Кафедра информационных технологий: прошлое, настоящее, будущее...
Т. И. КАНЯНИНА, канд. пед. наук, зав. кафедрой информатики и информационных технологий (ИиИТ) ГБОУ ДПО НИРО |
В. Б. КЛЕПИКОВ, канд. пед. наук, доцент кафедры ИиИТ ГБОУ ДПО НИРО |
С. Ю. СТЕПАНОВА, ст. преподаватель кафедры ИиИТ ГБОУ ДПО НИРО |
Историческая справка
1987—1991 гг. Кабинет информатики. Заведующий А. Г. Баханский.
1991—2002 гг. Кафедра математики и информатики. Заведующий — канд. техн. наук В. В. Садовский.
2002—2006 гг. Центр компьютерных технологий и информатики. Руководитель М. И. Голунова.
2006—2022 гг. Кафедра теории и методики обучения информатике. Возглавляли с 2006 г. по 2016 г. канд. пед. наук М. И. Голунова, с 2016 г. по 2022 г. — М. Ю. Втюрин.
2006—2022 гг. Кафедра информационных технологий. Возглавляли с 2006 г. по 2016 г. канд. пед. наук, доцент Л. А. Шевцова, с 2016 г. по 2022 г. — канд. пед. наук, доцент Т. И. Канянина.
2022 г. — настоящее время. Кафедра информатики и информационных технологий организована путем слияния кафедры информационных технологий и кафедры теории и методики обучения информатике. Заведующий — канд. пед. наук, доцент Т. И. Канянина.
Вся история кафедры информатики и информационных технологий Нижегородского института развития образования связана с выполнением важного и актуального запроса общества — становление и развитие преподавания предмета «Информатика» и научно-методическое обеспечение процессов информатизации в области внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
На протяжении почти двадцати лет (с 2006 года) этот процесс шел параллельно: в НИРО работали две кафедры — кафедра теории и методики обучения информатики и кафедра информационных технологий. Их сотрудники решали поставленные, часто уникальные, задачи посредством обучения педагогов образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования по направлениям деятельности, присущим каждой кафедре.
Кафедра теории и методики обучения информатике — это учебный, методический, экспертно-аналитический и координационный центр, целью работы которого являлось формирование и развитие ключевых компетенций учителей информатики и ИКТ. Проводилась серьезная работа по обновлению содержания программ курсов с учетом ФГОС, осуществлялась подготовка к лицензированию программ курсовой подготовки, решались вопросы аттестации учителей информатики, а затем и итоговой аттестации школьников по предмету «Информатика» в формате ЕГЭ.
Особое место в системе НИРО заняла кафедра информационных технологий. В ее деятельности сразу был взят курс на подготовку педагогов к практическому использованию информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в процессе обучения школьников. Уникальность кафедры проявилась еще и в том, что на ней работали не только преподаватели, связанные с предметом «информатика», но и специалисты в других областях знаний, например, в области гуманитарных наук. Подобный сплав возможностей позволил сотрудникам кафедры информационных технологий решить основную задачу в их деятельности — организовать обучение ИКТ учителей всех предметов: от математиков и физиков до учителей технологии и физической культуры. Определенное внимание было уделено библиотекарям, психологам и другим работникам образовательных организаций. Обучение включало освоение базовых навыков владения информационными технологиями: работа с текстовыми процессорами, электронными таблицами, графическими редакторами, создание презентаций, работа с браузером и электронной почтой. По мере повышения квалификации педагогического состава ОО усложнялось содержание курсов. Обучающиеся педагоги осваивали Интернет-ресурсы, облачные технологии, сервисы Веб 2.0, мультимедиа, гипертекстовые технологии и т. д.
Важным этапом в профессиональной деятельности для коллектива кафедры стало участие в реализации государственного заказа по массовому обучению нижегородских педагогов информационно-коммуникационным технологиям в рамках курсов по информатизации образовательных организаций. Это был новый шаг в работе, предлагающий изучение таких тем, как «Гражданин в информационном обществе. Получение государственных услуг в электронном виде», «Безопасная информационно-образовательная среда образовательной организации», «Внедрение электронных журналов/дневников в образовательный процесс», «Современные информационные технологии в работе пресс-центров и видеослужб», метод проектов по программам Intel «Обучение для будущего» и «Путь к успеху», «Мобильные технологии: 1 ученик — 1 компьютер». На этом этапе большой помощью стало участие в курсовой подготовке тьюторов — нижегородских педагогов, успешно прошедших подготовку на кафедре информационных технологий и ставших учителями своих коллег. Наиболее активные тьюторы: Г. И. Тактаева (Пильнинский район), Л. В. Нарышкина (Городецкий р-н), Т. А. Маясова (Сергачский р-н), Т. Ю. Жукова (Кстовский р-н), Е. А. Вострякова, Л. В. Мазенова, О. А. Сычева (Богородский р-н), Е. Н. Виноградова (Чкаловский р-н) и др.
Помимо курсовой подготовки кафедра большое внимание уделяет организации и проведению регулярных тематических научно-практических конференций, семинаров, вебинаров, конкурсов, сетевых проектов. Значимыми мероприятиями являются всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональная педагогическая деятельность в цифровой образовательной среде», интернет-форум «Эффективные практики использования цифровых технологий в урочной и внеурочной деятельности», ежегодный (с 2008 года) межрегиональный Фестиваль школьных медиацентров.
Кафедра ИиИТ имеет огромный опыт проектной деятельности в сети Интернет. С 2013 года сотрудниками кафедры реализованы региональные интернет-проекты: «Нам жить на этой земле», «Талант. Творчество. Дисциплина. Успех», «Символы земли Нижегородской», «Профессия Учитель», «На просторах Интернета. Безопасность в сети», «Я люблю IT», интернет-экспозиция «Используем Интернет безопасно». В проектах кафедры приняли участие более 1000 педагогов и 5000 школьников.
Проводится большая работа по инновационной (экспериментальной) деятельности. Так, в 2012—2015 г.г. был реализован проект «Нижегородская электронная школа». В ходе проекта создана и апробирована концептуальная модель Нижегородской электронной школы как формирующейся открытой среды в современном информационном обществе, ядром которой является организация сетевого взаимодействия ОУ в рамках экспериментальной и инновационной деятельности по проблеме осознанного и целенаправленного проектирования деятельности школы в условиях ИКТ-насыщенной среды. В рамках проекта разработана нормативная база сетевого взаимодействия различного уровня субъектов инновационной деятельности; в образовательных организациях реализованы инновационные технологии управления (электронный документооборот, электронный журнал, автоматизация управления); создан образовательный ресурс (корпоративный портал) в сети Интернет, содержащий банк методических разработок.
В проекте приняли участие 24 образовательные организации на уровне федеральных и региональных инновационных площадок (ФИП, РИП) и 32 — на уровне НИРО.
В 2021—2023 г.г. реализовывался проект «Проектирование технологии внедрения целевой модели цифровой образовательной среды». В этом проекте участвовали 27 школ г. Нижнего Новгорода и области, получившие цифровое оборудование в рамках проекта «Цифровая образовательная среда». Сотрудниками кафедры были подготовлены команды внедрения цифровых технологий в школах, которые проектировали образовательный процесс на основе нового оборудования, современных цифровых и педагогических технологий, разрабатывали программы цифровой трансформации образования в ОО.
Сегодня сотрудниками единой кафедры информатики и информационных технологий решаются задачи обучения педагогов в настоящем и будущем времени. Осуществляется работа по совершенствованию технологий дистанционного проведения занятий и иных мероприятий.
Появляются новые формы работы, например, деятельность «Школы цифрового педагога», в рамках которой постоянно идет обмен опытом учителей информатики, поднимаются актуальные вопросы преподавания предмета.
Еще одним масштабным мероприятием является обучение педагогов нижегородских школ цифровым технологиям в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование». В рамках соглашения с Московским физико-технологическим институтом о сетевой форме реализации повышения квалификации учителей по использованию искусственного интеллекта в образовании по федеральной программе «Искусственный интеллект» нацпроекта «Цифровая экономика» наша кафедра работает с педагогами Татарстана, Мордовии, Марий Эл, Кировский, Липецкой и Костромской областей. Проводится работа по аттестации педагогов предмета «Информатика» на высшую категорию. Деятельность сотрудников кафедры отражена в учебно-методических пособиях.
Мир цифровых технологий постоянно меняется и совершенствуется. Большими темпами идет внедрение в образование технологий виртуальной и дополненной реальности, изучаются возможности искусственного интеллекта, открываются новые направления работы с информацией (большие данные, кибербезопасность). Идет постоянная трансформация образовательной деятельности педагогов. В этих условиях сотрудники кафедры информатики и информационных технологий Нижегородского института развития образования стремятся соответствовать тем задачам, которые они решают или которые им предстоит решать в будущем.
Практика школьного воспитания № 4, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: