Построение образовательно-профессиональной траектории для детей с интеллектуальными нарушениями

Е. А. КОЛОТЫГИНА,

кандидат психологических наук,

зав.кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии

ГБОУ ДПО НИРО

 

 

Проблема профориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями является очень актуальной в настоящее время. Профессиональная ориентация — это проведение психологических и социально-педагогических мероприятий, оказывающих человеку с умственной отсталостью комплексную и системную поддержку в выборе профессиональных ориентиров, оптимального вида занятости с учетом его возможностей, способностей и потребностей, в планировании дальнейшего профессионального развития с учетом потребностей современного рынка труда.

Категория детей с умственной отсталостью отличается неоднородностью по своим нозологическим характеристикам, по степени выраженности сниженного интеллектуального развития, по наличию сопутствующих нарушений развития (речевых, двигательных, сенсорных), что осложняет процесс профориентации. Вариативность профориентационной работы с умственно отсталыми учениками обуславливает необходимость индивидуализации деятельности, организацию различных профилей трудового обучения для разных категорий обучающихся в зависимости от их психофизических возможностей, склонностей, гендерной принадлежности.

Из-за обедненного жизненного опыта, фрагментарности знаний и представлений о мире профессий, нарушений эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер, мотивов и интересов дети с умственной отсталостью испытывают трудности при определении ориентиров профессионального развития, Мотивы профессионального выбора отличаются нестойкостью и незрелостью. Наиболее часто встречающимися мотивами школьников при выборе профессии являются желание учиться с друзьями или одноклассниками, выбор профессии родителей или ближайших знакомых. Они не учитывают имеющиеся у них медицинские противопоказания к тому или иному виду профессиональной деятельности.

Для осуществления эффективной профориентационной работы необходима ее индивидуализация, которая предполагает выстраивание индивидуальной образовательно-профессиональной траектории для каждого с учетом его особенностей, возможностей, наклонностей, интересов. Такой личностно-ориентированный подход требует тщательной диагностики, подбора оптимальных трудовых профилей, помощи в выборе ближайших ориентиров, в построении профессионального плана, целенаправленно проектируемой дифференцированной программы по профориентации с учетом особых образовательных потребностей человека, создание условий для формирования и развития профориентационных компетенций. Программа профориентации для обучающегося с выраженной степенью умственной отсталости будет включать в себя подбор доступных видов трудовой деятельности и таких профессий, которыми он может овладеть в силу своих возможностей.

Профориентационная работа и сопровождение профессионального самоопределения детей с интеллектуальными нарушениями должны начинаться уже в дошкольном возрасте, где основное внимание уделяется формированию личностных качеств и представлений о себе как личности и будущем профессионале и развитию профориентационных компетенций: компетенции профессиональной ориентировки, компетенция профессионального выбора, компетенция профессионально-карьерного проектирования, профессионального совершенствования.

Основными задачами ранней профориентации обучающихся являются:

- формирование готовности к произвольным действиям через принятие ответственности за свои потребности;

- осознавание потребностей, склонностей, их первичная оценка и формирование начальных представлений о собственной личности;

- формирование позитивного отношения к предтрудовой (неигровой) деятельности;

- формирование устойчивого интереса к миру труда и профессий, первичного представления о мире профессий;

- формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности;

- формирование умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами;

- формирование схемы мысленного анализа труда: замысел, материал, инструмент, действия, результат.

Кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» (г. Москва) Т. В. Кошечкиной представлены основные направления ранней профориентации, ранние этапы по подготовке личности к предпрофессиональному самоопределению. Для первичной, промежуточной и итоговой диагностики результатов ранней профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью предлагается карта наблюдения результатов ранней профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья. [2]

В ФГОС ДО и Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования (ФАОП ДО) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду, на формирование мотивационного компонента трудовой деятельности.

На пропедевтическом этапе предпрофессиональной подготовки (1—4-е классы) формируется уважение к трудовой деятельности и людям труда, развивается интерес к миру профессий. С детьми проводятся беседы, ролевые игры, встречи с представителями разных профессий, экскурсии. И на этом этапе очень важно определить первоначальные трудовые возможности, личностные особенности и склонности каждого, уровень сформированности жизненных компетенций, особенности регулятивных функций; уровень сформированности самооценки.

На этапе начального трудового воспитания (5—7-е классы) формируется устойчивый интерес к труду, представления и знания о профессиях. Большое значение на этом этапе для учащегося приобретает выбор ближайшего ориентира (профиля трудового обучения), составление профессионального плана (разработка последовательных целей-ориентиров), определение его дальнейшей профессиональной перспективы.

В Федеральной рабочей программе воспитания (является обязательной частью ФАООП УО и реализуется в единстве урочной, внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, а также социальными институтами воспитания) представлен модуль «Знакомство с профессиями». Деятельность педагогических работников по направлению «профориентация» включает в себя: знакомство с миром сов-
ременных профессий, психолого-педагогическую диагностику и консультирование обучающихся и воспитывающих их семей по проблемам профориентации, а также организацию систематических профессиональных проб.

В программе предлагаются следующие виды и формы работы с обучающимися:

- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;

- экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

- организация профессиональных проб в рамках курсов по выбору, включенных в адаптированную основную образовательную программу образовательной организации, в том числе, соорганизованную с курсами дополнительного образования;

- организация творческих фестивалей, призванных познакомить обучающихся с миром современных профессий и обеспечить среду, помогающую слабовидящему ребенку совершить профессиональную или трудовую пробу. [4]

Задача совместной деятельности педагогического работника и семьи — подготовить обучающегося к требованиям современного рынка труда, с учетом объективных ограничений здоровья, реальных возможностей и перспектив будущей трудовой занятости.

Для развития интереса к занятиям профориентационной тематики можно использовать конкурсы, профориентационные, дидактические и ролевые игры, словесные методы в сочетании с наглядными средствами.

На этапе общетрудовой подготовки (8—9-е классы) учащиеся знакомятся с условиями и основами трудоустройства, трудового права и получают знания о системе профессионального образования, учатся составлять профессиональный план с учетом индивидуальных предпочтений и реальных возможностей, знакомятся с доступными востребованными профессиями на рынке труда.

На завершающем этапе допрофессиональной подготовки (10—11-е классы) школьники уже определяются с выбором профессии. В настоящее время 93 ребенка с легкой умственной отсталостью в 12 образовательных организациях обучаются по программам углубленной трудовой подготовки по профилю «Швейное дело», «Машинная вышивка», «Электродело», «Рабочий по комплексному обслуживанию
и ремонту зданий», «Строительное дело», «Персонал сферы обслуживания», «Цветоводство и декоративное садоводство», «Декоративно-прикладное творчество», «Обувное дело».
В это время важное значение приобретают методы информирования, а также профориентационные консультации, проводимые специалистами школы как для обучающихся, так и их родителей (законных представителей).

Совершенствование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в производительном труде; совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в профессиональной деятельности; коррекция и развитие познавательных процессов, межличностного общения, профессионального поведения происходит по изучению предмета «Профильный труд» в 10—12-м классах. Содержание уроков по образовательной области «Технология» определяется ФГОС О УО и ФАООП УО, где сформулированы требования к результатам освоения АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в названной выше области. Каждая образовательная организация, реализующая АООП и рабочую программу воспитания как ее компонент, разрабатывает собственную систему, обращенную к особым потребностям обучающихся с умственной отсталостью, к необходимости будущей осознанной трудовой или профессиональной деятельности. [4]

На этом этапе важным направлением профориентационной работы становится проведение диагностических процедур с целью готовности школьника к продолжению профессионального обучения в системе профессионального образования.

Важным условием эффективной профориентационной работы с такими детьми является непрерывность, комплексность и преемственность профориентации и профессионально-трудового обучения на разных этапах образования, организация диагностических профориентационных мероприятий, разработанных с учетом их психофизиологических особенностей, медицинских показаний и противопоказаний к определенным видам профессионально-трудовой деятельности. При выстраивании индивидуальной образовательно-профессиональной траектории принимают участие специалисты психолого-педагогического сопровождения, классный руководитель, учителя, педагоги дополнительного образования, тьютор, родители (законные представители). Специалисты осуществляют диагностику личностных качеств и актуальных учебно-трудовых возможностей обучающихся, значимых для выбора профориентационных ориентиров.

В настоящее время в Нижегородской области на базе шести образовательных организаций разработаны и реализуются с 1 сентября 2023 года адаптированные образовательные программы профессионального обучения для лиц с умственной отсталостью.

1. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новошинская специальная (коррекционная) школа» — по профессии «Вышивальщица», срок обучения 10 месяцев; по профессии «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий», срок обучения 1 год 10 месяцев.

2. Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Починковская коррекционная школа-интернат» — профессиональное обучение по адаптированной образовательной программе профессионального обучения по профессии «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий».

3. Государственное автономное общеобразовательное учреждение «Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей» — «Рабочий по профессиональной ручной уборке», «Рабочий по благоустройству и озеленению территорий и объектов».

4. Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская школа-интернат» — обучение по АООП профессионального обучения по профилю «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий», срок обучения 1 год 10 месяцев; «Пошивщик кожгалантерейных изделий».

5. Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Золинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» — по основной программе профессионального обучения по профессии «Рабочий зеленого хозяйства».

6. Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 95» — обучение по адаптированной образовательной программе профессионального обучения по профессии «Кухонный рабочий».

Профессиональное обучение детей с различными формами умственной отсталости осуществляется на основе адаптированных образовательных программ профессионального обучения.

В Нижегородской области в 23 профессиональных образовательных организациях, расположенных в 20 муниципальных/городских округах региона, осуществляется обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (с легкой умственной отсталостью), не имеющих основного общего или среднего общего образования, по адаптированным образовательным программам профессионального обучения. В настоящий момент учатся 674 человека (из них 126 имеют инвалидность) по 21 профессии.

Для построения образовательно-профессиональной траектории для обучающихся с интеллектуальными нарушениями необходимо:

- подбор и адаптация диагностических материалов, учитывающих психофизические особенности таких людей;

- тесное сотрудничество с семьей по оказанию ребенку помощи в профессиональном самоопределении;

- организация профессионально-трудовой подготовки лиц с умственной отсталостью;

- создание условий для эффективной профориентационной работы;

- подбор актуальных и доступных профилей трудового обучения;

- сетевое взаимодействие между организациями.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилова, А. М. Выбор профориентационных ориентиров в процессе социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / А. М. Данилова, Т. Н. Исаева. [Электронный ресурс]. — URL: https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzhanie-4/(дата обращения: 14.02.2024). — Текст :
электронный.

2. Кошечкина, Т. В. Ранняя профориентация детей с ОВЗ [Электронный ресурс]. — URL: https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzhanie-23/23-7/ (дата обращения: 14.02.2024). — Текст : электронный.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) [Электронный ресурс]. — URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.02.2024). — Текст : электронный.

4. Федеральная рабочая программа воспитания : приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405965157/ (дата обращения: 15.02.2024). — Текст : электронный.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм