Создание и формирование волонтерского отряда в коллективе младших школьников (из опыта работы)
Н. А. КИСЛЮНИНА,
учитель начальных классов
МАОУ СШ № 5, г. Павлово
Вместе мы сделаем больше,
вместе мы сделаем лучше!
В современном мире востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, не бояться брать на себя ответственность, уметь работать в команде, то есть обладать лидерскими качествами. Но в то же время он должен быть готов к добровольному оказанию помощи всем, кто в ней нуждается.
В своем классе в 2018 году я организовала волонтерское движение «Дорогою добра», а волонтерский отряд мы назвали «Светлячки». На тот момент дети учились уже
в третьем классе и стали, можно сказать, первопроходцами в нашем районе: мы только пробовали проводить акции, разрабатывали символику и атрибутику отряда. Позднее —
в среднем звене — эти дети перешли в новый волонтерский
отряд «Добродети», уступив место младшим.
В 2020 году ко мне пришли новые ученики, и вести волонтерскую деятельность мы начали уже с первого класса.
Создание подобного волонтерского отряда на базе школы довольно редкое явление, так как мы проводим не разовые акции. Почти за пять лет мною была разработана система по формированию волонтерского отряда в классном коллективе, которую можно применять на практике и другим.
Система работы
по формированию волонтерского отряда
в классном коллективе
Первый этап
1-й класс (первый год обучения), сентябрь — октябрь. В начале октября мы проводим праздник для первоклассников «Посвящение в волонтеры» совместно со старшими учениками-волонтерами. Цель праздника — рассказать первоклашкам в игровой форме о волонтерстве: кто такие волонтеры и зачем они нужны; показать на личном примере значимость этого движения. Итогом праздника становится передача символов отряда «Светлячки» от старших к младшим: синие галстуки, форма и эмблемы-значки.
Второй этап
1-й класс, ноябрь. Дети делятся на пять отрядов, выбирают командиров. Цель данной работы: сформировать единый дружный коллектив через внутригрупповую помощь и распределение обязанностей. На этом этапе также проводятся игры, мероприятия, квесты на тему «Дружба».
Третий этап
1-й класс, декабрь. Проведение совместного с волонтерами предыдущего выпуска (как обмен опытом) классного часа на тему: «Волонтеры. Кто они?».
Цель: ознакомление учащихся с понятием «волонтер» («добровольный помощник») и его деятельностью. (https://disk.yandex.com.am/i/Cy3CwiRE_gmrCQ)
Четвертый этап
1-й класс, январь — 2-й класс (второй год обучения), май. Постепенное вовлечение детей в волонтерскую деятельность. Проведение небольших акций, мастер-классов, изготовление детьми листовок, агитационных плакатов и т. д. Создание квизов, лонгридов, буктрейлеров, проведение челленджей и многое другое — здесь нам помогают наставники из числа моих выпускников и, конечно же, родители. Совместный выход детей в детские сады, Павловскую районную больницу, детский психоневрологический санаторий «Павловский»; сотрудничество с инспекторами ГИБДД. Ведение личной страницы в сети ВКонтакте с подробным описанием деятельности отряда для получения обратной связи от подписчиков: Волонтерский отряд «Светлячки» (vk.com).
Пятый этап
3-й класс (третий год обучения) — 4-й класс (четвертый год обучения). Непосредственно полноценная деятельность сформированного волонтерского отряда.
Результативность и эффективность
педагогической практики
В деятельности отряда приняли участие 57 учащихся начальной школы (это два выпуска моих учеников), которые в настоящее время активно работают в волонтерском отряде «Добродети» и юнармейском отряде «Крылья России».
В этом учебном году 22 моих первоклассника прошли этап посвящения в волонтерский отряд «Светлячки», и началась работа по формированию этого, уже нового, отряда.
В 2019 году наш волонтерский отряд «Светлячки» стал победителем Всероссийского конкурса «Добро не уходит на каникулы» в номинации «Добрый старт» и получил грант в размере 141000 рублей на развитие отряда: была пошита волонтерская форма, оформлен информационный уголок отряда, приобретена переносная колонка, а также создан информационный стенд «Цена Победы» и пошита военная форма для проведения акций и мероприятий, приуроченных ко Дню Победы. (https://disk.yandex.com.am/d/ficEJwrJJxYhZQ)
В 2020 году наш отряд победил в конкурсном отборе социальных народных проектов и инициатив «Делами добрыми едины». Мы получили денежные средства от депутата Законодательного Собрания Нижегородской области О. В. Щетининой на поддержку своего проекта «ПДД должны знать все!». Благодаря этому были пошиты костюмы для выступлений и сделаны передвижные дорожные знаки (Волонтерский отряд «Светлячки» (vk.com)).
В 2022 году работа по формированию волонтерского отряда в коллективе учеников начальных классов стала призером V регионального Фестиваля воспитательных практик, проводимым кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО (Итоги V регионального фестиваля воспитательных практик: Реализация рабочей программы воспитания в образовательных организациях / Нижегородский институт развития образования).
В том же году методическая разработка по созданию и формированию волонтерской деятельности в коллективе учеников начальных классов заняла первое место на
II Всероссийском педагогическом конкурсе «Современное воспитание подрастающего поколения» (fond21veka.ru).
В 2023 году разработка классного часа «Волонтеры. Кто они?» заняла первое место в VI Всероссийском конкурсе «Мой лучший сценарий» (fond21veka.ru).
Опыт работы по созданию волонтерского отряда был представлен в 2024 году на II Всероссийских педагогических чтениях в г. Москве «Моя страна — моя Россия» в направлении «Я и МЫ — позиция» (https://педчтения.рф/).
Эту педагогическую практику можно применить при формировании любого классного коллектива на разных ступенях обучения. Хотя предпочтительней приступать к такой деятельности в первом классе или в пятом, когда учитель (классный руководитель) только начинает работать с детьми.
Практика школьного воспитания № 4, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: