Трудиться — не трудно, а увлекательно

А. В. ЕГОРОВ,

педагог дополнительного образования МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества»,

г. Саров

Ю. М. НЕДОЙКАШ,

педагог дополнительного образования МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества»,
г. Саров

В. В. ШУРЫГИН,

педагог дополнительного образования МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества»,

г. Саров

 

Трудовое воспитание было одним из краеугольных камней в педагогике советского времени. Наглядный пример — наследие Антона Семеновича Макаренко, который именно труд считал основным инструментом воспитания. При этом выдающийся педагог-практик не уставал повторять, что труд — не кабала и насилие, но обязательно творческий сознательный, радостный процесс, помогающий раскрыть потенциал личности (https://институтвоспитания.рф/press-center/stati-i-pamyatki/trud-distsiplina-i-kollektiv-osnovy-pedagogiki-makarenko/).

Дискутировать об эффективности реформ в системе образования и трансформациях, произошедших в XXI веке, можно долго и увлеченно. Но гораздо важнее обсудить способы и педагогические приемы, которые лично нам помогают удержать интерес к труду у ребят разного возраста.

Каждый из нас имеет свой личный детский опыт обучения в кружках и клубах по интересам в советское время и многолетнюю практику работы с детьми в качестве педагогов дополнительного образования в объединениях технической направленности (судо- и авиамоделирование, основы инженерного дела). Анализируя свою деятельность во Дворце детского творчества г. Сарова и обобщая наблюдения, мы сделали несколько выводов и сформулировали практические рекомендации начинающим педагогам.

Вывод первый. Любой труд становится утомительным без понимания конечной цели. Нельзя просто дать указание: изучи чертеж, сними размеры, обработай поверхность и так далее. Ребенок вне зависимости от возраста (а мы работаем с юными саровчанами от семи лет и старше) выполнит даже сложное задание, если знает, какой будет следующий шаг: ЗАЧЕМ он должен разбираться в чертежах, владеть инструментами, знать термины, добиваться идеальной параллельности элементов несущих конструкций. В судомоделировании и при создании моделей самолетов важен каждый этап — от первой картинки до реального образца, стоящего на стеллаже или висящего под потолком. Процесс этот не быстрый, иногда растягивается на один-два года, но видя перед глазами образцы, ставшие победителями или призерами соревнований всероссийского и международного уровня, дети вдохновляются и стремятся к аналогичному результату.

Вывод второй. Трудовое воспитание эффективнее при наличии элементов игры и соревновательной составляющей. Каждое занятие — это новая ролевая игра. Вчера мы были проектировщиками, сегодня — конструкторы, завтра — материаловеды, через месяц — технологи. Так мы создаем условия для первичного профессионального самоопределения и расширяем навыки в сфере функциональной грамотности. Например, конструирование вне зависимости от возраста предполагает не только глубокое изучение чертежей будущей модели, но и развитые математические навыки, умения самостоятельно обосновывать и формулировать свою техническую идею и многое другое. Для новичков у педагога есть комплекты готовых чертежей, а опытные обучающиеся, которые занимаются два-три года, как правило, усовершенствуют стандартные модели, добавляя свои авторские элементы с учетом полученного опыта соревнований.

Вывод третий. Соревнования, на наш взгляд, мощнейший мотиватор для занятий в объединениях технической направленности. Причем, отсутствие призовых мест стимулирует не меньше, а иногда даже сильнее, чем победа. Заняв первое место, ребенок невольно расслабляется: я — молодец, у меня все получилось, зачем еще что-то делать?.. А став вторым, третьим, четвертым, он задумывается, почему не получилось, в чем проблема, что необходимо переделать или усовершенствовать. И в этот момент главная задача педагога — похвалить, поддержать инициативу, выявить причины сложившейся ситуации и обсудить варианты решения проблемы.

Кстати, соревнования могут быть и инструментом командообразования. Оптимальный вариант, когда собираются ребята разного возраста, хорошо понимающие и дополняющие друг друга по умениям и навыкам. Чаще всего старшие становятся наставниками для младших при подготовке к запускам моделей, делясь своим, хоть и небольшим, но уже значимым личным практическим опытом.

Но для этого надо проверить их, что называется, в деле. И мы практикуем свои «внутренние» соревнования на уровне Дворца или города, присматриваемся к детям, наблюдаем не только за техникой выполнения запусков моделей, но и поведенческими реакциями в разных ситуациях, а затем комбинируем составы. Комфортная психологическая обстановка внутри команды в дальнейшем помогает настроиться на серьезные старты и добиться желаемого результата.

Вывод четвертый. Папы и дедушки — важнейший человеческий ресурс для развития трудовых навыков ребенка. Этот, казалось бы, банальный и очевидный совет — привлекать родителей и других родственников для совместных занятий инженерным творчеством — не так-то прост в исполнении. Многие понимают, ЧТО надо сделать, но далеко не все знают, КАК. Наш опыт показывает, что первый шаг — это включение в программу внутренних соревнований так называемых семейных стартов. Каждая команда из двух человек (папа/мама/дедушка и ребенок) использует одну модель, выполняя последовательно заданное число попыток. Победитель и призеры определяются по суммарным баллам, заработанным взрослым и ребенком.

Впервые подобные старты были опробованы на городских соревнованиях по судомодельному спорту на призы ветеранов ВМФ (в Сарове очень активная общественная организация ветеранов-моряков им. адмирала Ушакова). Чуть позже авиамоделисты тоже ввели данный формат состязаний. (https://vk.com/wall-209599585_464; https://vk.com/wall-209599585_4649; https://vk.com/wall-209599585_1594; https://vk.com/wall-209599585_276) И надо сказать, что очень удачно. Взрослые не менее азартно и активно включаются в образовательный и подготовительный процесс, а в ситуации, когда сын или дочь выступает в роли наставника, родитель открывает в своем ребенке новые грани, что способствует укреплению их межличностных отношений.

 

 

 

 

Зачастую участие в соревнованиях становится определенным толчком и для совместного созидательного труда. У каждого из нас уже есть семейные династии обучающихся, когда дедушка или папа сначала приводит ребенка в кружок, а через какое-то время вместе с ним работает над моделью, вносит рационализаторские предложения. Есть и обратные «цепочки»: когда-то нынешние взрослые, будучи школьниками, занимались во Дворце, а став родителями, привели сюда своих детей. Так, в судомоделировании выросла семья Юрьевых, в авиамоделировании — семьи Егоровых и Ломтевых (https://vk.com/wall-209599585_1903; https://vk.com/wall-209599585_3014).

Вывод пятый. Дети могут быть отличными наставниками, если надо обучить не только сверстников, но и взрослых. В 2024 году мы удачно ввели в практику новую акцию «День во Дворце» (https://vk.com/wall-209599585_4512; https://vk.com/wall-209599585_4499). Это короткие образовательные события для родителей обучающихся. В одну из суббот, когда папы и мамы не так сильно загружены работой, в объединениях Дворца проводились мастер-классы, тренинги, выставки, презентации и другие активные форматы с погружением взрослых в специфику программ, по которым их дети получают новые знания. И оказалось, что многие родители открыли для себя много неожиданного и интересного. А главными помощниками педагогов в организации акции были как раз ребята.

Вывод шестой. Для созидательного труда, увлекающего и развивающего, необходимо иметь соответствующую материальную базу.

В настоящее время, когда упор делается на цифровизацию образовательного процесса, аддитивные технологии с активным применением симуляторов, модуляторов, 3D-печати, в обычной жизни не менее полезными и востребованными остаются навыки работы с тисками и напильниками, шуруповертами и молотками, штангенциркулем и микрометром… И мы стараемся научить своих воспитанников тому, что им обязательно пригодится позже, через 10—15 лет.

 

 

Практика школьного воспитания № 1, 2025

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм