Приглашение в мир профессий
Е. С. КУЗНЕЦОВА,
учитель начальных классов
МБОУ Ардатовская средняя школа № 2 им. С. И. Образумова,
р. п. Ардатов
Если профессия осмыслена с детства,
то е¸ плоды могут стать искусством.
С. Колотовкина,
Заслуженный учитель РФ
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юношеском возрасте, поскольку вместе с профессией он выбирает и образ жизни. Одна из важнейших целей школы — формирование личности, способной занять в жизни достойное место, то есть вырастить человека, готового нести ответственность за себя, свою семью, свое отечество. Не последними факторами при достижении этой цели выступают профориентация и подготовка к осознанному выбору будущей профессии.
В профориентации заинтересованы родители, которые хотят видеть своего ребенка успешным, состоявшимся человеком. Не менее важно это и работодателям: нанимая на работу сотрудников, они желают всегда получить не только образованного, но и мотивированного на успех специалиста. Поэтому текущими задачами образовательного и воспитательного процесса становятся развитие познавательного интереса к теме профессий, вовлечение детей в продуктивное творчество, развитие функциональной грамотности, воспитание творческой самостоятельной и свободной личности, способной к социализации.
Разговор с ребятами о профессиях заходит очень часто — и на уроках, когда решаем задачи, выполняем упражнения или читаем тексты, и во внеурочной деятельнос-
ти — в тематических конкурсах, проектах, в ходе экскурсий, посещений предприятий и т. п. «Почемучки», конечно же, задают массу вопросов, иногда очень неожиданных и застающих врасплох. Например, про молоковоз — «это лошадь или машина?», про водолаза — «а разве у собак тоже есть профессии?», про плотника — «он плывет на плоту?», экскурсовода и экскаваторщика — «их точно ничего не связывает?»… А порой дети сами демонстрируют достаточно глубокие познания в области профессий. Был случай, когда при изучении птиц ребенок проявил инициативу и рассказал о профессии орнитолога (все профессии, связанные с животными, — кинологи, ветеринары, мастера конного спорта и другие — особенно популярны в начальной школе). Приводя такие примеры, я акцентирую внимание на актуальность темы профессий именно в младшем возрасте, когда наши «почемучки» начинают более глубоко познавать мир, когда знания о профессиях детками востребованы. В этот период им постоянно задают вопрос «а кем ты хочешь стать?», и они сами очень хотят знать ответ на этот вопрос. Логично, что профориентация в начальной школе становится началом к правильному выбору каждым ребенком успешной деятельности в будущей взрослой жизни.
Программа начальной школы построена так, что в курсе изучения окружающего мира, технологии, изобразительного искусства уже заложены темы, где дети знакомятся с различными профессиями. Уроки, на которых ученики становятся исследователями и изучают окружающий мир с позиций астронома, географа, историка, археолога или эколога, вызывают у них живой интерес к предмету. Приведу пример подобного урока из своей практики. При изучении темы «Охрана животных» в начале урока ребята разыграли сценку и узнали о профессии лесничего (егеря). Затем класс был разделен на четыре группы — ученые, зоологи, экологи, ветеринары. Каждая группа должна была выполнить свое «профессиональное» задание на основе дидактического материала — маршрутных листов, в которых дети фиксировали выполненную работу по своей специализации. «Ученые» находили ошибки в тексте про животных, занесенных в Красную книгу; «зоологи» выбирали из предложенных вариантов условия содержания животных в заповедниках; «экологи» подбирали меры борьбы с загрязнением и формулировали экологическую проблему в нашем регионе; «ветеринарам» предстояло «вылечить» раненых и больных животных, исключая то, что может навредить их здоровью. Такие уроки с ролевым проигрыванием функций «профессионалов» очень оживляют атмосферу класса, «заводят» и мотивируют детей на работу. Ребята настолько вживаются в свои роли, что после урока за ними еще долго сохраняются их «профессиональные статусы», и на переменах они продолжают эти роли играть. Одновременно с основной задачей исподволь решается и другая: дети, играючи, подводятся к одному из главных выборов в жизни — выбору профессии.
Мы знаем, что наилучшим образом усваивается ребенком то, в чем он сам участвует, поэтому в свою работу я включаю активные, деятельностные формы познания. Одной из таких форм является проектная деятельность. Проект в школе — это уже повседневная работа, которая сродни профессиональной деятельности своим организационно-структурированным подходом, требующим применения специфических приемов и высокой личной ответственности за результат на каждом этапе. Ярким примером реализации учебно-воспитательного проекта является трек «Орленок Мастер» (в рамках программы «Орлята России»), предусматривающий «пробу» учащихся в самых разнообразных профессиях. Одним из его этапов было посещение Ардатовского многопрофильного техникума и знакомство с профессиями, которым там обучают: зоотехник, технолог питания, агроном, механик, бухгалтер. На следующем этапе ребята выбирали себе одну из этих профессий и
«проигрывали» роли специалистов, используя соответствую-
щую символику и атрибутику, а также информационную основу — сообщения и презентационные слайды. Продуктом этого проекта стала «Карта профессий» (буклет в помощь учащимся): https://vk.com/wall-219424102_25.
Профориентация стала актуальным направлением многих федеральных программ, конкурсов, проектов, в которых мы с ребятами активно принимаем участие. В областном сетевом проекте «НижКа_Весна2023» мои ученики заняли третье место. В этом конкурсе также была профессиональная проба — уникальная возможность познакомиться с различными профессиями на практике, узнать их особенности. Дети попробовали себя в профессиях мультипликатора, продюсера, художника, монтажера, звукорежиссера. Первоклассники создали и озвучили мультфильм по рассказу К. Д. Ушинского «Два плуга». Наставником в создании нашего мультфильма стал ученик пятого класса Семён Стёпшин (https://vk.com/wall-219424102_26). Подобные формы позволяют не только знакомиться с профессиями, но и приобретать коммуникативные компетенции, имеющие большую значимость в трудовой деятельности, формировать потребность в осознании и оценке личностных качеств, необходимых для освоения желаемой профессии.
Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» также предусматривает тематику по профориентации. При этом можно использовать и популяризировать семейные ценности, освещать опыт трудовых династий. Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, — людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. На этих занятиях используются беседы на тему «Мир профессий» с приглашением специалистов из семей учеников — родителей, бабушек и дедушек. Ребята готовят вопросы для гостей, инсценируют ситуации, связанные с профессиональными ролями: например, полицейского и нарушителя, пожарного и потерпевшего, врача и пациента. При этом мы стараемся использовать костюмы и реквизит, в чем семьи детей оказывают нам непосредственную помощь.
Мнение многих родителей в том, что будущую профессию следует выбирать, будучи старшеклассником, ошибочно. Над этим вопросом надо задумываться намного раньше, поскольку профориентация приводит к осознанию личностной значимости уже на этапе раннего детства, позволяет поверить в самого себя и в свои силы. У ребенка каждый раз обогащается мировоззрение, происходит самоутверждение, причем не столько за счет новых знаний, сколько посредством апробации этих знаний в деле, самореализации и рефлексии: «я смог это сделать!»,
«у меня получилось!», «я умею, я могу!».
В практическом плане уместно знакомить ребят с конкретными предприятиями, интересными им с точки зрения производимого продукта: фабрика игрушек, кондитерская фабрика, хлебопекарня, цех по переработке молока. Вот наглядный пример. Недавно мы посетили нижегородскую фабрику елочных игрушек «Ариэль». Дети узнали, что профессии стеклодува нигде не учат. На основе этого посещения родилось задание по функциональности: используя трубки различной формы и размера, школьники пробовали выдувать мыльные пузыри. Как оказалось, это совсем не просто, а уж как выдуть форму из стекла — вообще трудно было представить. Благодаря мастерам ребята выяснили секреты технологий стеклодувов, но поняли, что их профессия не из легких. Как и в любой профессии, ученики увидели «плюсы» и «минусы». С одной стороны — приятно создавать красоту, иметь дело с красивыми, изящными изделиями, выдувать их эксклюзивные формы. А с другой стороны, поняли, что категорически нельзя делать, что близость к огню и раскаленному стеклу вынуждает быть особенно собранным, и поэтому необходимо тщательно соблюдать технику безопасности. По сути, дети не только узнали о необычной профессии, но и приобрели очень важные аспекты функциональной грамотности.
Поскольку речь зашла о функциональности, нельзя не отметить значимость тех мероприятий урочной и внеурочной деятельности, в которых профориентация сопряжена с формированием финансовой грамотности. В задачах по математике частенько упоминаются продавцы и кассиры, производители товаров и услуг — рабочие, водители, строители, садовники (кому-то вспомнятся землекопы из учебников советского времени). В таких заданиях отрабатываются не только навыки счета, измерения, сравнения, но и способы рационального поведения в расчетных операциях. При этом формируется представление о деятельности представителей финансовой сферы, специалистов в сфере торговли, производства и услуг, создается образ профессий, связанных с финансами, ресурсами и их затратами. Учитывая актуальность формирования финансовой грамотности, можно составлять задачки с упоминанием профессий, хоть и далеких от финансовой сферы, но тем или иным образом «заставляющих» задуматься о деньгах, расходах, экономии, выгоде и накоплениях.
Вот примеры. «Две швеи должны сшить по 96 рубашек на продажу. Одна из них шьет в день 12 рубашек, а вторая — 16. Какая швея выполнит работу раньше и на сколько? Доход какой швеи будет больше?» или «Два парикмахера работают одинаковое время. Один из них — мастер мужских причесок — делает по 10 причесок за рабочую смену и зарабатывает 5000 рублей. Другой — мастер женских причесок — делает за смену 5 причесок и зарабатывает 10000 рублей. Сколько стоит: а) мужская прическа,
б) женская прическа? Чей доход выше и на сколько?». При решении таких задач зачастую может происходить самоопределение — кто-то задумается о профессии парикмахера или швеи, а кто-то, возможно, наоборот, постепенно будет приходить к мысли: «это точно не мое».
Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Результатом становится «самоопределение» учащихся на основе сопоставления видов труда и сравнения разных профессий. Поэтому значимыми для них становятся профессия учителя, других школьных работников, например, библиотекаря, психолога. Пробовать себя в роли учителя ученикам нашей школы приходится ежегодно, во время проведения Дня самоуправления. Четвероклассники, в частности, «ведут уроки» (отдельные фрагменты уроков) в первом классе, сами придумывают задания и «вживаются» в роль педагога. Очень многие ученики начальной школы мечтают стать учителями, потому что хотят быть похожими на своего учителя и классного руководителя. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение его личности.
Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности. Это, безусловно, способствует профессиональному воспитанию. Сущность педагогической работы в этом направлении я вижу в том, чтобы побуждать учеников к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет детям на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности, в том числе и в плане профессионального самоопределения.
Практика школьного воспитания № 1, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: