Интеграция биологии и труда

О. А. ЧИРКОВА,

учитель биологии и химии

МБОУ «Карповская СОШ»,

Уренский муниципальный округ

 

 

Изучение биологии в школе несет не только образовательную, но и воспитательную миссию, охватывая экологическое, патриотическое и трудовое направления. Экологическое воспитание прививает бережное отношение к природе, патриотическое — любовь к Родине, а трудовое — такие ценные качества как трудолюбие, ответственность и умение работать в коллективе.

Системная работа педагога в этих направлениях помогает повышать уровень познавательной самостоятельности обучающихся. Дети учатся применять полученные трудовые умения и навыки. Уроки биологии, внеурочная проектно-исследовательская деятельность, а также экологические мероприятия в школе открывают широкие горизонты для формирования у детей практических навыков, необходимых для их дальнейшего развития и успешной интеграции в общество [1].

Биология, как наука, тесно связана с практической деятельностью человека: сельским хозяйством, биотехнологиями, медициной. Основы научных знаний в этих областях помогают детям определиться с выбором профессии и будущей трудовой деятельностью.

На уроках ботаники, погружаясь в мир растительных сообществ, ученики проводят лабораторные и практические работы, высаживая семена, выращивая растения и заботясь о них. В ходе этих занятий они оттачивают свои навыки, раскрывая тайны природы.

В разделе «Зоология» школьники исследуют строение и жизнедеятельность диких и домашних животных. Уроки пробуждают интерес к правилам ухода за ними, раскрывая их уникальные особенности. Дети осознают, например, что разведение крупного рогатого скота — это труд, требующий не только знаний, но и физической выносливости.

Изучение анатомии и физиологии человека, гигиенических норм, режима дня и основ питания воспитывает в детях чувство ответственности за свое здоровье. Они начинают понимать, что сохранение и укрепление здоровья становятся залогом высокой работоспособности.

В рамках внеурочной деятельности по биологии учащиеся погружаются в увлекательный мир природы, исследуя ее закономерности. Школьники проводят тщательные наблюдения, ставят эксперименты и опыты, используя современное учебное оборудование. В своих исследованиях они затрагивают актуальные глобальные проблемы, изучают уникальную природу родного края, его водоемы, флору и фауну. Во время экскурсий юные исследователи прилагают значительные усилия для анализа, систематизации и обобщения собранных данных. Это пробуждает в них живой интерес, стремление к познанию и достижению значимых результатов, а также развивает навыки самостоятельной работы. Итогом их труда может стать оформленная исследовательская работа, отражающая как положительные, так и отрицательные результаты, что способствует формированию научного мышления и любви к природе.

Школьники активно участвуют в разработке и реализации учебно-исследовательских проектов, нацеленных на создание значимого продукта. Ярким примером стал проект «Яблоневый сад» (2020 год). В рамках этой инициативы школьный коллектив детей и взрослых с любовью и знанием дела высаживал яблони, превращая теорию в живой труд. Сейчас на территории пришкольного участка растет шесть видов плодовых культур, ежегодно с весны до зимы проводится уход за ними.

Проект «Покормите птиц зимой» объединяет детей, родителей и педагогов. Совместное изготовление кормушек не только укрепляет связи между участниками, но и пробуждает дух творчества. Традиционный конкурс на лучшую кормушку вдохновляет ребят прикладывать максимум усилий, чтобы удивить жюри и внести свой вклад в заботу о природе.

Проект «Классная клумба», реализуемый ежегодно, направлен на благоустройство школьной территории и воспитание экологической культуры. Создание зеленых уголков делает школьный двор уютнее, привлекая внимание жителей села. Работа над клумбой требует терпения и ответственности, умения планировать деятельность. Школьники осваивают навыки подготовки почвы, выбора растений, адаптированных к местному климату, и ухода за ними: полива, прополки, внесения удобрений. Такие проекты не только украшают пространство, но и воспитывают в детях любовь к природе и труду.

 

 

 

 

В рамках школьных эколого-просветительских инициатив организуются трудовые десанты, призванные объединить учащихся вокруг общественно значимых дел. Традиционные субботники и акции по очистке берега любимой реки Усты и родника «Серебряный ключ» становятся не только практикой трудовых навыков, но и уроками бережного отношения к природе.

Системная интеграция биологии и трудового воспитания играет ключевую роль в формировании гармоничной личности, способной к осознанному выбору профессиональной деятельности. Развитие таких подходов в образовании — важный шаг к воспитанию ответственного поколения, готового созидать и беречь окружающий мир.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтович, А. В., Саввичев, А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5—11 классы / Под редакцией
А. В. Леонтовича. — Москва : ВАКО, 2014. — 160 с.

2. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Биология для 5–9-х классов общеобразовательных организаций. – Москва : Институт стратегии развития образования, 2023.

 

 

Практика школьного воспитания № 1, 2025

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм