«Наглядный метод преподавания»: развитие школьных музеев Нижегородского края в первой четверти XX—XXI веках

 

Н. В. ДОЛИНИНА, начальник культурно-просветительского отдела ФГБУ ВО НГПУ им. К. Минина

 

Центр детского и юношеского туризма и краеведения с середины XX века курирует развитие школьных музеев Нижегородской области. В 2021 году на государственном уровне вновь акцентировали значимость музеев образовательных организаций в воспитательном и образовательном процессе, в связи с чем вдвойне любопытно узнать, как обстояло дело с развитием школьных музеев в начале прошлого века на территории нашего региона.

В ходе работы с материалами подшивки «Нижегородской земской газеты» за 1917 год в отделе периодических изданий Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В. И. Ленина была обнаружена интересная заметка в разделе «Народное образование». Ей отведено более двух полос, и называется она «Школьные музеи».

В тексте источника впервые в истории регионального образования звучит призыв организовать в школах музеи для решения вопроса «о наглядности в преподавании». Для этого предлагается следующее: «В целях поставить дело школьного обучения в благоприятствующую обстановку, чтобы при наименьшей затрате времени и труда достигнуть наибольших результатов, необходима самая широкая организация школьных музеев» [1, стб. 1989].

Далее анализируется состояние уже существующих школьных музеев: «В Нижегородском уезде, где земство всегда отзывчиво относилось к вопросам народного образования, оборудование школ находится в следующем виде: по данным 1912 года в уезде уже открыты и функционируют в разных местах 12 районных музеев, обслуживающих каждый по нескольку школ своего района. Что касается существующих районных музеев, то они сравнительно оборудованы удовлетворительно, но и по поводу их управа в своем докладе говорит: “приходится констатировать тоже отсутствие системы при пополнении, случайность подбора и крайнюю бедность”» [1, стб. 1990].

В чем же причины такого состояния музеев на территории Нижегородской губернии в начале ХХ столетия? Ответ на этот вопрос предлагается в заметке в виде отчетов руководителей данных культурных учреждений, смысл которых сводится к следующему: «Или учащие (то есть учителя. — Н. Д.) не знают о существовании музеев, или не желают ими пользоваться, или не умеют, или не понимают» [1, стб. 1989].

Для решения поставленной проблемы предлагается «устраивать хотя бы кратковременные курсы, съезды по чисто школьному делу, районные собеседования под руководством опытных учителей или инспекторов народных училищ, командировать учителей в хорошо поставленные школы и т. д.» [2, стб. 1990].

В 1912 году состоялся общеземский съезд, на котором Костромская управа указывала на то, что «причиной малого пользования наглядными пособиями является малая педагогическая подготовленность учительского персонала, учительницы не понимают, например, не только назначения теллурия, но и обращения с глобусом, так что имеющие в школе пособия лежат без всякого употребления, покрываясь слоями пыли». В связи с этим Нижегородское уездное земство разработало проект и задалось целью «на каждую волость организовать музей, и этот вопрос, кажется, весьма близок к осуществлению, т. к. ходатайство перед министерством об ассигновании необходимой суммы (по 100 руб. на музей) и об открытии вновь 16 музеев встретило полное сочувствие» [1, стб. 1991].

Предлагаются следующие возможные решения поставленного вопроса: «Должны быть устраиваемы лекции, курсы, съезды, выставки, совещания, беседы и т. д., и все это, несомненно, скоро скажется на живом педагогическом деле. В целях наиболее плодотворного использования районных музеев и чтобы они являлись достоянием всех окрестных школ не бесполезно бы было принять следующую систему: в определенный, заранее назначенный день кто-либо из учащих берет на себя труд произвести демонстрирование какого-либо опыта, предварительно подготовившись к этому, и, подготовив все необходимые приборы и физические элементы, приглашает учащих хотя бы с учениками старшего отделения и все показанное сопровождает надлежащими пояснениями» [1, стб. 1990].

Также, по мнению организаторов этого масштабного проекта, учитель с учениками должны приложить усилия и своими руками организовать сбор или изготовление наглядных пособий, которые на тот момент и составляли основу экспозиции школьного музея. Подразумевалось, что такой музей «при правильной постановке дела» будет служить «маленькой лабораторией», и в газетной заметке он носит статус «самодеятельного школьного музея» [1, стб. 1991].

Вот как авторы проекта описывают принципы создания и существования такого музея: «...идея сама по себе очень проста, и организация таких музеев, в которой принимают самое горячее участие и ученики, будет одним из ценных приобретений каждой школы. По поводу устройства самодельных музеев считаю не безинтересным привести небольшую выдержку из лекции, читанной на педагогических губернских учительских курсах 1899 года В. А. Раевским, который немало в этом направлении потрудился. Он говорит: “Сознаюсь вам, — я знал о музеях уже несколько лет из педагогической литературы, но почему то не находил в себе достаточного побуждения к введению их в училища, пока не увидал их образцы на бывшей Всероссийской выставке — этом громадном музее наглядности, на которую государство не жалело средств. Вот, кстати, что значит наглядность: пока я только слыхал, что где-то за границей устраивают в училищах самодельные школьные музеи, — я относился к этому как то индифферентно, но стоило только увидать, наглядно убедиться, какая это славная выдумка — и стало просто совестно, что идея школьных музеев пребывала во мне мертвым капиталом”» [1, стб. 1991].

И, наконец, авторы заметки отсылают заинтересовавшихся вопросом организации школьного музея к работе М. В. Новорусского «Что делать народному учителю. Руководство к оборудованию своей школы». Данное пособие было очень востребовано педагогами, что подтверждает его трехкратное переиздание в 1913, 1917 и 1919 годах.

Ниже мы приводим оригинальные выдержки из этого издания, которые являются руководством к действию по созданию музея. Они остаются актуальными и по сей день, несмотря на то что речь идет об организации работы школьного музея столетие назад:

– «Учителю школы необходимо примириться с мыслью, что готовые коллекции для него — недосягаемая роскошь. Он должен заранее похоронить всякие надежды на то, чтобы скоро обставить ими свою школу путем покупки. Остается единственное средство, но зато самое надежное: всякий помогай себе сам»;

– «Первое, о чем должен позаботиться собиратель пособий, это помещение их. Если их некуда ставить и негде хранить, то незачем и собирать»;

– «Побольше упорства и настойчивости. А самое главное — нужно, чтобы всякий учитель, привыкший смотреть больше в книгу, обратил усиленное внимание на вещи. В новом деле необходима особая вещная наблюдательность, и даже некоторый вид скопидомства, приближающийся к мании Плюшкина»;

– «Пусть собиратель, отдавшийся своей цели, не стесняется стать немножко маньяком ради нее. Пусть он всегда помнит о ней и старается не упускать ни одной вещи, которую он может получить даром и принести в свою школу, как зародыш пли дополнение какой-нибудь полезной коллекции»;

– «Устраивая школу по-новому, нужно отбросить много старых предрассудков и твердо помнить, что школа имеет целью знакомить ребенка с окружающим миром. Значит, всякий предмет, как бы он ни был ничтожен с общежитейской точки зрения, может служить в качестве образчика предметов этого мира. Взятый сам по себе, отдельно от других, он и для школы не имел бы значения. Но взятый вместе со многими другими, подобными ему, он может оказаться частью весьма поучительной картины, которая наглядно представляет целый класс или большую группу однородных предметов, и которая раскрывает скрытую в них жизнь. Черепок битой посуды, например, не представляет никакого интереса. Но попробуйте-ка вы собирать систематически и неослабно все черепки битой посуды, которые вы встретите хотя бы в течение 10 лет. Вы сами увидите, какую богатую и поучительную коллекцию вы получите!»;

– «Не робейте, и без колебаний приступайте к делу, отбросивши всякие сомнения в своих силах. Для собирания требуется немного знаний. Несколько больше их требуется для классификации собранного. Но, вероятно, вы не назовете китовый ус костью, перламутр — минералом, сусальное золото — золотом, эбонит — животным продуктом, а тушь — чернилами. <...> А если бы ваших знаний не хватило здесь, вы незаметно для себя пополните их наблюдением собираемых предметов гораздо скорее и вернее, чем зубрением книжек. Только тут, на деле и на предметах, вы сами убедитесь, что вещи действительно говорят и действительно учат. В очень многих случаях они сами раскроют свою природу пред вашим внимательным глазом. И еще: не бойтесь ошибок! Непогрешимых людей нет на свете. Не ошибается только тот, кто ничего не делает»;

– «Учителю легче, чем кому другому, вести это дело, потому что в его распоряжении имеется до сотни детских глаз и рук, из которых он может сделать себе превосходных помощников. Детей очень легко заинтересовать в этом деле. И всякий, имевший уже опыт, знает, с каким наслаждением и любовью, даже гордостью, принимают дети участие в серьезном деле благоустройства своей школы. Увидевши, как заботливо хранятся в школе найденные ими вещи, и какую важную роль играют они в школьных занятиях, дети проявят настоящий энтузиазм в коллекционировании, который придется скорее сдерживать, чем поощрять»;

– «Инструменты, которые потребуются при работе, встречаются почти во всяком доме. А именно: игла, нож с острым концом, ножницы, шило, молоток, клещи, плоскогубцы, а также напильник и пила. Если к этому присоединить еще американский рубаночек (для ажурных работ), которым умеют владеть дети, бумагу, отвертку, брусок точильный, проволоку и гвозди, то весь рабочий инвентарь коллекционера будет исчерпан. В более трудных случаях изредка понадобится услуга столяра. Обращаться с клеем и клейстером, наверное, всякий сумеет. Все остальное есть исключительно дело навыка и практики»;

– «Россия слишком велика. Но одно можно утверждать, что в громадном большинстве губерний мы найдем разные камни либо в виде валунов, устилающих поля, дороги и речки, либо в виде обнаженных массивов, размытых водными потоками. Необходимо, чтобы учителя научились и привыкли собирать, искать и находить прежде всего то, что у них под ногами. Тогда они сами в этой живой работе почувствуют острую нужду во взаимном обмене услугами и в сношении с другими местностями»;

– «Что есть история? Может показаться странным предложение учителю — собирать исторические памятники. Где он их возьмет? И как их внести в школу? На самом деле, это кажется странным только человеку, который смотрит на историю старыми, схоластическими глазами. История, говорили нам, есть совокупность преданий, устных и письменных, о деяниях отдельных лиц и народов. В действительности же история народа или народов есть, прежде всего, описание вещей и отношений к ним человека, подобно тому, как история естественно есть описание всей совокупности предметов природы и их взаимоотношения. Эти вещи и отношения суть продукт человеческого труда, сохранившийся от прежних поколений, и потому носящий на себе длинную цепь исторических наслоений» [2, с. 119].

Вот так столетие назад емко и аргументированно разъяснялась необходимость создания школьного музея. Сегодня, уже в другом тысячелетии, мы все еще применяем эти рекомендации на практике. Имея под рукой компьютер с доступом в интернет, мы можем организовать виртуальный музей, побывать в любом уголке земного шара, не выходя из комнаты. Но ничто не заменит живого общения и совместной возможности прикоснуться к истории посредством живых свидетелей событий прошлых лет.

Благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям и возникновению онлайн-форматов взаимодействия школьные музеи в XXI веке выходят на новый уровень.

Активный рост количества нижегородских школьных музеев наблюдается с начала 2000-х годов, что позволяет уверенно говорить об актуальности и большом воспитательном потенциале данного формата работы с учащимися.

Таким образом, спустя столетие после своего зарождения, школьные музеи Нижегородской области по-прежнему остаются универсальной площадкой взаимодействия педагогов и учащихся, поколений и эпох.

 

Литература

 

1. Народное образование. Школьные музеи // Нижегородская земская газета. — 1917. — № 46. — Стб.1989—1991.

2. Новорусский, М. В. Что делать народному учителю. Руководство к оборудованию своей школы / М. В. Новорусский. — Петроград : Отдел подготовки учителей комиссариата Народного просвещения Союза Коммун Северной области, 1919. — Петроград, 1919. — 242 с.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм