Труд в современной школе, или Новое — это напрасно забытое старое

В. Я. БАРМИНА,

канд. пед. наук,

доцент кафедры экономики и труда (технологии)

ГБОУ ДПО НИРО

 

 

Трудовое воспитание — это, образно говоря,

гармония трёх понятий: надо, трудно и прекрасно.

В. А. Сухомлинский

 

Труд во все времена считался основой жизни человека и условием его благополучия. Мудрецы и философы, ученые и педагоги превозносили труд на вершину самых значимых в жизни человека категорий! К. Д. Ушинский, характеризуя значение труда в деле обучения и воспитания, отмечал его величие не только в том, что трудом созидаются материальные ценности, но, прежде всего, в его глубочайшем влиянии на развитие и поддержание в человеке чувства человеческого достоинства, на физическое и нравственное его состояние. Особую роль Ушинский отводил трудовому воспитанию в семье и утверждал, что родитель, который оберегает ребенка от физического труда, делает большое зло: развращает и делает несчастными тех, кого любит больше всего на свете [4].

О значении труда в развитии и обучении детей говорили многие известные педагоги. «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим», — писал В. А. Сухомлинский [5], а А. С. Макаренко считал труд «одним из основных элементов» воспитательной работы [3].

Попробуем для целей нашего рассуждения определиться с сущностью используемых понятий. В Большой Советской энциклопедии (https://bse.slovaronline.com/) труд понимается как «целесообразная деятельность человека по созданию материальных и духовных благ, деятельность, направленная на преобразование окружающего мира с целью удовлетворения своих потребностей».

Трудовое обучение и трудовое воспитание — это два взаимосвязанных, но в то же время отличных процесса, которые играют ключевую роль в формировании личности и профессиональных навыков у обучающихся.

Трудовое обучение — целенаправленный процесс передачи знаний и умений, необходимых для выполнения конкретных трудовых функций. Оно включает в себя обучение различным профессиям, освоение технологий и инструментов, что способствует развитию профессиональных компетенций. Трудовое воспитание, в свою очередь, акцентирует внимание на формировании моральных и этических ценностей, таких как ответственность, трудолюбие, уважение к труду. Оно предполагает не только развитие практических навыков, но и воспитание личности, способной к самосовершенствованию и социальной ответственности.

Несмотря на различия, трудовое обучение и трудовое воспитание — два взаимодополняющих и неразрывных процесса, направленных на формирование человека: успешное трудовое обучение невозможно без соответствующего воспитания, которое формирует позитивное отношение к труду, а трудовое воспитание не может состояться без практического опыта, который предоставляет трудовое обучение.

Труд — всему голова! Кто из выпускников советской школы, поколения ХХ века не помнит этот лозунг?! Суть и смысл этих слов были настолько очевидны, что не вызывали никаких сомнений. К сожалению, современное общество все реже ориентируется на этот слоган. Ушли в прошлое производственные практики, учебно-производственные комбинаты, конкурсы трудового мастерства. Практически не говорят про людей труда, преданных своему делу, на примере которых воспитывалось когда-то молодое поколение. Труд стал непрестижным! Другие «герои» занимают умы детей и молодежи.

К сожалению, этому частично способствовала и государственная политика в сфере образования и воспитания. В школе фактически был запрещен физический труд детей. За редким исключением ушли в историю субботники, уборка классных помещений, участие в сельскохозяйственных работах. Что уж говорить о школьных мастерских, оснащение которых подчас осталось на уровне 1970—80-х годов, да и то не всегда в рабочем состоянии. Устаревшее оборудование и недостаток финансирования делают процесс трудового обучения в школе малоэффективным. С грустью мы вспоминаем шефствующие предприятия, которые действительно участвовали в трудовом воспитании подрастающего поколения, были поддержкой учебных заведений в вопросах производственных практик, финансовой и материальной помощи.

Может быть, семья должна решать задачу трудового воспитания? Но современная семья часто ориентирована, прежде всего, на обеспечение материального благосостояния. Хотя именно совместный труд, семейные трудовые традиции имеют огромное воспитательное значение — они объединяют семью, позволяют через пример взрослого привести ребенка к формированию собственного мотива и желания трудиться.

В современном мире мы наблюдаем разрыв между спросом и предложением на рынке труда и рынке образовательных услуг, требованиями работодателей и уровнем подготовки специалистов, разбалансированного воздействия на ребенка семьи, школы и социума. В этой связи следует также отметить и важнейшую проблему уже государственного масштаба — огромный дефицит рабочих кадров, составляющих основу любого производства, в том числе и высокотехнологичного. Круг, как говорится, замкнулся!

Актуализации проблем трудового воспитания и обучения способствуют и стремительное развитие технологий, соответственно, изменение социальных приоритетов в современной школе. Традиционные формы трудового обучения: уроки технологии или общественно полезный труд —  зачастую воспринимаются учащимися как устаревшие и не соответствующие их интересам. Современные школьники, привыкшие к цифровым технологиям, не всегда видят ценность ручного труда, что приводит к снижению мотивации и интереса к подобным занятиям.

Радует, что в последнее время наблюдается значительное внимание к обновлению программ трудового обучения, ориентирующихся на технологический прогресс и изменения на рынке труда. Введение современных технологий в образовательные процессы призвано способствовать не только обучению традиционным профессиям, но и развивать навыки, которые требуются в цифровой экономике. Параллельно с этим создаются новые подходы к учебным планам, включая интерактивные методы и проектную деятельность, что способствует более глубокому усвоению материала.

Логичным звеном в цепи обозначенных нами проблем стали государственные инициативы, направленные на актуализацию и развитие системы трудового обучения и воспитания. 4 августа 2023 года Президентом России подписан Федеральный закон ¹ 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”», в котором одним из основных принципов политики государства в сфере образования определено единство обучения и воспитания, и особое место отведено формированию у учащихся ответственного отношения к труду и его результатам. Поправками в Законе об образовании закреплены обязанности обучающихся поддерживать чистоту и порядок в образовательной организации, а также с учетом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой. Названный документ исключил запрет на привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия законных представителей — вместо этого установлено, что такое привлечение обучающихся к труду осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Хочется надеяться, что принятые меры смогут повернуть в логичное, осмысленное русло ситуацию, характеризующую отношение к труду в обществе, в школе, в семье. Хотя надо понимать, что потребуется невероятно много сил, средств, желания, инициатив, в том числе и законодательных, чтобы возродить наработанные советской школой опыт и традиции и поставить его на новые рельсы сообразно требованиям и веянию времени.

История трудового обучения в России имеет глубокие корни, уходящие в традиции ремесленного дела и народного творчества, и отражает многогранные изменения в обществе и педагогике. Первые системы трудового обучения начали формироваться в XIX веке, когда внимание к подготовке рабочих рук стало приоритетом в условиях индустриализации. Учебные заведения, такие как ремесленные училища, готовили квалифицированных мастеров, обучая их не только навыкам, но и основам трудового воспитания. С развитием экономики и образования в XIX веке трудовое обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса, особенно в технических училищах и гимназиях. Этот период был отмечен внедрением новых дисциплин, направленных на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, что стало ответом на потребности индустриализации.

С установлением советской власти в 1917 году трудовое обучение стало принципиально новым элементом в системе образования и важным инструментом социалистического воспитания молодежи, способной к физическому труду и имеющей высокую квалификацию. Формировались профтехучилища, где ученики обучались специальностям, востребованным в меняющейся экономике страны, получали практические навыки в различных ремеслах и профессиях, что способствовало более глубокому пониманию производственного процесса. Таким образом, в 1930-е годы под влиянием социалистических идей в рамках коллективизации и индустриализации была создана система профессионального обучения.

После Великой Отечественной войны трудовое обучение и воспитание в СССР стали важнейшим элементом системы образования, направленным на восстановление экономики и формирование новых социальных ценностей, инструментом образовательной политики и важным социальным явлением, определившим характер послевоенной эпохи Советского Союза.

Разрушенной экономике необходимо было не только восстановить предприятия, но и подготовить квалифицированные кадры для активного восстановления и развития промышленности. Система трудового обучения в профессиональных училищах акцентировала внимание на практической подготовке, в процессе которой студенты изучали не только теорию, но и осваивали реальные трудовые навыки, что позволяло им быстро интегрироваться в производственный процесс.

В деле трудового обучения и воспитания в этот период была велика роль комсомольских организаций и профсоюзов, которые активно участвовали в организации учебных занятий, практик, производственных совещаний, способствовали налаживанию связей между учащимися и предприятиями. Трудовое обучение стало не только средством профессиональной подготовки, но и важным шагом на пути к социальной интеграции и развитию патриотизма среди детей и молодежи.

 

 

 

 

В советской школе послевоенного периода трудовое обучение, уроки которого выходили далеко за пределы классных кабинетов, осуществлялось не только как процесс профессиональной подготовки, но и как процесс воспитания целеустремленной и трудолюбивой личности, готовой к вызовам времени. Развивалась система кружков по интересам, где учащиеся могли осваивать различные ремесла: от плотничества и токарного дела до шитья и кулинарии. Эта инициатива не только способствовала профессиональной ориентации молодежи, но и формировала у школьников навыки, необходимые для самодостаточной жизни.

В 70-е и 80-е годы ХХ века советская школа стала ареной для рождения трудовых бригад, олицетворяющих дух совместного труда и социалистического единения. Эти коллективы, сформированные на базе учебных заведений, были не просто практическими инициативами — они показывали стремление молодежи внести свой вклад в общее дело, развивая навыки работы и ответственности. Каждая бригада имела свое назначение и профиль, будь то участие в сельскохозяйственных работах или благоустройстве школ, помощь шефским предприятиям. Создавались специальные планы, разрабатывались проекты, которые вовлекали учащихся в активную деятельность вне учебных стен. Важным аспектом таких бригад было воспитание в учениках не только трудолюбия, но и чувства коллективизма, ведь работа выполнялась на благо всей школы и общества в целом.

В качестве примера подобной практики можно представить историю из опыта Ильинской школы Городецкого района, успешно реализовавшей в то время процесс трудовой подготовки детей, в котором экономическое (предпринимательское) и трудовое воспитание было поставлено на реальную производственную основу. Педагогическим коллективом школы был сделан акцент на формирование правильного отношения учащихся к труду, как главной жизненной потребности, как основному источнику создания нравственного потенциала и воспитания общественно значимой личности.

В школе действовало микрохозяйство — сложное производственное объединение, имеющее производственную базу стоимостью (на начало 1990-х) более 170 тысяч рублей, школьный банк и документы, на основе которых строились взаимоотношения со школой как с государственным учреждением и велись распределение и учет финансов от производственной деятельности трудовых объединений школьников. Микрохозяйство имело полеводческое направление (выращивание картофеля и овощей), звероводческое направление (выращивание нутрий, реализация мяса и меха этих животных) и юннаты (школьный сад до сих пор радует в мае цветущими деревьями, а в августе — богатым урожаем яблок). Ко всему перечисленному имелись и соответствующие помещения (ферма, пошивочный цех, гаражи, ремонтные мастерские), трактора и другая техника. К сведению, валовая стоимость продукции, произведенной школьным микрохозяйством на 1 октября 1989 года, составила 85878 рублей, заработная плата членов звеньев — 10762 рубля, прибыль — 12360 рублей. Из этих денег школьники получали зарплату (до 70 рублей), часть выделяли на развитие школы, например, на строительство памятной стелы Героя Советского Союза Н. П. Кожанова, чье имя носила пионерская дружина. А еще на заработанные средства ребята много путешествовали по области и по стране.

Ученики школы — члены микрохозяйства проходили агротехническую и экономическую подготовку под руководством педагогов и специалистов базового сельскохозяйственного предприятия. Кроме этого Ильинская школа реализовывала программу профессионального обучения по специальности «тракторист» с выдачей соответствующего документа государственного образца, тем самым обеспечивая выпускников стартом в трудовую жизнь, а базовое предприятие (ОПХ «Заречный») уже готовыми кадрами.

 

 

 

 

 

Опыт школы был известен далеко за пределами региона, микрохозяйство трижды было отмечено медалями ВДНХ СССР. («Городецкая правда», № 27 от 16 февраля 1990 г., № 36 от 3 марта 1990 г.); (https://ильинская-школа.рф/)

Это достойный пример (каких, кстати, было великое множество на просторах Советского Союза) разумных подходов к воспитанию у молодежи трудовых навыков, интеграции теоретических знаний с практической деятельностью, обеспечение ребятам возможности получать реальный опыт работы, адаптации к трудовой деятельности в будущем, формирования у детей чувства ответственности, дисциплины и коллективизма.

Но время шло, и переход страны к рыночной экономике в 90-е годы XX века, к сожалению, поменял отношение к трудовому обучению. С 1992 года привлекать обучающихся к труду, не связанному с образовательной программой, было запрещено. Труд рассматривался как исключительно добровольная деятельность. Интеллектуальный труд начал преобладать над продуктивным, что, в свою очередь, привело к снижению престижа практически всех видов труда. Переход к рыночной экономике поставил перед образовательными учреждениями новые задачи, требующие адаптации учебных программ и внедрения современных подходов к обучению, возникли и новые проблемы: недостаток финансовых ресурсов, устаревшая материально-техническая база, нехватка квалифицированных кадров.

Один из компонентов школьной образовательной программы — трудовое обучение стало часто рассматриваться в узком контексте как лишние часы на фоне основных предметов. В результате — значительное снижение интереса к практическим занятиям, что, в свою очередь, негативно сказалось на формировании у школьников трудовых навыков и разумного отношения к труду, как таковому. Для многих детей уроки труда перестали ассоциироваться с практическим опытом, превращаясь в рутинные занятия без четкой цели.

В постсоветский период в практике школьной воспитательной работы стали меньше внимания уделять развитию у обучающихся трудолюбия, культуры труда, умения трудиться. И, как результат, у большинства детей это привело к снижению «элементарных бытовых трудовых навыков; снижению их интереса, мотивации к трудовой и профессиональной деятельности; распространению потребительского отношения к труду других людей, уклонению от трудовой деятельности, зачастую завышенным требованиям, предъявляемым современной молодежью к трудовой деятельности, работе» [2].

Сегодня школа по-прежнему функционирует в условиях множества проблем трудового обучения и воспитания, требующих внимательного анализа и решения. Несовершенство учебных программ, не учитывающих меняющиеся потребности рынка труда и технологические достижения общества. Недостаток квалифицированных преподавателей и современного оборудования. Учителя, имеющие богатый практический опыт, зачастую не могут передать свои знания из-за отсутствия материально-технической базы и поддержки со стороны администрации.

По-прежнему актуальна проблема низкой мотивации детей, когда трудовое обучение воспринимается как ненужный предмет, а не как важная ступень в подготовке к будущей профессии. Необходима коррекция подходов к обучению, внедрение проектов, которые помогут учащимся осознать значимость профессий и развивать свои интересы.

Важным компонентом предстоящей работы по решению поставленных задач должно стать и активное сотрудничество с работодателями, создание гибких и актуальных учебных и дополнительных образовательных программ, развитие инфраструктуры, что в конечном итоге позволит подготовить квалифицированные кадры, готовые к вызовам современного мира.

В условиях глобализации и быстрого технологического прогресса потребность в переосмыслении и реабилитации трудового обучения в школе становится все более актуальной, требуя инновационных идей и решений.

Выстраивая новую систему трудового обучения и воспитания в школе, важно основываться на богатых традициях и эффективном опыте, накопленных советской школой, с учетом существующих реалий и насущных требований современного общества, рынка труда, стратегических ориентиров государственной образовательной политики.

В вопросах моделирования системы трудового обучения и воспитания в школе логично было бы, на наш взгляд, ориентироваться на известные компоненты: политехническая подготовка обучающихся к труду, их психологическая подготовка, всестороннее развитие в труде и практическая подготовка обучающихся к производительному труду.

Политехническая трудовая подготовка — процесс освоения учениками знаний об основах главных отраслей индустриального и сельскохозяйственного производства, а также практических умений, необходимых для участия в труде на производстве. Политехническая подготовка основана на политехническом принципе обучения, заключающемся в ознакомлении школьников с предметом труда (материалы), орудиями труда (инструменты, оборудование), деятельностью человека в труде (трудовые операции) и продуктами труда (изделия).

Формирование обобщенных политехнических умений происходит через создание продукта труда (изделия).
В учебном труде такое изделие важно не столько как результат труда, а как педагогическое средство, которое определяет содержание учебной деятельности. Именно в продукте труда сосредоточены все элементы трудовой деятельности ученика.

Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей к труду, ведь именно с мотивами связано формирование отношения к труду как главной ценности. Поэтому основным аспектом трудового обучения и воспитания является психологическая подготовка учащихся, включая формирование уровня развития личности, достаточного для успешного освоения любого вида производительного труда, создание интереса к производственным профессиям, мотивации, совершенствование психомоторики, внимания, воли, критического мышления и креативности.

Психологическая готовность к труду может быть сформирована в таких видах деятельности, как игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество.

Не менее важной ценностью труда для детей является их всестороннее развитие в процессе созидательной трудовой деятельности, развитие и совершенствование различных сфер личности: физической, умственной, эстетической, нравственной. Погружаясь в практическую деятельность, ребенок имеет возможность отточить свои способности, раскрыть творческий потенциал и развить критическое мышление, трудолюбие, ответственность и целеустремленность. Формирование успешной личности, способной адаптироваться к изменениям в обществе, возможно через приобщение школьников к различным видам деятельнос-
ти — от рукоделия до научных исследований. Кроме того, сотрудничество в команде и общение в процессе выполнения трудовых задач способствуют развитию коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта.

Концентром трудового обучения и воспитания в школе является, несомненно, практическая подготовка учащихся к производительному труду, профессиональные пробы. Перед каждым ребенком рано или поздно встает вопрос «Кем я хочу стать?». Чтобы помочь детям определиться с выбором будущей профессии, образовательным учреждениям нужны договоры с различными партнерами (организации торговли, здравоохранения, социальной сферы, производственные компании, библиотеки и т. д.). Это необходимо для того, чтобы школьник имел возможность примерить на себя разные профессиональные роли, и не на словах, а на практике познакомиться с профессиями и попробовать свои силы в конкретной работе. Установление таких партнерств не только для профессиональных проб, но и для совместных проектов может создать постоянный канал коммуникации между образовательными учреждениями и рынком труда и сделать процесс трудового обучения более динамичным, отвечающим вызовам времени.

Еще одним необходимым шагом для улучшения трудового обучения и воспитания является интеграция современных технологий в учебный процесс. Использование интерактивных платформ, виртуальных симуляций и онлайн-курсов может значительно повысить интерес учащихся к предмету и предоставить им актуальные навыки, востребованные на рынке труда. Такие инструменты позволят молодому поколению не только изучать традиционные ремесла, но и осваивать новые профессии, связанные с информационными технологиями и инновациями.

Не менее важной мерой для решения поставленных задач является обучение преподавателей, направленное на уверенное использование новых методик, и, как следствие, повышение качества образовательного процесса и интереса учеников. Очень актуально в связи с этим внедрение программ стажировок и практик на предприятиях для педагогов, сотрудничество с местными компаниями, что позволит увидеть реальные требования работодателей и рынка труда.

Наконец необходимо пересмотреть методические подходы к обучению. Включение элементов проектной деятельности, командной работы и ситуационного анализа поможет формировать у учащихся не только профессиональные навыки, но и личностные качества: ответственность, креативность и умение работать в команде. Таким образом, трудовое обучение может стать не только подготовкой к профессии, но и важной составляющей личностного развития.

Стоит обратить внимание на важность междисциплинарного подхода в трудовом обучении и воспитании. Слияние знаний из различных областей (экономика, психология, различные технологии) дает возможность создать более полное представление о профессиональной деятельности. Это позволит школьникам не только получить специфические навыки, но и научиться анализировать и синтезировать информацию, что является критически важным в современном мире.

В контексте нашего разговора можно рекомендовать образовательным организациям обратиться к новым положениям законодательства о труде, трудовом воспитании обучающихся в общеобразовательных организациях, привлечении их к трудовой деятельности [1]. В частности, к Методическим рекомендациям по организации труда, трудового воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях Министерства просвещения РФ, где определено: «Участие обучающихся общеобразовательных организаций в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой, осуществляется с учетом возрастных и психофизических особенностей:

- в урочной деятельности в соответствии с рабочими программами учебных предметов, курсов, модулей, разрабатываемых педагогами на основе соответствующих федеральных рабочих программ (учебные предметы «Труд (технология)», «Окружающий мир», «Биология» и др.);

- во внеурочной деятельности в соответствии с рабочими программами курсов, занятий внеурочной деятельности различной направленности;

- на занятиях дополнительного образования в соответствии с дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами в случае их реализации в общеобразовательной организации;

- в рамках рабочей программы воспитания, которая предусматривает воспитательную работу по всем направлениям деятельности педагогов в общеобразовательной организации, в том числе в целях трудового воспитания обучающихся» [2].

Данные рекомендации под общественно полезным трудом обучающихся подразумевают любые виды труда, доступные для выполнения без специальной профессиональной подготовки, приносящие пользу и имеющие созидательный характер, совершаемые без оплаты, то есть на общественных началах в свободное от учебных занятий время. Здесь же выделены виды общественно полезного труда обучающихся.

Общеобразовательная организация вправе разработать и принять «специальные локальные нормативные акты и документы, регламентирующие организацию и реализацию труда, трудового воспитания обучающихся в разных условиях (например, положение о трудовом воспитании обучающихся, соглашения с социальными партнерами, регламенты привлечения обучающихся к труду за рамками образовательной программы, положения о содействии добровольческой (волонтерской) деятельности, приказы о создании трудового отряда, лагеря с дневным пребыванием и др.)» [2].

Несомненно, потребуется немало времени и новое понимание трудового воспитания и обучения, разработка эффективных моделей, которые позволят обеспечить личностное и профессиональное саморазвитие и становление учащихся, формирование их личностных качеств, необходимых для трудовой деятельности, среди которых — потребность в труде, трудоспособность и ответственность, уважение к людям труда, конкурентоспособность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Письмо Минтруда России от 30 мая 2024 г. № 14-6/10/В-8769 «О направлении Методических рекомендаций исполнительным органам субъектов Российской Федерации и работодателям по организации трудовой деятельности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время» (вместе с «Методическими рекомендациями исполнительным органам субъектов Российской Федерации и работодателям по организации трудовой деятельности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время»).

2. Методические рекомендации по организации труда, трудового воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях. — Москва : Министерство просвещения РФ, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», 2024. — 32 с.

3. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина. / Составители Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. — Москва : Просвещение, 1988. — 304 с. — (Библиотека учителя. Педагогические раздумья).ISBN 5-09-000780-2

4. Рожнев, Я. А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2001. — 2-е изд., перераб. — Москва :
Просвещение, 1988. — 240 с.

5. Сухомлинский, В. А. О воспитании. / Составитель С. Соловейчик. — Москва : Издательство политической литературы, 1973. — 272 с.

 

 

Практика школьного воспитания № 1, 2025

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм