеников 4Е класса МАОУ «Первомайская средняя школа» по приглашению Василе-островского благочиния г. Санкт-Петербурга совершила поездку в Северную столицу. Четвероклассники посетили урок «Историческая память как духовно-нравственная ценность» (предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов») в пятом классе гимназии № 32 Василеостровского района и занятие в воскресной школе «Житие преподобного Серафима Саровского». Для делегации Нижегородской области были проведены экскурсии по интересным историческим местам Санкт-Петербурга. Ребята посетили храм Смоленской иконы Божией Матери, храмовый комплекс «Смоленка», Казанский и Исаакиевский соборы, зоологический музей. Любознательные мальчишки и девчонки стали призерами квест-игры, посвященной Серафиму Саровскому, среди четырех команд гимназий г. Санкт-Петербурга, в том числе и пятиклассников. Я, как руководитель команды школьников г. о. г. Первомайск, приняла участие в научно-практической конференции «Жизнь и духовный подвиг Серафима Саровского», организованной ГОУ ЦПКС «ИМЦ» Василеостровского района г. Санкт-Петербурга совместно с Санкт-Петербургским отделением Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых» и Василеостровским благочинием Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. На конференции был представлен опыт работы как участника Всероссийского конкурса «Волонтер преподобного Серафима Саровского».

В подарок от настоятеля храма Смоленской иконы Божией матери на Васильевском острове Евгения Шогенова ребята получили различные дополнительные учебные материалы к курсу «Основы религиозных культур и светской этики», книги по духовно-нравственному воспитанию, сладкие подарки, сувениры. Но, главное, получилось интересное общение, появились новые замечательные друзья-сверстники, нужные знания и полезные уроки доброты и благости — то, чего так не хватает современным детям, которые погружены в гаджеты и в буквальном смысле перестали общаться друг с другом.

А еще получается, что история не такая уж и древняя. И в наше время происходит многое, что впоследствии назовут историей. Ученики начальных классов обладают природной любознательностью. Все новое, интересное, неожиданное, яркое привлекает их внимание, особенно когда ребята становятся участниками этих событий. Получается, что такие выездные занятия с видеофильмами, экскурсиями, викторинами и квест-играми по мере приобретения опыта общения со сверстниками и взрослыми учат школьников не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей. В контексте сравнения ребята стараются отстаивать свое личное мнение, считаться и уважать точку зрения другого человека.

Фундаментом интереса к содержанию таких проектов, приобретению знаний является переживаемое детьми чувство удовлетворения от своих достижений. Похвала педагога даже за самый маленький успех, самое небольшое продвижение вперед приводит ребенка к ощущению гордости, к душевному подъему. Это и повод поделиться своими успехами дома, во-влечь родителей в процесс обучения. Старшему поколению есть о чем рассказать — ведь их прошлое и есть история семьи, города и страны в целом. Таким образом, чередуя различные формы и методы обучения и воспитания, изучение краеведения становится интересным и не таким сложным процессом.

 

Практика школьного воспитания № 3, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм