Региональный опыт организации воспитательной работы средствами музейной педагогики
А. П. АНЧИКОВ, почетный работник общего образования Российской Федерации, действительный член Русского географического общества, педагог-организатор ГБУ ДО РЦ «Вега» |
Н. В. ДОЛИНИНА, начальник культурно-просветительского отдела ФГБУ ВО НГПУ им. К. Минина |
Школьные музеи относятся к группе музеев образовательных организаций, которые функционируют в общеобразовательных школах всех типов и учреждениях дополнительного образования с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и творческой активности учащихся, формирования у них навыков ценностно-ориентированного отношения к культурно-историческому наследию и приобщения к нему.
История развития школьных музеев в России насчитывает более ста лет. За этот период они прошли путь от дореволюционной коллекции учебных пособий до виртуальной площадки школы XXI века. Но неизменной осталась практическая воспитательная составляющая образовательного процесса, осуществляемого на базе школьного музея, — воспитание гражданина.
Стержнем гражданского воспитания является патриотическое воспитание личности, знающей историю, нравы, обычаи, героев своего народа, уважающей и любящей свою Родину (как «большую» — страну, так и малую — родной край), чувствующей ответственность за нее. Одним из важнейших аспектов гражданского развития личности является формирование самосознания подрастающего поколения.
Существует множество трактовок понятия «патриотизм». Например, в словаре В. И. Даля патриотизм трактуется как «любовь к Отчизне», а патриот — как «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [1]. Историки определяют патриотизм как «любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях» [3, с. 229—230], а философы — как «ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение» [4, с. 444]. Наиболее распространенное определение патриотизма — «любовь к Родине».
В соответствии с поправками, внесенными в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года, воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ, осуществляется «на основе включаемых в образовательные программы рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями с учетом соответствующих примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы» [2]. В тексте закона определены требования к воспитательной деятельности, среди основополагающих задач названы патриотическое воспитание, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
На современном этапе развития системы дополнительного образования сформировалась потребность обращения к школьному музею как ресурсу воспитательной работы по формированию гражданско-патриотического мировоззрения обучающихся.
Не случайно организация воспитательного процесса на базе школьного музея рассматривается как универсальный и отвечающий большинству современных требований формат реализации патриотической и социально ориентированной работы с подрастающим поколением. Традиционными формами проведения мероприятий на протяжении многих лет являются смотры-конкурсы школьных музеев, залов, уголков и экспозиций, встречи с ветеранами и известными земляками, музейные тематические выставки, авторские проекты юных экскурсоводов.
Участие детей в поисково-собирательской и поисково-исследовательской работах, в изучении и описании музейных экспонатов, создании экспозиций, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует организации их досуга. При этом школьники овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий —основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики музея дети знакомятся с основными понятиями и методологией таких наук, как генеалогия, археология, источниковедение, этнография, музееведение и других вспомогательных исторических дисциплин.
Регистрацией, учетом и регулированием деятельности музеев образовательных организаций в нашем регионе на протяжении многих лет занимаются специалисты структурного подразделения «Центр детского и юношеского туризма и краеведения» ГБУ ДО «Региональный центр выявления и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи “Вега”» (далее — региональный центр «Вега»). Процессы организации и оформления школьных музеев, а также проведение ежегодной паспортизации и перепаспортизации, которая, согласно федеральному плану, проводится каждые пять лет, регулируются приказами министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области. Помимо содействия созданию музеев на базе образовательных учреждений области, организация учета позволяет иметь в распоряжении актуальные нормативные акты и статистические данные по музеям.
Согласно промежуточным итогам перепаспортизации 2020/2021 года в области насчитывается 341 музей образовательных организаций. Музеи функционируют на базе детских садов, школ, лицеев, гимназий, колледжей и техникумов. Их наиболее характерные профили — краеведческие, военно-исторические, этнографические и др.
Третья часть от общего числа музеев создана на базе образовательных организаций города. На протяжении многих лет развитием музейного направления на базе школ регионального центра занимается Дворец детского (юношеского) творчества им. В. П. Чкалова, который ежегодно проводит городские смотры-конкурсы тематических экспозиций и конкурсы юных экскурсоводов.
Активисты музеев образовательных организаций области также становятся лауреатами и призерами региональных и всероссийских конкурсов, конференций и проектов, направленных на выявление успешных практик организации поисковой, исследовательской и фондовой работы. Это областные конкурсы музеев образовательных организаций, окружные конкурсы «Лучший школьный музей», «Неизвестный солдат», «Школьный музей Победы» и многие другие.
Наиболее востребованными для создания проектов в рамках участия в тематических мероприятиях являются разделы экспозиций, посвященные землякам — участникам военных конфликтов XX века, преимущественно Великой Отечественной войны. Они имеются практически в каждом музее, ежегодно пополняются новыми экспонатами и фактами, выявленными в результате исследовательской деятельности учащихся. Благодаря интерактивным поисковым системам и открытому доступу к оцифрованным архивным материалам юные исследователи восстанавливают боевой путь участников военных операций, находят и подтверждают ранее неизвестные биографические факты, создают временные тематические выставки, включающие экспонаты семейных архивов.
Большой интерес среди активистов школьных музеев также вызывает изучение истории родного края, местных обычаев и традиций, достопримечательностей и биографий земляков.
Таким образом, школьные музеи становятся образовательным пространством для реализации не только исследовательской, но и воспитательной работы, так как позволяют учащимся принять участие в отборе и изучении материала, формировании экспозиций, разработке и проведении экскурсий. Все это способствует развитию коммуникативных навыков и несет в себе профориентационную составляющую.
Благодаря возникновению и общей доступности современных коммуникационных возможностей и реализации онлайн-форматов взаимодействия школьные музеи нашего региона выходят на новый уровень. Планомерное развитие этого направления началось в результате компьютеризации образовательных организаций, подключения их к сети Интернет и появления социальных сетей. Это послужило толчком для «выхода» музея за пределы учебного кабинета и «превращения» его в площадку для взаимодействия участников краеведческих объединений.
26 августа 2021 года на базе Мининского университета прошел Августовский форум руководящих и педагогических работников Нижегородской области «Современные приоритеты в региональной системе воспитания: новые возможности управления изменениями». В ходе мероприятия была организована работа нескольких площадок, в том числе проведена стратегическая сессия, посвященная формированию воспитательного пространства в общеобразовательной организации с использованием развивающей среды школьных музеев и школьных театров, организатором которой выступил региональный центр «Вега».
В ходе проведения сессии были рассмотрены проблемы, стоящие перед музейной педагогикой начала XXI века:
– обновление содержания воспитательной работы с детьми на базе школьных музеев;
– цифровизация системы образования, внедрение новых информационных и коммуникационных технологий;
– изменение функций музея образовательной организации;
– трансформация смысловых подходов в сфере музейной педагогики.
В результате обсуждения данных проблем участники ознакомились с примерами успешной реализации педагогических практик средствами музееведения.
Были отмечены позитивные векторы развития школьных музеев Нижегородской области, такие как:
– участие музейных объединений во Всероссийском проекте «Школьный музей Победы», который подразумевает вовлечение детских краеведческих объединений в процесс отражения результатов своей поисковой работы в уникальном формате современной интерактивной платформы;
– включение руководителей музеев образовательных организаций в работу федеральной сетевой педагогической исследовательской проектной лаборатории «Топос. Краеведение», созданной с целью взаимодействия руководителей краеведческих объединений;
– участие юных нижегородцев в региональном проекте «Культурный дневник школьника», который направлен на изучение истории и культуры области в контексте истории и культуры России. Проект подразумевает совместную работу учащихся, родителей и педагогов;
– для успешной реализации вышеназванных проектов в последние годы была усовершенствована система подготовки педагогических кадров в сфере музееведения и краеведения, в том числе создано профильное направление в программе курса магистратуры НГПУ им. К. Минина;
– с целью совершенствования всероссийской системы учета школьных музеев региональный центр «Вега» с 2020 года выполняет функции регионального оператора 341 музея образовательных организаций региона. В настоящее время информация об этих музеях размещается на федеральном портале «Реестр школьных музеев РФ» для обмена опытом организации воспитательной работы на местах;
– стимулом для развития познавательных способностей 1600 школьников стало участие в экскурсионных программах регионального проекта «Посмотри на Нижний-800», реализованного министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области совместно с управлением по туризму города Нижнего Новгорода и региональным центром «Вега».
В целях дальнейшего развития деятельности системы школьных музеев активно внедряются цифровые технологии, что прежде всего подразумевает разработку и создание интерактивных проектов и экскурсий. Планируется оцифровка фондов школьных музеев с целью сохранности экспонатов и использования полученных материалов в ходе исследовательской деятельности учащихся.
Для успешного достижения вышеуказанных целей создается и развивается безопасное информационное пространство для защиты детей от деструктивного информационного воздействия. Кроме того, цифровые технологии позволят обеспечить развитие комплексной поддержки уязвимых категорий детей, совершенствование условий для расширения возможностей вовлечения семьи в воспитательное пространство музея, школы и социума.
Литература
1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / В. И. Даль. — Москва : ГИС, 1955.
2. Закон об образовании в Российской Федерации. Общие положения Федерального закона об образовании 2020 г. — URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 30.09.2021). — Текст, изображение : электронные.
3. Карамзин, Н. М. О любви к отечеству и народной гордости / Н. М. Карамзин // Сочинения. В 2 томах. Том 2. — Ленинград : Художественная литература, 1984. — 456 с.
4. Соловьев, B. C. Сочинения. В 2 томах. Том 1 / В. С. Соловьев. — Москва : Правда, 1989. — 688 с.
Практика школьного воспитания № 1, 2022
ПОДЕЛИТЬСЯ: