Кафедра информационных технологий: прошлое, настоящее, будущее...

 

Т. И. КАНЯНИНА,

канд. пед. наук, зав. кафедрой информатики и информационных технологий (ИиИТ)

ГБОУ ДПО НИРО

В. Б. КЛЕПИКОВ,

канд. пед. наук, доцент кафедры ИиИТ ГБОУ ДПО НИРО

С. Ю. СТЕПАНОВА,

ст. преподаватель кафедры ИиИТ ГБОУ ДПО НИРО

 

 

 

 

Историческая справка

 

1987—1991 гг. Кабинет информатики. Заведующий А. Г. Баханский.

1991—2002 гг. Кафедра математики и информатики. Заведующий — канд. техн. наук В. В. Садовский.

2002—2006 гг. Центр компьютерных технологий и информатики. Руководитель М. И. Голунова.

2006—2022 гг. Кафедра теории и методики обучения информатике. Возглавляли с 2006 г. по 2016 г. канд. пед. наук М. И. Голунова, с 2016 г. по 2022 г. — М. Ю. Втюрин.

2006—2022 гг. Кафедра информационных технологий. Возглавляли с 2006 г. по 2016 г. канд. пед. наук, доцент Л. А. Шевцова, с 2016 г. по 2022 г. — канд. пед. наук, доцент Т. И. Канянина.

2022 г. — настоящее время. Кафедра информатики и информационных технологий организована путем слияния кафедры информационных технологий и кафедры теории и методики обучения информатике. Заведующий — канд. пед. наук, доцент Т. И. Канянина.

 

Вся история кафедры информатики и информационных технологий Нижегородского института развития образования связана с выполнением важного и актуального запроса общества — становление и развитие преподавания предмета «Информатика» и научно-методическое обеспечение процессов информатизации в области внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

На протяжении почти двадцати лет (с 2006 года) этот процесс шел параллельно: в НИРО работали две кафедры — кафедра теории и методики обучения информатики и кафедра информационных технологий. Их сотрудники решали поставленные, часто уникальные, задачи посредством обучения педагогов образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования по направлениям деятельности, присущим каждой кафедре.

Кафедра теории и методики обучения информатике — это учебный, методический, экспертно-аналитический и координационный центр, целью работы которого являлось формирование и развитие ключевых компетенций учителей информатики и ИКТ. Проводилась серьезная работа по обновлению содержания программ курсов с учетом ФГОС, осуществлялась подготовка к лицензированию программ курсовой подготовки, решались вопросы аттестации учителей информатики, а затем и итоговой аттестации школьников по предмету «Информатика» в формате ЕГЭ.

Особое место в системе НИРО заняла кафедра информационных технологий. В ее деятельности сразу был взят курс на подготовку педагогов к практическому использованию информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в процессе обучения школьников. Уникальность кафедры проявилась еще и в том, что на ней работали не только преподаватели, связанные с предметом «информатика», но и специалисты в других областях знаний, например, в области гуманитарных наук. Подобный сплав возможностей позволил сотрудникам кафедры информационных технологий решить основную задачу в их деятельности — организовать обучение ИКТ учителей всех предметов: от математиков и физиков до учителей технологии и физической культуры. Определенное внимание было уделено библиотекарям, психологам и другим работникам образовательных организаций. Обучение включало освоение базовых навыков владения информационными технологиями: работа с текстовыми процессорами, электронными таблицами, графическими редакторами, создание презентаций, работа с браузером и электронной почтой. По мере повышения квалификации педагогического состава ОО усложнялось содержание курсов. Обучающиеся педагоги осваивали Интернет-ресурсы, облачные технологии, сервисы Веб 2.0, мультимедиа, гипертекстовые технологии и т. д.

Важным этапом в профессиональной деятельности для коллектива кафедры стало участие в реализации государственного заказа по массовому обучению нижегородских педагогов информационно-коммуникационным технологиям в рамках курсов по информатизации образовательных организаций. Это был новый шаг в работе, предлагающий изучение таких тем, как «Гражданин в информационном обществе. Получение государственных услуг в электронном виде», «Безопасная информационно-образовательная среда образовательной организации», «Внедрение электронных журналов/дневников в образовательный процесс», «Современные информационные технологии в работе пресс-центров и видеослужб», метод проектов по программам Intel «Обучение для будущего» и «Путь к успеху», «Мобильные технологии: 1 ученик — 1 компьютер». На этом этапе большой помощью стало участие в курсовой подготовке тьюторов — нижегородских педагогов, успешно прошедших подготовку на кафедре информационных технологий и ставших учителями своих коллег. Наиболее активные тьюторы: Г. И. Тактаева (Пильнинский район), Л. В. Нарышкина (Городецкий р-н), Т. А. Маясова (Сергачский р-н), Т. Ю. Жукова (Кстовский р-н), Е. А. Вострякова, Л. В. Мазенова, О. А. Сычева (Богородский р-н), Е. Н. Виноградова (Чкаловский р-н) и др.

Помимо курсовой подготовки кафедра большое внимание уделяет организации и проведению регулярных тематических научно-практических конференций, семинаров, вебинаров, конкурсов, сетевых проектов. Значимыми мероприятиями являются всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональная педагогическая деятельность в цифровой образовательной среде», интернет-форум «Эффективные практики использования цифровых технологий в урочной и внеурочной деятельности», ежегодный (с 2008 года) межрегиональный Фестиваль школьных медиацентров.

Кафедра ИиИТ имеет огромный опыт проектной деятельности в сети Интернет. С 2013 года сотрудниками кафедры реализованы региональные интернет-проекты: «Нам жить на этой земле», «Талант. Творчество. Дисциплина. Успех», «Символы земли Нижегородской», «Профессия Учитель», «На просторах Интернета. Безопасность в сети», «Я люблю IT», интернет-экспозиция «Используем Интернет безопасно». В проектах кафедры приняли участие более 1000 педагогов и 5000 школьников.

Проводится большая работа по инновационной (экспериментальной) деятельности. Так, в 2012—2015 г.г. был реализован проект «Нижегородская электронная школа». В ходе проекта создана и апробирована концептуальная модель Нижегородской электронной школы как формирующейся открытой среды в современном информационном обществе, ядром которой является организация сетевого взаимодействия ОУ в рамках экспериментальной и инновационной деятельности по проблеме осознанного и целенаправленного проектирования деятельности школы в условиях ИКТ-насыщенной среды. В рамках проекта разработана нормативная база сетевого взаимодействия различного уровня субъектов инновационной деятельности; в образовательных организациях реализованы инновационные технологии управления (электронный документооборот, электронный журнал, автоматизация управления); создан образовательный ресурс (корпоративный портал) в сети Интернет, содержащий банк методических разработок.
В проекте приняли участие 24 образовательные организации на уровне федеральных и региональных инновационных площадок (ФИП, РИП) и 32 — на уровне НИРО.

В 2021—2023 г.г. реализовывался проект «Проектирование технологии внедрения целевой модели цифровой образовательной среды». В этом проекте участвовали 27 школ г. Нижнего Новгорода и области, получившие цифровое оборудование в рамках проекта «Цифровая образовательная среда». Сотрудниками кафедры были подготовлены команды внедрения цифровых технологий в школах, которые проектировали образовательный процесс на основе нового оборудования, современных цифровых и педагогических технологий, разрабатывали программы цифровой трансформации образования в ОО.

Сегодня сотрудниками единой кафедры информатики и информационных технологий решаются задачи обучения педагогов в настоящем и будущем времени. Осуществляется работа по совершенствованию технологий дистанционного проведения занятий и иных мероприятий.

Появляются новые формы работы, например, деятельность «Школы цифрового педагога», в рамках которой постоянно идет обмен опытом учителей информатики, поднимаются актуальные вопросы преподавания предмета.

Еще одним масштабным мероприятием является обучение педагогов нижегородских школ цифровым технологиям в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование». В рамках соглашения с Московским физико-технологическим институтом о сетевой форме реализации повышения квалификации учителей по использованию искусственного интеллекта в образовании по федеральной программе «Искусственный интеллект» нацпроекта «Цифровая экономика» наша кафедра работает с педагогами Татарстана, Мордовии, Марий Эл, Кировский, Липецкой и Костромской областей. Проводится работа по аттестации педагогов предмета «Информатика» на высшую категорию. Деятельность сотрудников кафедры отражена в учебно-методических пособиях.

Мир цифровых технологий постоянно меняется и совершенствуется. Большими темпами идет внедрение в образование технологий виртуальной и дополненной реальности, изучаются возможности искусственного интеллекта, открываются новые направления работы с информацией (большие данные, кибербезопасность). Идет постоянная трансформация образовательной деятельности педагогов. В этих условиях сотрудники кафедры информатики и информационных технологий Нижегородского института развития образования стремятся соответствовать тем задачам, которые они решают или которые им предстоит решать в будущем.

 

 

Практика школьного воспитания № 4, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм