Регионоведение: образовательно-воспитательные маршруты для детей. Информационно-библиографический материал

Е. В. ШАДРИНА,

библиограф Регионального

информационно-библиотечного

центра ГБОУ ДПО НИРО

 

1. Агапова, Г. Х. Научно-познавательные тексты краеведческой направленности в начальной школе / Г. Х. Агапова // Начальная школа. — 2024. — № 1. — С. 51—53.

2. Алексеева, В. В. Модель дополнительного туристско-краеведческого образования детей в сельской местности / В. В. Алексеева // Методист. — 2019. — № 7. — С. 12—16.

3. Аношина, В. В. От краеведения — к краелюбию! / В. В. Аношина // Практика школьного воспитания. — 2023. — № 2. — С. 45—50.

4. Баринова, И. А. Край родной — всему начало / И. А. Баринова // Практика школьного воспитания. — 2023. — № 2. — С. 26—30.

5. Баринова, И. И. О формировании национального самосознания школьников / И. И. Баринова // Преподавание истории в школе. — 2018. — № 10. — С. 30—32.

6. Бекиш, О. С. Краеведческая работа в начальной школе: проблемы и решения / О. С. Бекиш // Начальная школа. — 2020. — № 3. — С. 40—45.

7. Булгакова, М. И. Технология формирования регионоведческой компетенции московских школьников / М. И. Булгакова // Иностранные языки в школе. — 2021. — № 6. — С. 71—75.

8. Волкова, Л. В. Краеведческий материал в формировании цифровой грамотности младших школьников / Л. В. Волкова, Н. Н. Кузьминых // Начальная школа. — 2023. — ¹ 7. — С. 60—64.

9. Волкова, Н. А. Топонимика и краеведение (О работе топонимического кружка) / Н. А. Волкова, Н. П. Тихомирова // Русский язык в школе. — 2018. — № 7. — С. 48—53.

10. Гусева, Н. В. Музей «Засерёжье» — хранитель народного наследия / Н. В. Гусева // Практика школьного воспитания. — 2022. — № 1. — С. 55—58.

11. Завьялова, Г. Е. Краеведческий аспект изучения металлов / Г. Е. Завьялова, Л. А. Реут, М. В. Панибратенко // Химия в школе. — 2018. — № 10. — С. 29—33.

12. Зулхарнаева, А. В. Педагогические условия реализации воспитательного потенциала краеведения с целью развития гражданской идентичности личности / А. В. Зулхарнаева // Нижегородское образование. — 2022. — № 3. — С. 74—81.

13. Зюзина, Н. В. Люби и знай свой отчий край / Н. В. Зюзина // Методист. — 2021. — № 9. — С. 48—53.

14. Ильина, А. Н. Метод проектов с применением краеведческого материала при изучении иностранного языка / А. Н. Ильина // Практика школьного воспитания. — 2019. — № 3. — С. 39—42.

15. Ильина, А. С. Летопись Нижнего Новгорода: путешествие сквозь века / А. С. Ильина // Практика школьного воспитания. — 2021. — № 4. — С. 24—27.

16. История Нижегородского края XVIII века : учебное пособие для учащихся 8 класса / Ф. А. Селезнев, Э. С. Иткин, В. К. Романовский; под ред. В. К. Романовского. — Нижний Новгород : НИРО, 2018. — 126 с.

17. История Нижегородского края XVI—XVII веков : учебное пособие для учащихся 7 класса / Ф. А. Селезнев, Э. С. Иткин, В. К. Романовский; под ред. В. К. Романовского. — Нижний Новгород : НИРО, 2017. — 176 с.

18. История Нижегородского края XХ — начала ХХI века. 10 класс : учебное пособие для учащихся / В. К. Романовский, Ф. А. Селезнев, Э. С. Иткин, Б. Л. Гинзбург; под ред. В. К. Романовского. — Нижний Новгород : НИРО, 2020. — 288 с.

19. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: хрестоматия для учителя и учащихся. 6—10 классы / авт.-сост. : Б. Л. Гинзбург, Э. С. Иткин, В. К. Романовский, Ф. А. Селезнев. — Нижний Новгород : НИРО, 2018. — 231 с.

20. Иткин, Э. С. 800 лет на Дятловых горах: из истории Нижнего Новгорода в XIII — начале XXI века : практикум для школьников и учителей (6—10 классы) / Э. С. Иткин. — Нижний Новгород : НИРО, 2019. — 139 с.

21. Иткин, Э. С. Идея гражданского подвига и ее воплощение на страницах нижегородской истории / Э. С. Иткин // Нижегородское образование. — 2018. — № 4. — С. 84—91.

22. Касимов, Р. Н. Как использовать краеведческий этнографический материал на уроках и в цикле занятий «Разговоры о важном» (на примере Удмуртии) / Р. Н. Касимов, Е. Л. Корепанова // Школьные технологии. — 2023. — № 6. — С. 35—46.

23. Корчагина, Т. В. От истоков к настоящему, сохраняя традиции... / Т. В. Корчагина // Практика школьного воспитания. — 2023. — № 2. — С. 69—73.

24. Кострюкова, Н. В. Краеведение как средство формирования гражданской активности школьников / Н. В. Кострюкова // Практика школьного воспитания. — 2018. — № 2. — С. 30—35.

25. Лошкарева, О. Н. Я поведу тебя в музей / О. Н. Лошкарева // Практика школьного воспитания. — 2022. — № 1. — С. 81—85.

26. Макарова, Л. В. Изучаем родной край: через прошлое к настоящему / Л. В. Макарова // Практика школьного воспитания. — 2023. — № 2. — С. 8—12.

27. Маргарян, Н. В. Электронное учебное пособие «Ты, русская красавица, — Рязань!» как инновационная форма организации изучения краеведения в начальной школе / Н. В. Маргарян, М. В. Чернышова, А. А. Кожина, О. П. Мартыненко // Методист. — 2021. — № 4. — С. 5—8.

28. Мартинкова, Е. В. Краеведение как один из способов познания окружающего мира / Е. В. Мартинкова // Начальная школа. — 2019. — № 5. — С. 58—62.

29. Медникова, Л. А. Организация творческой деятельности младших школьников в процессе изучения своего края / Л. А. Медникова // Нижегородское образование. — 2019. — № 4. — С. 96—102.

30. Миронов, А. В. Окружающий мир: краеведческий подход к изучению вопросов истории / А. В. Миронов // Начальная школа. — 2020. — № 7. — С. 8—14.

31. Морозова, О. П. «Мой Спасский край...» : О реализации краеведческих проектов / О. П. Морозова // Практика школьного воспитания. — 2019. — № 3. — С. 42—45.

32. Мусс, Г. Н. Формирование у детей 6-7 лет представлений о событиях Великой Отечественной войны средствами краеведческой игры / Г. Н. Мусс, М. И. Сарбашева // Начальная школа. — 2020. — № 8. — С. 11—15.

33. Недосейкина, Л. А. Земля отцов — моя земля : Внеурочное занятие. III—IV классы / Л. А. Недосейкина, Т. В. Попова // Начальная школа. — 2022. — № 2. — С. 34—38.

34. Остроухова, Ю. В. Междисциплинарная полевая практика как форма организации учебной деятельности / Ю. В. Остроухова, А. Н. Белаш // География в школе. — 2023. — ¹ 6. — С. 55—59.

35. Петропавловская, Е. М. Конкурс «Ты — нижегородец» в Советском районе. Из опыта работы / Е. М. Петропавловская, М. М. Михайлов // Практика школьного воспитания. — 2021. — № 4. — С. 20—23.

36. Поварницына, Е. Л. Путешествие по родному краю / Е. Л. Поварницына // Начальная школа. — 2021. — № 10. — С. 41—44.

37. Потапова, Т. С. Интерактивное мероприятие по краеведению для детей с ТНР / Т. С. Потапова // Логопед. — 2023. — № 4. — С. 60—64.

38. Прохорова, С. Ю. Краеведческое воспитание младших школьников : развитие региональной инфраструктуры / С. Ю. Прохорова, И. Ю. Урлапова, К. А. Хасьянова, М. В. Хрипунова // Методист. — 2022. — № 1. — С. 20—23.

39. Реализация регионоведческой составляющей содержания образования в общеобразовательных организациях Нижегородской области : методические рекомендации / составитель Б. Л. Гинзбург. — Нижний Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2023. — 168 с.

40. Романова, М. А. Формирование функциональной грамотности учащихся на основе краеведческого материала / М. А. Романова, Е. В. Шатунова // Начальная школа. — 2024. — № 1. — С. 46—51.

41. Романовский, В. К. Воспитательный потенциал школьного краеведения / В. К. Романовский // Практика школьного воспитания. — 2023. — № 2. — С. 2—7.

42. Селезнев, Ф. А. История Нижегородского края. С древнейших времен до начала XV века : учебное пособие для учащихся 6 класса / Ф. А. Селезнев. — Нижний Новгород : НИРО, 2018. — 120 с.

43. Сеньчукова, И. В. Реализация краеведения в школе в формате внеурочной деятельности / И. В. Сеньчукова // Воспитание школьников. — 2018. — № 2. — С. 33—40.

44. Серова, Е. В. По тропинкам родного Нижегородского края : Изучение малой родины через краеведческую работу в школе / Е. В. Серова, С. А. Дьячкова // Практика школьного воспитания. — 2023. — № 2. — С. 12—16.

45. Сунцова, О. В. По страницам забытых книг / О. В. Сунцова // Начальная школа. — 2024. — № 2. — С. 58—61.

46. Тюляева, Т. И. Региональная история: вопросы теории и практики / Т. И. Тюляева // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2019. — № 2. — С. 45—55.

47. Целовальникова, Н. А. Достопримечательности и известные люди родного города в компьютерных рисунках и коллажах / Н. А. Целовальникова // Практика школьного воспитания. — 2023. — № 2. — С. 17—20.

48. Черкасова, А. М. Принцип краеведения в обучении будущих учителей начальной школы / А. М. Черкасова // Начальная школа. — 2021. — № 12. — С. 58—60.

49. Шевченко, С. А. Путешествие по карте Ростовской области для формирования у школьников познавательной культуры / С. А. Шевченко // Биология в школе. — 2019. — № 2. — С. 53—62.

50. Шепелевич, Л. В. Деятельность школьной библиотеки по формированию краеведческого сознания учащихся / Л. В. Шепелевич // Школьная библиотека. — 2023. — № 2. — С. 41—43.

51. Юркина, Н. Н. Краеведение в системе школьного исторического образования / Н. Н. Юркина // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 5. — С. 39—43.

52. Юркина, Н. Н. Современное состояние учебно-методического комплекса по краеведению (регионоведению) в малых городах России / Н. Н. Юркина // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2019. — № 2. — С. 46—52.

 

Практика школьного воспитания № 3, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм