Стране нужны классные специалисты

М. М. ФОМИН,

педагог дополнительного образования МБУДО

«Дворец детского (юношеского) творчества», г. Саров

 

Россия всегда славилась умельцами, изобретателями, рационализаторами и мастерами с «золотыми руками». И всегда была высокая потребность в настоящих профессионалах, в людях, которым можно доверить решение самых сложных задач. У нас есть очень крутые компании, предприятия, где создается то, что можно отнести к категории «Впервые в мире», и достаточное количество вузов, где готовят будущих инженеров. НО проблема в том, что не все выпускники четко понимают, где они хотят работать и какое образование для этого надо получить. И вот тут «круг спасения» — ранняя профориентация.

В городе Сарове Нижегородской области с 2016 года реализуется городской проект «Профтренд», в рамках которого инициативные работники градообразующего предприятия «Российский федеральный ядерный центр — всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (РФЯЦ-ВНИИЭФ) проводят различные профориентационные мероприятия в средних и высших учебных заведениях, а также в учреждениях дополнительного образования. Среди них — образовательный курс «Информатика+», важнейшими задачами которого является развитие алгоритмического мышления и навыков программирования.

Помимо опережающего изучения отдельных разделов школьного курса информатики или ликвидации пробелов в ранее изученном материале учащиеся занимаются решением разнообразных задач, возникающих на реальном производстве (разумеется, в несколько упрощенном и адаптированном виде). Например, ребятам предлагается работа с таблицами в программе MS Excel: поиск дублирующихся наименований элементов, удаление повторяющихся строк с суммированием количества элементов, оптимизация информации. Для настоящего инженера важно видеть повторы или лишние элементы, уметь анализировать информацию, представлять ее разными способами, максимально широко пользоваться возможностями компьютерных программ. И начинаем с простых заданий, одно из которых представлено в таблицах 1 и 2.

 

Таблица 1. Исходные данные

 

А

В

¹

Наименование
элемента

Количество

1

Резистор 123

10

2

Конденсатор К47

15

3

Сердечник РЭ

2

4

Резистор 123

21

5

Конденсатор С23

14

6

Сердечник РЭ

1

 

Таблица 2. Решенная задача

 

А

В

¹

Наименование
элемента

Количество

1

Резистор 123

31

2

Конденсатор К47

15

3

Сердечник РЭ

3

4

Конденсатор С23

14

 

В процессе решения учащиеся не только улучшают навыки работы с массивами и циклами, но и глубже знакомятся с возможностями языка Visual Basic for Applications (VBA), среда разработки которого встроена в MS Excel и который наилучшим образом подходит для решения данной задачи с точки зрения трудозатрат. Кроме того, проводится обсуждение различных способов решения, ранее применявшихся другими людьми.

Решение подобных задач, максимально приближенных по своей сути и форме к реально возникающим, преследует две важные цели. Во-первых, приобщение к реальной производственной проблематике призвано повысить заинтересованность учащихся к работе в РФЯЦ-ВНИИЭФ, наглядно демонстрируя потребность Ядерного центра не только в физиках-ядерщиках, но и во множестве других специалистов самого различного профиля. Во-вторых, учащиеся привыкают максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы (как технические, так и временны́е). Для лучшего погружения в роль работников Ядерного центра школьникам запрещается пользоваться Интернетом, так как РФЯЦ-ВНИИЭФ — режимное предприятие и доступа к всемирной сети на рабочих местах нет, а значит пользоваться можно только встроенными средствами оффлайн-справки. Умение работать с оффлайн-справкой и осуществлять декомпозицию сложной задачи на несколько простых подзадач, способность проверять правильность разработанного алгоритма и выполнять его отладку — все эти навыки важны не только на любой работе, связанной с информационными технологиями. Они также являются необходимыми для успешной сдачи экзаменов по информатике.

 

 

 

 

Указом Президента России 2022—2031 годы объявлены Десятилетием науки и технологий. Среди важнейших направлений государственной политики на этот период — привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок и содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны. Такой вектор развития был выбран не случайно: по данным издания «Коммерсантъ» производительность труда в России в 5 раз ниже, чем в США, и в 3 раза ниже, чем в Германии [1]. Подобные удручающие показатели обусловлены во многом катастрофически низким уровнем внедрения в российскую промышленность робототехники и иных средств автоматизации. К примеру, в России на 10 тысяч работников приходится всего 2 робота, в то время как в Германии — 309 [2]. Очевидно, что данную проблему невозможно решить, просто закупив недостающее количество роботов и автоматизированных информационных систем. Нужно большое количество высококвалифицированных специалистов, которые бы могли эффективно их использовать. В то время как массовый недостаток квалификации персонала в современных реалиях является серьезным негативным фактором на многих производствах. Судя по своему личному опыту работы в различных организациях, существенная масса работников, не являющихся разработчиками программного обеспечения, не только не умеют применять знания школьного курса информатики для решения легко алгоритмизируемых задач подобно приведенной выше, но даже не подозревают, что алгоритмизация и автоматизация возможны в принципе.

Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что основной задачей профориентации сегодня является подготовка детей уже к реалиям завтрашнего дня. Если каждый инженер в прошлом должен был уметь выполнять вычисления с помощью логарифмической линейки, то каж-
дому инженеру ближайшего будущего придется создавать простейшие скрипты для повседневной работы, а значит, алгоритмическое мышление ему должны привить еще в школе. Только успешная реализация государственной стратегии по активному развитию науки и техники и преодоления научно-технической отсталости поможет сохранить Россию, как крупного и конкурентоспособного игрока на международной арене и как комфортную для жизни страну. И только совместными усилиями педагогов, ученых, инженеров и руководителей эта глобальная задача может быть успешно решена.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Производительность труда в России отстает от уровня США
в 5 раз [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/5915110 (дата обращения: 20.01.2024). — Текст, изображение : электронные.

2. Как автоматизировать российскую экономику [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/03/07/5a9e49c39a79473e0ef8c42b (дата обращения: 20.01.2024). — Текст, изображение : электронные.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм