Инновационная деятельность в образовательной системе Нижегородской области
Е. В. АНАНЧЕНКО,
начальник отдела
сопровождения
инновационной
деятельности и
подготовки
научно-педагогических
кадров ГБОУ ДПО НИРО
Понятие «инновация» вошло в широкий научный оборот еще в XIX веке и первоначально рассматривалось как введение некоторых элементов одной культуры в другую. Понятия «инновация», «инновационность», «инновационное развитие» исторически рассматривалось в контексте экономических исследований и разработок. Со временем эти характеристики были перенесены на широкий круг социальных явлений, в том числе и на образование. Поэтому инновационная деятельность стала предметом исследования, анализа и внедрения. Инновации (нововведения) характерны для любой профессиональной деятельности человека, в том числе и педагогической.
В сфере образования анализ педагогических проблем инноватики связан с исследованием сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов.
Инновации, с одной стороны, позволяют строить будущее в соответствии с существующими тенденциями, с другой, — обогащают практику. В связи с этим возникает ряд вопросов: как тиражировать инновации; какой должна быть подготовка носителей инновационной деятельности; что является основанием для создания сети инновационных площадок и подготовки команд педагогов-инноваторов; как проектировать модели профессионального развития педагога, ориентированного на осуществление инновационной деятельности.
Обобщая различные определения понятия «инновация» (Ю. В. Громыко, В. С. Лазарев, Б. П. Мартиросян, А. В. Хуторской, В. И. Слободчиков, О. Г. Хомерики, Г. Н. Прозументова) можно выделить следующие системные признаки инновации в образовании: это преднамеренные нововведения, направленные на модернизацию и повышение эффективности и образования путем изменений содержания, методов и методик обучения, воспитания, взаимодействия субъектов образовательного процесса, организационной структуры, образовательных и управленческих технологий. Одной из важнейших характеристик инновации является ее институализация в новых формах поведения субъектов образования.
Что же отличает инновацию в образовании от новации, новшества, нововведения?
- Методологическая основа (инновации рождаются на стыке науки и практики, реализуются в логике научного исследования от проблематизации и проектирования нового до экспертизы результатов; инновационная деятельность строится на научном осмыслении, прогнозировании и нуждается в научном сопровождении).
- Целенаправленность (решение конкретных проблем и задач).
- Междисциплинарный подход (инновации направлены на изменение образовательной ситуации в целом, лежат за рамками одного предмета, направления деятельности).
- Системность (инновации направлены на повышение качества образования, то есть на системные изменения образовательного процесса, инновация включает и идею, и процесс, и средство, и результат, рассматриваемые во взаимосвязи).
- Наличие применимого результата (внедренческий потенциал).
- Новизна результата (отличие от ранее существующих разработок, методик, технологий и т.д.).
- Институализация в нормативном поле.
В связи с вышесказанным актуализируется вопрос о субъекте инновационной деятельности. Если изначально инноваторами считали отдельных педагогов, затем группы (команды) педагогов, педагогические коллективы отдельных образовательных организаций, то сегодня мы говорим о сетевой и кластерной структуре инновационных площадок, в которой единицей сети (кластера) остается образовательная организация.
Именно такой подход системно реализуется в Нижегородской области — в региональных инновационных проектах и в рамках инновационных площадок ГБОУ ДПО НИРО.
Нормативными основаниями инновационной деятельности в нашем регионе являются:
приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 22 марта 2019 г. 21н (ред. от 08.09.2023 г.) «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»;
приказ министерства образования и науки Нижегородской области от 30 ноября 2022 г. № 316-01-63-3418/22 «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками» (https://niro.nnov.ru/?id=38735);
приказ ректора ГБОУ ДПО НИРО от 13 февраля 2020 г. № 52 «Об утверждении Порядка организации инновационной деятельности в ГБОУ ДПО НИРО» (https://niro.nnov.ru/?id=19844).
К основным направлениям деятельности инновационных площадок относятся
1. Разработка, апробация и (или) внедрение:
- новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора;
- примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях;
- новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала Нижегородской области в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития РФ;
- методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
- новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий;
- новых институтов общественного участия в управлении образованием;
- новых механизмов саморегулирования деятельности объединений, организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия организаций.
2. Инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.
Неизменно актуальными темами инновационной деятельности являются: формирование функциональной грамотности; научно-методическое сопровождение внедрения Федеральной образовательной программы дошкольного образования; разработка и апробация технологий физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности; сопровождение и социализация детей с ОВЗ; создание психологически безопасной образовательной среды; совершенствование системы управления образованием; разработка программ краеведческой направленности.
В настоящее время в Нижегородской области действуют семь региональных инновационных площадок на базе 27 образовательных организаций.
- Модель регионального учебно-методического центра, оказывающего методическое сопровождение педагогических работников образовательных организаций, реализующих адаптированные дополнительные общеобразовательные программы с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
- Разработка, апробация и внедрение инновационной модели организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации — «Детский сад Мининского университета» с применением технологии «Творческие мастерские».
- Научно-методическое сопровождение реализации управленческих проектов развития муниципальной образовательной системы.
- Психологическая безопасность образовательной среды интерната для одаренных детей.
- Организация исторического образования в кадетской школе.
- Методическое сопровождение создания ресурсных центров по формированию ценности здоровья и культуры ЗОЖ у воспитанников и обучающихся с ОВЗ.
- Разработка и апробация вариативного модуля «Финансовая грамотность» рабочей программы воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Нижегородский институт развития образования осуществляет научно-методическое сопровождение инновационных площадок по 109 темам на базе 437 образовательных организаций г. Нижнего Новгорода и 40 городских и муниципальных округов.
Ежегодно не менее 15 новых дополнительных профессиональных программ (ДПП) и более 10 модулей ДПП запускается в НИРО по результатам деятельности инновационных площадок. Инновационные разработки презентуются в формате публикаций в СМИ, выступлений на августовских мероприятиях. Традиционным стал и фестиваль инновационных площадок на базе нашего института.
Мы открыты для сотрудничества в инновационной деятельности и приглашаем к обсуждению инициатив образовательных организаций на кафедрах НИРО.
Практика школьного воспитания № 3, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: