Любимым, дорогим... (классный час, посвященный Дню пожилого человека)
Е. А. ЩЕРЕНКОВА,
советник директора по воспитанию
и взаимодействию с детскими
общественными объединениями
МБОУ Пильнинская средняя школа № 2
им. А. С. Пушкина, р. п. Пильна
Этот классный час посвящен людям старшего поколения — бабушкам и дедушкам. Он проводится 1 октября, в День пожилого человека.
Цель: способствовать формированию у обучающихся мотивации к совершению добрых поступков, развивать понимание необходимости уважительного отношения к людям старшего поколения.
Задачи:
- воспитывать нравственные качества личности (доброта, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь);
- способствовать развитию преемственности поколений в семье.
Целевая аудитория: обучающиеся 5—7-х классов (10— 13 лет).
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация «Классный час “Любимым, дорогим...”» (https://nsportal.ru/node/6710061), карточки с частями пословиц, ручки, фломастеры, цветная бумага, картон, клей.
Ход проведения
Ведущий: Добрый день, ребята! Подскажите мне, пожалуйста, какое сегодня число? (ответы детей) А кто знает, с каким праздником связана эта дата? (ответы детей) Верно, молодцы! (слайд 1)
(слайд 2) 1 октября — День пожилого человека. Эта дата выбрана не просто так, ведь осень, которую также называют золотой порой, символизирует мудрость и бесценный жизненный опыт людей почтенного возраста. Таким образом, 1 октября стало символическим днем, посвященным старшему поколению.
Главная цель Дня пожилого человека — это привлечение внимания общества к проблемам и трудностям, с которыми сталкиваются пожилые люди. Этот День призывает нас задуматься о важности уважительного отношения к людям старшего возраста, оказывать им помощь и поддержку.
(слайд 3) Для Дня пожилого человека была разработана специальная эмблема. Она изображает раскрытую ладонь, которая является символом добра и помощи. Ладошка напоминает, как важно нам всем заботиться и поддерживать пожилых людей.
Беседа с учениками по вопросам (слайд 4):
- Часто ли вы проводите время с вашими бабушками и дедушками? Чем вы занимаетесь вместе?
- Как мы можем выразить свою любовь, уважение, заботу к пожилым людям?
- Как часто вы помогаете своим бабушкам и дедушкам? Просят ли они у вас помощи?
- Как бы вы оценили роль старшего поколения в вашей жизни? Чем помогают, чему учат вас бабушки и дедушки?
Ведущий благодарит учеников за ответы и рассуждения и предлагает посмотреть видеофильм об этом дне. (слайд 5) Просмотр видеоролика (https://rutube.ru/video/a7c1ec783e9c10c9f7946afb0054bdcc/).
(слайд 6) Ведущий: Безусловно, в жизни каждого человека большое значение имеют доброта, внимательное отношение, забота и любовь со стороны близких. Для поколения пожилых людей это особенно важно. Ведь наши бабушки и дедушки вложили всю свою душу, силы, а иногда и здоровье, чтобы воспитать нас и наших родителей достойными людьми. И, конечно же, мы не должны забывать об этом и внимательно, с любовью относиться к своим родным.
Пословицы — кладезь народной мудрости, они хранят множество высказываний о добрых делах и теплых словах. Давайте узнаем, что говорят нам пословицы об этих неизменных во все времена ценностях. Соедините начало и конец пословиц.
Детям предлагаются карточки, на которых написаны части пословиц.
Учись доброму — |
плохое на ум не пойдет. |
Про доброе дело |
говори смело. |
Жизнь дана |
на добрые дела. |
Худо жить |
без ласкового слова. |
Доброе слово лечит, |
а злое калечит. |
Злой плачет от зависти, |
а добрый — от радости. |
Не одежда красит человека, |
а его добрые дела. |
После завершения интерактивного задания ведущий просит учеников объяснить смысл каждой пословицы.
(слайд 7) Ведущий: А сейчас, ребята, я предлагаю вам поучаствовать в викторине, которая проверит ваши знания о Дне пожилого человека и поможет узнать новое.
- (слайд 8) Возраст зрелых, мудрых людей называют ... (зимой жизни; осенью жизни; летом жизни).
- (слайд 9) Дата празднования Дня пожилого человека — ... (1 февраля; 1 мая; 1 октября).
- (слайд 10) Когда в России впервые отметили День пожилого человека? (1992 год; 1997 год; 2002 год)
- (слайд 11) Где впервые начали отмечать День пожилого человека? (Европа; США; Россия)
- (слайд 12) В каком году Генеральной Ассамблеей ООН был провозглашен Международный день пожилых людей? (1970 год; 1980 год; 1990 год)
- (слайд 13) Дополни пословицу: «Не красна старость годами, а ...» (внуками; делами; словами)
- (слайд 14) Какое второе название имеет праздник — День пожилого человека? (День согласия и примирения; День любви и верности; День добра и уважения)
- (слайд 15) Назовите автора басни «Старый дед и внучек»? (Л. Н. Толстой; А. С. Пушкин; И. А. Крылов)
- (слайд 16) Один мудрец сказал: «Старость подобна ..., у нее свои вечерние песни». Дополните фразу. (воробью; соловью; жаворонку)
- (слайд 17) В толковом словаре написано: «Пожилой — начинающий ...». Вставьте пропущенное слово. (болеть; стареть; получать пенсию)
- (слайд 18) Кого называют долгожителями? (людей в возрасте от 70 до 80 лет; людей в возрасте от 75 до 90 лет; людей в возрасте от 90 лет)
- (слайд 19) Сколько лет прожили вместе старик
со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина? (30 лет и 3 года; 40 лет и 2 года; 50 лет и 1 год)
- (слайд 20 — Е. Шварц «Сказка о потерянном времени») Что должны были сделать дети, которых злые волшебники превратили в стариков, чтобы снова стать
детьми? (выпить волшебного зелья; сказать волшебное заклинание; повернуть стрелку ходиков на 77 кругов обратно)
- (слайд 21) От какого слова образовалось слово «пожилые»? (пожинать, пожил, отживать)
- (слайд 22) Сколько внуков и правнуков было у бабушки и дедушки в песне «Бабушка рядышком с дедушкой...»? (40 правнуков и 25 внучат; 30 правнуков и 12 внучат;
20 правнуков и 6 внучат)
- (слайд 23) Назовите горемычную бабушку, от которой сбежала кухонная утварь? (Ф¸кла; Федора; Фрося)
- (слайд 24) Какому волшебному слову научил Павлика старичок с длинной седой бородой в рассказе В. Осеевой «Волшебное слово»? (пожалуйста; спасибо; извините)
- (слайд 25) Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся доброй бабушкой. Кто это? (Волк из сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»)
- (слайд 26) Эта старушка мечтала о богатстве и даже стала царицей, но жадность привела ее к прежней нищете. Назовите сказку и ее автора. («Сказка о рыбаке и рыбке», А. С. Пушкин)
- (слайд 27) Вспомните, как зовут этого известного дедушку? (почтальон Печкин)
- (слайд 28) В какой сказке бабушка пожалела плачущую девочку Женю и дала ей волшебный цветок? Назовите автора. («Цветик-семицветик», Вал. Катаев)
- (слайд 29) У нее была любимица — крыска Лариска. Как звали эту старушку? Из какой она сказки? (Старуха Шапокляк, «Крокодил Гена и его друзья» Э. Успенского)
- (слайд 30) Что испекла бабушка из остатков муки, которые собрал для нее дедушка? (Колобок из одноименной русской народной сказки)
- (слайд 31) Вспомните, как зовут этого дедушку? (Старик Хоттабыч)
- (слайд 32) Вспомните, как зовут эту известную бабушку? (Баба Яга)
(слайд 33) Ведущий: Что можно подарить бабушкам и дедушкам в этот день? Какой подарок им придется особенно по душе? Конечно же, подарок, сделанный руками любимых внуков. Предлагаю вам сделать небольшую открытку для ваших бабушек и дедушек. Примеры открыток представлены на слайде. (слайд 34)
Дети выполняют творческое задание — открытку «От внуков с любовью».
(слайд 35) Ведущий: День пожилого человека напоминает нам о важности заботы и поддержки старшего поколения, и не только в этот день, а ежедневно. Ведь каждая встреча с детьми, внуками, будь то совместное выполнение домашних дел или семейные посиделки в кругу родных, очень важны для бабушек и дедушек. Это позволяет им поддерживать бодрость духа, жизнелюбие, радует и придает сил. Помогайте своим близким, почаще проводите с ними время, заботьтесь о них. Эти простые, но очень важные вещи сделают ваших дедушек и бабушек по-настоящему счастливыми!
Практика школьного воспитания № 4, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: