Наша задача — быть ближе к школьному библиотекарю
И. Е. МОЛЧАНОВА,
методист Регионального
информационно-библиотечного центра (РИБЦ)
ГБОУ ДПО НИРО
«Я знаю, что раздается много призывов о том,
что библиотеки должны меняться. Но мне кажется,
что библиотечное сообщество должно очень твердо
придерживаться основной исторической миссии.
Она не может изменяться каждый год
или под влиянием какой-то политической конъюнктуры.
Так что давайте останемся библиотеками, будем это отстаивать!
Инновации, конечно, нужны.
Необходим искусственный интеллект,
но в основе должна лежать наша основная идея».
В. В. Дуда, гендиректор Российской государственной библиотеки,
Президент Российской библиотечной ассоциации (РБА)
Мне бы хотелось начать с личного опыта, который позволяет мне говорить о библиотеке с разных сторон. Начала работать в школе в 1975 году. Как учитель истории — записалась в библиотеку ГОИУУ (тогда Горьковский областной институт усовершенствования учителей). Более двадцати лет научная и методическая литература этого института была в моем полном распоряжении, что обогащало мои уроки. Я всегда могла рассчитывать на помощь нашей учительской библиотеки, которую долгие годы возглавляла Л. П. Гирина. В начале 1990-х я уже пришла в институт на работу как библиограф, а потом стала методистом. Для справки: главная функция методиста — организация курсов повышения квалификации работников школьных библиотек (ШБ); разработка методического сопровождения и оказание консультационной помощи образовательным организациям по вопросам деятельности ШБ.
Могу уверенно сказать об успехах нашей библиотеки за прошедшее время. За долгие годы накоплен большой опыт повышения квалификации работников школьных библиотек Нижегородской области.
Наследие 90-х
В конце 1990-х для упрощения процесса управления обучением была создана картотека кадров и подготовлен прогноз потребности в обучении для дальнейшего осуществления подбора специалистов. В те годы это давало возможность иметь список слушателей за несколько месяцев до начала курсов. Позднее была создана система электронной записи на курсы.
Другой проблемой, которую пришлось решать в конце 1990-х годов, было отсутствие на курсах повышения квалификации библиотекарей из образовательных
учреждений области.
Определенная работа с руководителями ИДЦ, методистами по фондам и проведение курсов на базе районов Нижегородского региона изменили положение. За пять лет курсы были проведены в Борском, Семеновском, Кстовском, Шахунском, Арзамасском, Володарском районах, в Дзержинске и Выксе. Были организованы выездные семинары в Пильнинском, Вачском, Семеновском и Сосновском районах. Благодаря этому число слушателей курсов из области стало ежегодно увеличиваться. Постоянно проходили курсы во всех районах Нижнего Новгорода.
Главной целью организуемых курсов являлась подготовка библиотечных работников, способных оказать реальную помощь учебно-воспитательному процессу ОУ в соответствии с его спецификой и поставленными перед ним целями и задачами.
Состав преподавателей нашего института позволял обеспечить высокий уровень лекций и практических занятий. В эти годы в НИРО работали доктора наук, заведующие кафедрами Л. С. Сековец, Г. А. Игнатьева, О. С. Гладышева, к.п.н., ученый секретарь института Л. В. Агафонцева. Очень часто их лекции заканчивались аплодисментами.
Активно принимали участие в проведении выездных курсов преподаватели кафедры психологии Е. М. Кочнева и Н. А. Еременко, а также сотрудники областной детской библиотеки.
В этот период реальные возможности и ресурсы библиотеки были такими: библиотечный фонд составлял 121145 экземпляров, количество книговыдач в год — 90000, общее количество посещений библиотеки в год — более 13000. Библиотека активно начала использовать информационные технологии: появились компьютеры, получила выход в интернет. Поэтому с 1995 года все новые поступления в библиотечный фонд заносятся в электронную базу данных с использованием автоматизированной информационной библиотечной системы (АИБС) «МАРК», а теперь — «МАРК SQL».
Увы, в 2000-е годы сеть библиотек, обслуживающих педагогов, сократилась, значительные потери понесли библиотеки методкабинетов местных органов образования.
Но отрадно, что библиотека Нижегородского института развития образования продолжала работать, количество ее сотрудников в этот период увеличилось до шести-семи. Это — несомненная заслуга руководителей института и также, безусловно, сотрудников библиотеки НИРО.
Нельзя не отметить особых заслуг и многолетнюю преданность библиотеке М. В. Веселовой — заведующей с 1992 года по 2016-й, которую сменила В. А. Климычева. Библиотека гордится и другими своими специалистами: Т. В. Лысенко, Т. А. Ефимовой, И. Е. Варпаевой, Е. В. Шадриной, Н. М. Сметовой, которые понимали и ценили своего взыскательного и вдумчивого читателя.
В настоящие дни в Положении о Региональном информационно-библиотечном центре ГБОУ ДПО НИРО отмечено, что РИБЦ является структурным подразделением института и выделены две основные цели: 1. информационно-методическое сопровождение деятельности школьных библиотек и школьных информационно-библиотечных центров;
2. повышение квалификации работников школьных библиотек (ШБ) и школьных информационно-библиотечных центров (ШИБЦ).
В начале ХХI века мы понимали, что глубокие социальные перемены, происходящие в системе образования России, требуют новых подходов к повышению квалификации специалистов. Адекватно ответить на быстро происходящие в образовании качественные перемены можно только с помощью принципиально новой системы работы с кадрами, причем даже не с их различными категориями, а с каждым специалистом.
Школьные библиотекари всегда имели различия в базовой подготовке (общее среднее образование, среднее профессиональное библиотечное и не библиотечное, высшее библиотечное и не библиотечное), уровне квалификации и, наконец, спектре индивидуальных профессиональных интересов.
Всем российским библиотекам в ходе мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников библиотек, приходится решать такую важную задачу, как обеспечение начальной подготовки библиотекарей, не имеющих специального образования и опыта библиотечной работы.
Нам решать эту задачу помогали преподаватели Борского областного колледжа культуры во главе с его руководителем О. В. Петуховой и зав. библиотекой Нижегородской педагогической гимназии Н. С. Талалаева. Огромную помощь также оказали руководители и сотрудники отделов НГОУНБ им. Ленина: краеведческой литературы, научной обработки документов, редких книг и рукописей, информационно-библиографический.
Сейчас библиотека Нижегородского института развития образования выполняет функции методического центра для библиотек образовательных организаций области, участвуя в разработке и реализации программ квалификационных курсов, проблемно-тематических семинаров, консультаций для библиотечных работников.
Анализ этой деятельности показал, что все проведенные мероприятия содействовали успешной переподготовке библиотечных кадров, повышению их профессиональной компетентности в соответствии с должностью и обязанностями. С 2000-го по 2004 год свою квалификацию повысили более 450 библиотекарей. В дальнейшем ежегодно наши курсы заканчивали 100—150 специалистов.
2006 — 2020: модульные курсы
Значительно поднялся уровень работы работников библиотеки — это мы чувствовали по повышению интереса к нашей деятельности коллег из других регионов.
Электронная запись на курсы, накопительная система или индивидуальный образовательный маршрут, который формировался слушателем из любого количества модулей, обозначенных в плане-графике звездочкой.
С 2010 года все курсы нашего института начинались с надпредметного инвариантного модуля «Общепрофессиональные дисциплины». Лекции по вопросам государственной политики в области образования, профессиональной педагогике, охране здоровья, психологии и праву читали доктора наук, заведующие кафедрами, лучшие специалисты НИРО во главе с ректором Н. Ю. Барминым.
Курсовая подготовка начинается с диагностического модуля, суть которого — организация анализа своих затруднений в библиотечной работе и самоопределения в целях и задачах предстоящей учебной деятельности на курсах самими слушателями. Все это позволяет точнее определить уровень профессиональной подготовки библиотечного специалиста, корректнее поставить задачи повышения квалификации, ориентируясь на индивидуальный подход и стараясь добиться того, чтобы школьные библиотекари понимали необходимость и целесообразность повышения своей квалификации. Вторую часть модульных курсов, которая состояла из шести — десяти ежегодно меняющихся модулей по выбору, планировала наша библиотека, и проводились они не только на базе НИРО, но и в районах области.
В 2010-м состоялись такие курсы для специалистов библиотек г. Дзержинска, в 2012 году — в Шахунье для северных районов области, где лекции и практические занятия проводили молодые сотрудники Н. А. Еременко, И. Ю. Абросимова, Т. В. Пантюхова.
Постоянно вместе с зав. кафедрой коррекции Л. С. Сековец проводились курсы для спецшкол. Ежегодно один-два курса вели совместно с кафедрой информационных технологий (зав. Л. А. Шевцова, с 2016 года — Т. И. Канянина). Активно сотрудничали с кафедрой здоровьесберегающих технологий в образовании (О. С. Гладышева, И. Ю. Абросимова). Несколько модулей по выбору были и в дистанционном варианте.
2009—2021: дистанционное обучение
Интернет дал возможности дистанционного обучения. Лаборатория дистанционного обучения была организована в НИРО в 2006 году, а с 2009 года — это уже Центр дистанционного обучения. Возглавила подразделение к.п.н. Н. И. Городецкая.
С появлением РИБЦ мы продолжили дистанционные курсы для специалистов библиотек. Ежегодно проводим два-три курса («Организация библиотечного фонда», «Документы, регламентирующие работу библиотек ОО», «Технология работы библиотеки ОО» и др.).
Осенью 2023 года мы организовали курсы для школьных библиотекарей нашего подшефного города Харцызска в ДНР.
Ежегодно проводятся дистанционные курсы совместно с кафедрой теории и методики преподавания информатики, которые ведут все сотрудники кафедры. Замечательный курс «Информационно-библиографическая культура специалистов образования» подготовила И. А. Вдовина, доцент кафедры естественно-научного образования.
Большой интерес вызвал курс руководителя отдела Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования Т. Г. Цымбалюк «Современные подходы к библиотечно-информационному обеспечению реализации ФГОС образовательной организации».
Десятилетний опыт проведения дистанционных курсов помог нам профессионально и четко работать в сложный период пандемии 2020—2021 годов.
Библиотека НИРО делает все возможное, чтобы школьные библиотекари смогли оценить реальные возможности применения новых информационных технологий.
Новые свершения
Требования профессионального стандарта педагога-библиотекаря (2017 год) направлены на умение организовывать информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса, выделена важность воспитания у обучающихся информационной культуры и интереса к чтению.
Наши курсанты слушали лекции по педагогике д.п.н., профессора Г. А. Игнатьевой, постоянно принимала участие в работе курсов для библиотекарей и доцент кафедры теории и практики воспитания Г. Н. Дождикова.
С 1999 года мы начали сотрудничать с Кемеровской государственной академией культуры и искусств, где под руководством Н. И. Гендиной разрабатывались программы по информационной культуре.
Особое внимание уделялось вопросам продвижения чтения. Открытые уроки проводила зав. библиотекой нижегородской школы № 174 Н. А. Землянкина, разработавшая курс «Развивающее чтение в семье», основанный на методике И. И. Тихомировой. Трижды приезжала к нам и сама Ираида Ивановна Тихомирова, к.п.н., доцент кафедры детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, с авторским курсом «Психология детского чтения». Это «опережающее развитие» возникало благодаря возможности встречаться с коллегами в Москве, Псковской области, Ульяновске, которое поддерживало руководство НИРО.
В связи с преобразованиями школьной среды в нашей стране была разработана Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров. Возникла и новая специальность — педагог-библиотекарь. С 2020 года задача наших курсов и состоит в том, что мы последовательно предлагаем слушателям ознакомиться с Концепцией развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций как новшества современного образования и требованиями профессионального стандарта.
Особенно активно мы работаем в последние годы, выполняя задачи, поставленные в Дорожной карте развития школьных библиотек Нижегородской области, но эта тема требует продолжения этой статьи.
Мы всегда были уверены в том, что школьные библиотекари нашего региона должны постоянно учиться ради повышения своего престижа в коллективе, ради уважения к своей профессии и ради Читателя.
Все эти годы наша деятельность ориентирована на главное: сохраняя все наиболее ценные достижения прошлого, преобразовать библиотечное обслуживание педагогов в оптимальном соответствии с объективно изменившимися условиями среды функционирования библиотек отрасли.
Практика школьного воспитания № 4, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: