Профильные классы:знакомство с профессией и осознанный выбор карьеры

И. А. КИЗИЛОВА,

заместитель министра образования и науки

Нижегородской области

 

 

Нужно любить то, что делаешь,

и тогда труд — даже самый грубый —

возвышается до творчества.

Максим Горький

 

Последние годы в нашей стране характеризуются ростом интереса к процессам профессиональной ориентации молодежи и школьников. Это далеко не случайная тенденция. Мы находимся в ситуации, когда кадры действительно «решают всё», и речь здесь не только о стремительном обновлении производственных технологий, возникновении новых профессий и направлений деятельности, но и о необходимости насыщать отечественные наукоемкие производства молодыми специалистами, обеспечивая технологический суверенитет страны, решая задачи не только сегодняшнего дня, но и реализуя исследования, обеспечивающие перспективу развития Российской Федерации. Наше общество находится в процессе глобальной смены поколений — специалисты старшего возраста выходят из профессии и необходимость сохранения преемственности в любой сфере деятельности становится критически важной.

Система образования формирует нашу личность наряду с факторами семьи и социума. Посмотрим, насколько велика роль образовательной организации в процессах, обеспечивающих выбор профессии.

Известный ученый-психолог, крупный специалист в области психологии труда Е. А. Климов выделяет восемь основных факторов, определяющих выбор будущей профессии [1]:

- позиция старших членов семьи;

- мнение друзей, одноклассников, ровесников;

- позиция учителей, школьных педагогов;

- личные профессиональные планы;

- способности;

- престижность выбираемой профессии;

- информированность о профессиях;

- собственные склонности и интересы.

Анализируя данные факторы, мы можем увидеть, что большая их часть связана с нахождением ребенка в образовательной организации, его восприятием мира через мнение педагогов, товарищей, оценкой собственных сил и возможностей. И это первый аргумент к тому, что процессы профессиональной ориентации должны реализовываться именно в школе, сопрягаясь с другими видами учебной и внеучебной деятельности. Также немаловажным обстоятельством является и то, что первый серьезный шаг к получению профессии ребенок делает именно в школе, совершая выбор предметов ГИА и тем самым, определяя круг образовательных организаций, в которых он затем сможет продолжить свое образование.

Вторым значимым аргументом к развитию профориентационной деятельности в школе являются статистические данные. По результатам исследования ВЦИОМ [3], мы видим, что на настоящий момент около 50 % молодых людей (18—24 года) выбирают профессию под влиянием собственных увлечений и интересов (48 %), одинаково часто полагаясь на оплату труда и престиж (по 23 %), а также на востребованность профессии на рынке труда. Также, начиная с 2017 года, можно наблюдать тенденцию, когда молодые граждане России при выборе работы стали меньше полагаться на случай, больше руководствоваться размером зарплаты, своими интересами, востребованностью профессии на рынке труда, ее престижностью. Для нас эти данные говорят о том, что современные выпускники склонны в большей степени доверять собственным убеждениям, нежели мнению родных и друзей, и стараются выбрать профессию согласно своим предпочтениям. Следовательно, информированность о профессии становится все более значимым фактором при принятии ответственных решений о будущей карьере.

В условиях дефицита профессиональных мотивированных кадров каждому человеку важно выбрать и реализовать себя в той профессии, в которой он будет не просто выполнять трудовую функцию, но и получать удовольствие. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед школами, это выбор и организация такой образовательной траектории обучающегося, которая будет способствовать его профессиональному самоопределению. От того, насколько качественно и своевременно данная задача решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни отдельно взятого выпускника.

С другой стороны, и система образования должна решать важные для региона задачи: обеспечивать кадровое наполнение для предприятий, создавать условия для закрепления человека в профессии с учетом потребностей региона, обеспечивать комфортную среду для развития личности.

Сегодня мы имеем на федеральном уровне перечень мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению детей с учетом их индивидуальных особенностей, с учетом запросов экономики в кадрах, специфики рынка труда, где даются подробные рекомендации по реализации профориентационного минимума общеобразовательными организациями.

Профориентационная работа с обучающимися организуется в соответствии со следующими нормативными документами:

- Конституция Российской Федерации (от 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.);

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023 г.);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 сентября 2020 г. № 458 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (ред. от 01.03.2023 г.);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ред. от 12.08.2022 г.);

- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01 июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации»;

- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17 августа 2023 г. № ДГ-1773/05 «Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».

Традиционно решение вопросов профориентации отводится именно общеобразовательным организациям. Но мы констатируем, что ресурсов только школ для выполнения этих задач недостаточно. Оптимальным форматом реализации профориентационной деятельности в таком случае может стать модель профильного предпрофессионального класса, аккумулирующего различные виды деятельности с широким привлечением партнерских ресурсов.

 

Схема межведомственного взаимодействия в рамках функционирования профильного предпрофессионального класса

 

 

 

Если обратиться к методическим рекомендациям по реализации профминимума в школах [2], то функционирование профильных предпрофессиональных классов предполагает следующие форматы работы.

1. Урочная деятельность. Она включает профориентационное содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла, где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности, а также решение в рамках учебного предмета задач, характерных для профессиональных сфер, где данный предмет является значимым. Урочная деятельность не предполагает проведение дополнительных уроков, то есть реализуется в рамках учебного плана.

2. Внеурочная деятельность: курс занятий «Россия — 
мои горизонты». Подразумевает работу по программе курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», рассчитанной на 34 академических часа. Эта программа включает занятия, содержащие профориентационные диагностики (диагностику склонностей, диагностику ГПС, диагностику способностей, личностных особенностей и др.); профориентационные уроки; занятия, посвященные изучению отраслей экономики; рефлексивные занятия, моделирующие онлайн-профпробы. Часть занятий может включать региональный компонент.

3. Практико-ориентированный модуль. Он предполагает участие наставника и пробные погружения обучающихся в реальный профессиональный контекст. Состоит из мероприятий по профессиональному выбору, экскурсий на производство, посещения образовательных организаций и др.

4. Дополнительное образование. Выбор и посещение пробных занятий в рамках ДО с учетом склонностей и образовательных потребностей детей. Программы допобразования, доступные в Нижегородской области, можно изучить в региональном «Навигаторе дополнительного образования».

5. Профессиональное обучение включает мероприятия, помогающие выбрать, а затем — при желании учащегося — пройти обучение по предлагаемым программам. Профессиональное обучение направлено на приобретение профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

6. Взаимодействие с родителями (законными представителями). В рамках такого взаимодействия осуществляется информационное сопровождение родителей обучающихся и проведение тематических родительских собраний.

Профильный предпрофессиональный класс как форма работы включает все вышеописанные форматы деятельности. Он предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования или компаниями-работодателями.

Сейчас в нашем регионе мы можем видеть активно развивающуюся сеть профильных предпрофессиональных классов. По результатам мониторинга, проведенного в сентябре 2023 года, их уже более 600. Это организованный и целенаправленный процесс: все виды профильных классов систематизированы в 11 отраслевых направлений, их статус
закреплен приказом министерства образования и науки Нижегородской области. Наиболее развита сеть аграрных и психолого-педагогических классов. Активно развиваются инженерно-технологические, кадетские, IT-классы. Координацию и организационно-методическое сопровождение профильных классов осуществляет Нижегородский институт развития образования.

Хорошей практикой региона, позволяющей обобщить опыт и поставить новые задачи для дальнейшего развития, стали визионерские семинары по отраслевым направлениям профильных классов. Эти встречи объединяют на одной площадке работодателей, академических партнеров и образовательные организации, формируют основные концептуальные подходы к развитию профильных классов того или иного отраслевого направления, позволяют обменяться опытом и распространить положительные практики на всю систему профильного предпрофессионального образования.

В наших ближайших планах — создание информационно-образовательного портала, обеспечивающего единство среды и площадку для общения педагогов, работающих в профильных классах. Кроме того, такое решение позволит интегрировать все мероприятия и образовательные события классов различных отраслевых направлений, что повысит их эффективность.

Большой интерес к профильному образованию мы видим у работодателей. Многие из них готовы работать с учениками
не только старших классов, но и среднего звена, понимая, что это решение длительного планирования, способное окупиться через семь-десять лет, когда молодой специалист получит профессию и придет работать на предприятие. Особенно остро это проявляется в технических и инженерных профессиях. Уже сейчас отраслевое направление инженерных классов объединяет авиастроительные, судостроительные, IT-классы, автомобильные, металлургические, механические и другие классы. В феврале мы начали формировать новый кластер метрологических классов, который уже сумел привнести целый комплекс мероприятий в образовательную повестку региона.

Обобщая сказанное, хочется отметить, что профильные классы создаются для того, чтобы помочь детям определить свою будущую профессию и обрести первоначальный опыт в выбранной сфере. Они предлагают базовое обучение и знакомство с различными профессиональными областями, чтобы учащиеся могли лучше понять свои предпочтения и специализироваться в нужной области. Работа таких классов в нашем регионе способствует развитию регионального и национального экономического потенциала, позволяет обеспечить поток квалифицированных специалистов для различных секторов экономики, что способствует устойчивому развитию и конкурентоспособности страны и региона.

Функционирование профильного класса не может происходить в изолированной системе только образовательной организации. Это целый комплекс видов деятельности, происходящий при обязательном привлечении партнеров из числа образовательных организаций, предприятий-работодателей, академического сообщества. В частности, организация работы профильного класса предполагает следующие действия:

1. организация и проведение глубокого изучения профильных предметов, связанных с выбранной отраслью экономики;

2. подготовка специализированных кабинетов и лабораторий для проведения практических занятий и экспериментов;

3. приглашение специалистов различных предприятий и организаций для проведения лекций, мастер-классов и практических занятий;

4. организация экскурсий на предприятия и в учреждения отрасли экономики, чтобы дать учащимся представление о реальных условиях и требованиях работы в этой области;

5. предоставление обучающимся возможности пройти практику или стажировку на предприятиях с последующим трудоустройством или обеспечением рекомендации;

6. установление партнерских отношений с предприятиями, организациями и учреждениями, чтобы создать условия для практического опыта и трудоустройства выпускников профильных и предпрофессиональных классов;

7. проведение консультаций с учащимися и их родителями по выбору профессии и оценке возможностей для дальнейшей успешной карьеры в выбранной отрасли экономики.

В целом открытие профильных предпрофессиональных классов в соответствии с отраслями экономики имеет стратегическое и практическое значение. При этом в качестве ожидаемых эффектов их функционирования можно отметить:

- создание системы восполнения кадрового резерва по востребованным профессиям;

- снижение затрат на профессиональную подготовку (обучение и потом отказ от учебы/работы по профессии), переподготовку кадров (смену профессии);

- закрепление специалистов на территории региона, профилактика миграции трудовых ресурсов;

- развитие социального партнерства между образовательными организациями и обществом.

Однозначно стоит отметить, что данное направление в образовании становится все более и более востребованным и будет развиваться в дальнейшем.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Климов. — 4-е изд., стер. — Москва : Издательский центр «Академия», 2010. — 304 с. ISBN 978-5-7695-5690-6

2. Письмо Министерства просвещения РФ от 17 августа 2023 г.
№  ДГ-1773/05 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Порядком реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования в 2023/2024 учебном году», утв. Фондом Гуманитарных Проектов 14.07.2023 г.). —
URL: https://ukn-minobr.nobl.ru/documents/other/139760/ (дата обращения: 14.02.2024). — Текст : электронный.

3. Профессия, которую мы выбираем: факторы и мотивы решения. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professija-koto... (дата обращения: 14.02.2024). — Текст : электронный.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм