Меняем мир к лучшему!

М. В. ТАЛАНОВА,

социальный педагог

ГКОУ «Школа-интернат № 9 г. Городца»,

Городецкий муниципальный округ

 

 

 

Добро, которое ты делаешь от сердца,

ты делаешь всегда себе.

Л. Н. Толстой

 

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья затруднена в связи с их особенностями: у них преобладает эмоциональная мотивация поведения, незрелость личности в целом, недостаточность самостоятельности, инициативности, ответственности.

Поэтому необходимы новые формы вовлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в социальную деятельность, которые будут способствовать формированию и совершенствованию социальной активности подрастающего поколения. Одной из таких форм адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе может быть волонтерское движение.

В соответствии с нормативно-правовыми требованиями системы развития дополнительного образования детей в ГКОУ «Школа-интернат № 9 г. Городца» разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Цветик-семицветик» социально-гуманитарной направленности (волонтерская деятельность), базового уровня.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Цветик-семицветик» способствует вхождению учащихся с задержкой психического развития в те или иные детско-взрослые сообщества, которые позволяют им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного пути.

Эта программа может использоваться педагогами дополнительного образования, работающими с детьми с ОВЗ.

 

 

Адресат программы — обучающиеся с задержкой психического развития ГКОУ «Школа-интернат № 9 г. Городца» 13—15 лет.

Наполняемость групп составляет 15 человек.

Цель программы: содействие развитию социальной активности у детей с задержкой психического развития через организацию общественно-полезной деятельности.

Задачи:

Обучающие

- Обучить способности быстро ориентироваться в трудных ситуациях, проявлять самостоятельность, инициативность, быстро адаптироваться, отстаивать собственное мнение; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

- Сформировать знания и умения, позволяющие обучающимся лучше понимать себя и окружающих.

- Научить методикам проведения досуговых мероприятий творческой и агитационной направленности, технологиям проведения социальных акций и дел; работать с различными видами информации.

Развивающие

- Способствовать развитию уверенности в себе, умений обмениваться информацией, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике.

- Формировать навык разработки и реализации социальных проектов.

Воспитательные

- Воспитывать толерантные качества личности, милосердие, доброту, отзывчивость.

- Формировать устойчивый интерес

и потребность в добровольческой деятельности как к норме жизни.

Объем и срок освоения программы — 72 часа (два часа в неделю); реализуется в течение года.

Формы обучения: традиционные.

Режим занятий: проводятся очно; продолжительность — 40 минут.

Планируемые результаты освоения программы

Результаты обучения

- Знание норм и правил уважительного отношения к людям различных возрастных групп;

- умение проявлять чуткость, внимание и заботу;

- самостоятельно проводить досуговые мероприятия, социальные акции, флешмобы, работать с различными видами информации;

- овладение понятиями «волонтерство», «милосердие», «забота», «гуманитарная помощь», «здоровый образ жизни», «экологическая безопасность»;

- опыт участия в публичных выступлениях.

Результаты развития

- Проявление самостоятельности в выполнении поручений;

- умение вступать в контакт, работать совместно с педагогом и учащимися, договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Результаты воспитания

- Воспитание социальной ответственности и компетентности;

- формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения;

- проявление интереса к занятиям творческого характера, различным видам художественной самодеятельности;

- умение самостоятельно разрабатывать проекты и сценарии мероприятий, согласовывать с командой сверстников участие в них.

Содержание учебного плана

Раздел 1. Мы — волонтеры! И это здорово!

Теория Учащиеся знакомятся с историей волонтерского движения, направлениями волонтерской деятельности. Ежемесячное посещение Школы волонтера.

Практика Участие в квесте «Волонтер — это здорово!». Составление законов и разработка эмблемы волонтера.

 

 

Раздел 2. Доброта, забота, милосердие

Теория Учащиеся изучают, что такое «добро», «зло»; знакомятся с понятиями «милосердие», «забота», «гуманитарная помощь».

Практика Тренинг «Ты и команда». Участие в написании писем, плетении маскировочных сетей, в сборе гуманитарной помощи бойцам СВО, изготовление подарков ко Дню пожилого человека, Новому году, 9 мая для посетителей отделения дневного пребывания Дома ветеранов, воспитанникам МБДОУ «Детский сад № 29», ветеранам-педагогам.

Раздел 3. Мы за здоровый образ жизни!

Теория Ребята знакомятся с правилами личной гигиены, с понятием «здоровая пища», правилами здорового питания, закаливания. Закрепляют знания о негативном воздействии вредных привычек. Анализируют ситуации и делают свой выбор против вредных привычек.

Практика Разработка сценария выступления агитбригады «Мы выбираем ЗОЖ». Разучивание ролей. Выступление в МБДОУ «Детский сад № 29» и в ГКОУ «Школа-интернат № 9 г. Городца». Выступление на муниципальном семинаре логопедов и педагогов-психологов, ежегодное участие в региональном этапе Всероссийского конкурса социальной рекламы в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «Стиль жизни — здоровье!».

Раздел 4. Экопатруль

Теория Дети изучают влияние окружающей среды на организм человека. Знакомство с понятием «экологическая безопасность» и правилами личной безопасности. Профилактика травматизма при взаимодействии с окружающей средой.

Практика Проведение экологических акций «Украсим школьный двор цветами», «Зеленая весна».

Раздел 5. Проектная деятельность волонтера

Теория Обучающиеся знакомятся с основными правилами проектирования.

Практика Участие в разработке и реализации проектов «Библиодело», «Помоги лохматому».

Результаты нашей работы

Волонтерское объединение имеет свою эмблему, девиз, страницу в социальной сети ВКонтакте, форму и уже семь лет с гордостью носит название «От сердца к сердцу».

Актив объединения состоит из энергичных, неравнодушных ребят — таких 15. На них можно всегда опереться и рассчитывать на помощь в любой ситуации. Эти школьники являются примером и для других учеников, желающих оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, не требуя за свои услуги никакого вознаграждения. Поэтому волонтерское движение в нашей школе с каждым годом активно развивается.

 

 

В конце 2023/2024 учебного года за добросовестную работу ребята получили благодарности и памятные подарки от Управления образования и волонтерского центра «Спутник» Городецкого муниципального округа. Команда волонтерского объединения «От сердца к сердцу» стала победителем в региональном конкурсе «Стиль жизни — здоровье! 2023», муниципальных конкурсах «Ярмарка добрых дел» (https://vk.com/wall-188653966_80), «По историческим местам», смотре-конкурсе агитбригад «Со здоровьем не шути — его с детства береги» (https://vk.com/wall-188653966_82), «Год добра — 2023» (https://vk.com/wall-188653966_68).

Перед каждым мероприятием или акцией ребята распределяют обязанности между всеми участниками. Каждый чувствует свою личную ответственность за успех общего дела, причем дело всегда очень конкретное, одинаково важное для всех. Поэтому мотивация очень высокая, хотя участие в волонтерском движении добровольное.

Для работы с младшими школьниками и людьми пожилого возраста подростки изучают психологические особенности каждой возрастной группы. В месячник здорового образа жизни, во время Недели Добра ребята проводят флешмобы с детьми из начальных классов (https://vk.com/wall-188653966_90) и детского сада № 29 (https://vk.com/wall-188653966_63), пожилыми людьми (https://vk.com/wall-188653966_88); устраивают концерты; организуют мероприятия с показом сказки про ЗОЖ (https://vk.com/wall-188653966_59). Для пожилых людей наши волонтеры мастерят подарки, а малышам в детский сад приносят книги и игры. Все остаются довольными, получив массу положительных эмоций.

Особое внимание и заботу волонтеры проявляют к педагогам-ветеранам. Навещают их и поздравляют с праздниками, а ветераны встречают ребят, как своих родных внучат (https://vk.com/wall-188653966_101).

 

 

В рамках патриотического воспитания школьники для бойцов специальной военной операции плетут маскировочные сети (https://vk.com/wall-188653966_76). Каждый,
кто делает это, верит, что они помогут сохранить чью-то жизнь. Техника изготовления таких сетей — трудоемкая работа, требующая аккуратности, терпения и времени. Но она приносит радость и желание помочь нашим бойцам на передовой.Такое
участие подрастающего поколения в добром деле помогает воспитывать в них чувство патриотизма и ценить свой труд.

Принимая участие в городских акциях, юные волонтеры чувствуют себя причастными к большим добрым делам. Так, учащиеся вместе с учителями и родителями собирали корм, лекарства, хозяйственные принадлежности для бездомных животных, посетили приют в рамках акции «Помоги лохматому» (https://vk.com/wall-188653966_89). Также стали активными участниками экологических акций «Украсим школьный двор цветами» и «Зеленая весна» (https://vk.com/wall-188653966_61; https://vk.com/wall-188653966_60).

Ежегодно ребята разрабатывают и реализуют социальные проекты. В этом году наш добрый проект «Библиодело» получил высокую оценку от волонтерского центра и Управления образования Городецкого округа. Проект был направлен на оказание помощи Центральной библиотеке г. Городца. Это реклама библиотеки; участие в часе досуга «Драконий переполох» (https://vk.com/wall-188653966_70), организованном для пожилых людей и людей с инвалидностью; списание ветхих изданий из библиотечного фонда; участие в акции «Библиотечный креатив» (https://vk.com/wall-188653966_73); украшение окон библиотеки к Новому году (https://vk.com/wall-188653966_70).

Реализация проекта позволила команде получить определенные знания, умения, навыки, которые в следующий раз можно будет применить для повторения успеха.

Интересной формой работы для ребят стало участие в агитбригаде. Они выступили на муниципальном методическом объединении педагогов-логопедов, в Городской центральной библиотеке, в отделении дневного пребывания Дома ветеранов.

Программа агитбригады — не просто развлечение: это большой разговор со зрителями о жизни, о делах, о том, что радует каждого, что мешает жить. Участники агитбригады всегда подтянуты, ответственны за свои поступки и дела, потому что знают — они являются примером для других. Это помогает нашим ребятам в установке правильного мышления и ведении здорового образа жизни.

Работа волонтерского отряда «От сердца к сердцу» полезна и продуктивна. Мы вносим свой вклад в жизнь школьного сообщества, создаем позитивную атмосферу и помогаем людям, нуждающимся в поддержке. Меняем мир к лучшему, меняемся и сами!

 

Практика школьного воспитания № 4, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм