Создаем зеленый мир вместе: опыт реализации экопроекта
Т. В. ПОПОВА,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД Дом детского творчества,
г. Выкса
В современном мире экологические проблемы становятся все более острыми: изменение климата, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов требуют немедленных действий. Поэтому особенно актуально, чтобы мы осознавали ценность природы и понимали свою ответственность перед будущими поколениями.
В нынешних условиях важно не только давать детям теоретические знания об экологии, но и формировать у них практические трудовые навыки. Объединение «Гармония» реализовало в Доме творчества экологический проект, объединивший усилия педагогов, обучающихся в возрасте 12—16 лет и их родителей.
Цель проекта — создание зеленой зоны на территории ДДТ; развитие у детей ответственности за окружающую среду.
Задачи
- Ознакомить детей с основами озеленения и ухода за растениями.
- Вести агитацию бережного отношения к природе.
- Формировать у детей практические навыки садоводства.
- Способствовать развитию командной работы и сотрудничества среди всех участников проекта.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
На первом этапе была проведена подготовительная работа, а именно:
- Информационные занятия. Педагог и родители организовали встречи и провели беседы о важности озеленения, влиянии растений на экологию города и здоровье человека.
- Планирование. Совместно с детьми и родителями разработали план озеленения территории, выбрали виды растений с учетом расположения на местности.
- Подготовка территории. Участники проекта провели очистку выбранного участка от мусора и сорняков, подготовили почву для посадки растений.
2. Практический
Этот этап — непосредственная работа по созданию зеленой зоны.
- Закупка материалов. При поддержке родителей была выращена рассада однолетних цветов и многолетних растений.
- Посадка растений. Дети совместно с родителями и педагогом осуществили посадку растений по разработанному плану. Каждый участник стал ответственным за определенный участок или растение.
- Создание клумб и композиций. Под руководством взрослых дети оформляли цветочные клумбы, создали декоративные элементы из природных материалов.
3. Заключительный
Участники проекта сосредоточились на систематическом уходе за созданной зеленой зоной.
- Уход за растениями. Организовано дежурство для полива, прополки и подкормки растений.
- Экологическая агитация. Дети провели для воспитанников Дома творчества экологическую игру по станциям «Юные экологи», рассказали о приемах бережного отношения к природе.
- Подведение итогов. Провели итоговый сбор для всех участников проекта, где поделились впечатлениями, обсудили достигнутые результаты и наметили планы на будущее.
Результаты проекта
- Создание зеленой зоны. На территории Дома детского творчества появилась ухоженная зеленая зона, которая стала украшением и местом отдыха для всех посетителей.
- Формирование практических навыков. Дети осваивают основы садоводства, учатся правильно сажать растения и ухаживать за ними.
- Развитие экологического сознания. Участники проекта осознают важность сохранения природы, формируется ответственное отношение к окружающей среде.
- Укрепление семейных связей. Совместная работа сближает детей и родителей, способствует укреплению семейных ценностей и традиций трудового воспитания.
Проект стал ярким примером эффективного трудового воспитания в семье и школе. Он показал, что совместная деятельность взрослых и детей не только приносит практическую пользу, но и способствует всестороннему развитию личности ребенка. Участие в проекте позволило детям проявить инициативу, научиться работать в команде, почувствовать ответственность за общее дело.
Экологический проект объединения «Гармония» доказал, что трудовое воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка. Совместные усилия педагога, детей и родителей привели к созданию красивого и полезного объекта — зеленой зоны, а также способствовали развитию экологической культуры и ответственности у подрастающего поколения. Подобные проекты являются ценной практикой, которую стоит внедрять и развивать в образовательных учреждениях для воспитания активных и ответственных граждан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Экологический мониторинг: учебно-методическое пособие / Т. Я. Ашихмина, Г. Я. Кантор, А. Н. Васильева [и др.]; под редакцией Т. Я. Ашихминой. — 3-е изд., испр. и доп. — Киров : Константа; Москва : Академический проект, 2006. — 416 с. : ил. ISBN 5-8291-0708-2, ISBN 5-902844-14-2
2. Иванова, Т. И., Горбачева, Н. Б. Экологическое воспитание подростков как процесс социализации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2019. — № 1 (26). — С. 73—76.
3. Левченко, Н. В., Роговая, А. В. Экологическое образование как условие формирования человеческого потенциала // Вопросы управления. — 2023. — № 2 (81). — С. 45—57.
Практика школьного воспитания № 1, 2025
ПОДЕЛИТЬСЯ: