Проект как средство развития личности: из опыта работы школы
О. В. СКОКОВА,
учитель географии
МБОУ «Школа № 88 “Новинская”»
Приокского района, г. Нижний Новгород
Проектная технология — образовательная технология, реализующая связь обучения с жизнью и формирующая активную, самостоятельную деятельность обучающихся [3]. Такая технология как нельзя лучше подходит для развития духовно-нравственных качеств, поскольку позволяет обогатить сферу социальных связей детей, их жизненный опыт.
Развитие личности обучающихся основывается на традиционных национальных ценностях. Их «базовым ядром (...) выступают ценностные доминанты, такие как: ценности культуры и историко-культурного наследия; патриотизм; гражданские и социальные ценности; духовно-нравственные; семейные; ценности жизни, здоровья и физического развития; экологические; образования, науки и научно-технологического развития; труда и профессиональной самореализации личности; информационной культуры личности и общества» [1].
В этой статье мы представляем проекты наших учеников 13—15 лет, которые они выполняли под руководством учителей биологии, географии и химии.
Чувство сопричастности к прошлому своей страны прослеживается в проекте «Участие наших земляков в Первой мировой войне», где рассказывается о судьбах никому не известных героев. Особенно ценно, что интерес к этой теме возник в год 110-летия со дня начала этой войны. Личные встречи с потомками и сбор информации из различных источников позволили установить биографические данные и подвиги Л. Н. Сапожникова, А. Г. Белова, П. Н. Черкасова и других (https://clck.ru/3CL3Gn).
Любовь к большой и малой родине, российской культуре наблюдаются в проекте «Традиции и обряды моего края» (https://clck.ru/3CL3D9). Эта работа знакомит с семейными традициями, характерными для Нижегородской области. Сделана их сравнительная характеристика в разные периоды: XVII век, Советское государство и настоящее время. Например, в праздновании Нового года из традиций императорской России остались украшение елки, Дед Мороз, подарки. Советский период принес салат «Оливье», Снегурочку, мандарины, телевизионный «Голубой огонек». В XXI веке — еловые венки и ветки как украшение, фейерверки.
Ученики изучают историю населенного пункта Новинки через судьбы своих прадедов, используя личные архивы. В Книге Памяти о директоре учхоза «Новинки» В. С. Морозове рассказывается о его жизненном пути с детских лет, раскрываются его замечательные качества как человека и руководителя. Вся его жизнь является примером для подражания подрастающему поколению. Гордость за Россию, сопереживание людям можно увидеть в видео, созданном на основе стихотворения
Э. Асадова «Родине». Показано трепетное, бережное отношение к судьбе своей малой родины, рассказано об истоках мужества русского народа, о стойкости воинов-победителей. Символично, что обращение к будущим поколениям произносит учитель с большим жизненным опытом, делает наказ словами автора: «Пускай они любят тебя, как я, А больше любить уже невозможно!» (https://vk.com/video37708916_456239207).
К доминантам семейных ценностей относятся преемственность поколений, которая реализуется в семье через совместные дела. Это повседневная домашняя работа, общие праздники, семейный досуг. Кулинарные рецепты и способы приготовления пищи являются результатом коллективного родового опыта. Приготовление блюд национальной кухни способствует сплочению родственников, приобщению к традиционным духовным ценностям (https://cloud.mail.ru/public/oMXm/PsMSSeSCR).
Доминанты ценностей здоровья и физического развития представлены в проектах: «Польза и вред маникюра» (https://clck.ru/3CL37P); «Влияние кофе на организм и поведение человека» (https://clck.ru/3CL2zw); «Строение волос и уход за ними» (https://clck.ru/3CL2y3); «Влияние мобильного телефона на организм человека» (https://clck.ru/3CL2tm). Ученики показывают, что для них важна гармония физического и психического здоровья, долголетие. Много проектов посвящены профилактике негативных проявлений в подростковой среде, например, «Вред электронных сигарет» (https://clck.ru/3CL2ri), «Влияние алкоголя на организм человека» (https://clck.ru/3CL2k7). В этих работах показано, что здоровый образ жизни немыслим без решительного отказа от всего того, что наносит непоправимый ущерб организму.
Доминанты ценностей культуры и культурного наследия реализуются через разработку туристических проектов, например, «Путешествие к Байкалу» (https://clck.ru/3CL2gq). Разработан туристический маршрут — Мемориальный комплекс «Березополье», который начинается от памятника воинам Великой Отечественной войны и заканчивается у памятника князю Владимиру. Этот маршрут позволяет познакомиться с достопримечательностями села Сартаково. В 2000-х годах село практически вымирало. По инициативе его уроженца, почетного гражданина Нижегородской области, председателя общественного движения «Возвращение к истокам» В. Н. Исайчева началось активное восстановление находящегося здесь источника. В дальнейшем был создан архитектурный ансамбль, посвященный крестителю Руси князю Владимиру и музей крестьянского быта «Березополье» (https://clck.ru/3CKzqh).
В проекте «Развитие туризма в моем крае» (https://clck.ru/3CL2dQ) рассказывается о местах Нижегородской области, которые интересны для посещения туристов. Город Семенов — «ложкарная» столица России. Улица Рождественская в Нижнем Новгороде, которая совмещает в себе и историю и современность.
Доминантами экологических ценностей являются сохранение природы и жизни на Земле; личностное осознание того, что наша планета — общий дом всего человечества. В проекте «Экологические проблемы Поволжья» делается акцент на важнейший вопрос, требующий государственного подхода к его решению, — спасение Волги. Кроме того, существуют и другие проблемы Поволжья: эрозия почв, оврагообразование, деградация лесных массивов. В своей работе участники проекта предложили меры для их предотвращения — бережное отношение к природным ресурсам, раздельный сбор мусора, высадка зеленых насаждений.
В рамках традиционного школьного фестиваля «ЯблокоФест» (https://clck.ru/3CL2J3) состоялась закладка яблоневого сада на территории школы. Выращено и высажено около ста саженцев различных сортов, осуществляется уход за ними.
В работе «Вклад ученых — химиков в Великой Отечественной войне» показан великий героизм людей науки. Благодаря научным изысканиям Н. Д. Зелинского,
С. И. Вольковича, И. Я. Постовского и других ученых сделаны открытия, которые внесли вклад в Победу. Автор проекта написал и про свою прабабушку — доктора медицинских наук Е. С. Дулидову. В первые месяцы войны она поехала на фронт, помогала больным. Когда к ним приезжала группа химиков исследовать местность при заболевании холерой, Елена Семеновна принимала активное участие в этих исследованиях, за что была награждена правительственной наградой.
В ходе реализации проекта «Агропромышленный комплекс Нижегородской области» школьники исследовали понятие и структуру АПК, выяснили, что импортируют и экспортируют предприятия нашего региона, сделали вывод, что от развития агропромышленного комплекса зависит уровень жизни населения. Много интересных фактов о заводе «Красное Сормово» мы узнали из проекта «Судостроение Нижегородской области».
Положительными сторонами проектирования как педагогической технологии можно считать следующее.
- Проектирование — это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям самого ребенка.
- Это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные навыки, необходимые для трудовой, образовательной деятельности в коллективах.
- Проект является настоящей школой жизни, так как участники получают опыт решения проблем и привыкают нести за него ответственность.
Однако в проектной технологии есть и свои слабые стороны. Во-первых, это стремление подростков полностью уйти из-под контроля взрослых при разработке и реализации своей идеи. Во-вторых, неготовность взрослых (педагогов, родителей, руководителей, к которым обращаются школьники) серьезно относиться к подросткам. В-третьих, при разработке и реализации проекта возможны конфликты внутри команды, которая сформировалась под этот проект. В-четвертых, непостоянство школьников, которые через какое-то время охладевали к своей же идее, находили поводы «забывать» о проекте [2].
Достижениями умений проектной и исследовательской деятельности школьников можно считать следующие: находить и извлекать информацию из текста по ключевым словам, интегрировать и интерпретировать информацию «сплошного» текста; демонстрировать и применять знания в типовых учебных ситуациях.
Реализация проектной и исследовательской деятельности открывает большой потенциал возможностей, способствует консолидации усилий семьи, общественных и гражданских институтов, образующих единство воспитательного пространства, а также содействует педагогическому и родительскому сообществам в раскрытии личностного потенциала ребенка, молодого человека, его подготовки к личностному и социальному самоопределению, выбору профессии [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям в ходе внеурочной деятельности: методология и практика : сборник докладов и тезисов участников круглых столов на тему: «Психолого-педагогические технологии внеурочной и просветительской деятельности в общеобразовательной школе» в рамках IV Всероссийского научно-образовательного форума с международным участием «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» (г. Ростов-на-Дону, 2022 г.) и на тему: «Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям во внеурочной деятельности: современные подходы и технологии» (г. Москва, 17.11.2022 г., ИСРО РАО) / Под ред. О. В. Гукаленко. — Москва : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. — 245 с.
2. Новые технологии в работе старшего вожатого. — Текст : электронный // МУ ДО «Сурский ЦДТ»: [сайт]. — URL: https://moydod.my1.ru/ (дата обращения: 18.03.2024).
3. Оценка результативности проекта. — Текст : электронный // Файловый архив для студентов: [сайт]. — URL: https://studfile.net/preview/5570752/page:4/ (дата обращения: 18.03.2024).
Практика школьного воспитания № 4, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: