Фестиваль профессий (из опыта работы в школе)

О. Е. РЕШЕТНИКОВА,

заместитель директора по воспитательной работе,

преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ

«Сухобезводненская средняя школа», г. о. Семеновский

 

Вопросам профориентации в современной школе уделяется особое внимание. Взрослый мир заинтересован, чтобы дети, начиная со школьной скамьи, развивали в себе необходимые личностные качества, приобретали определенные умения и навыки, которые им пригодятся при выборе профессии. Ведь чем раньше ребенок определится с вектором своего развития, тем увереннее он будет себя вести в процессе обучения, и тем качественнее пройдет его подготовка к дальнейшей трудовой деятельности.

Общешкольный «Фестиваль профессий» впервые был запущен в 2022 году, и вот уже третий год реализуется в МБОУ «Сухобезводненская средняя школа» г. о. Семеновский. Каждый классный коллектив имеет возможность самостоятельно выбрать для презентации одну профессию и подготовить ее представление; во время фестиваля все ученики — от первоклассников до выпускников — могут пройти по различным площадкам, познакомиться с разными профессиями и поучаствовать в профессиональных мастер-классах (условно «профпробах»). Особенность заключается в том, что это событие охватывает одновременно большое количество детей, которые становятся либо зрителями и участниками «профпроб», либо их организаторами.

Таким образом, цель «Фестиваля профессий» — профессиональное самоопределение учащихся в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

 

 

 

 

А среди основных задач можно отметить: расширение представлений и понятий, связанных с миром профессии, через реализацию профпроб; формирование у школьников устойчивого интереса к профессиональной деятельности, умение выбирать профессию в соответствии с интересами, склонностями; приложение творческих способностей и эстетического вкуса к тому или иному виду деятельности; воспитание уважения к людям труда, различным профессиям; оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.

Что из себя представляет презентация профессии в рамках общешкольного «Фестиваля…»? Это рассказ о самой профессии, ее особенностях, плюсах и минусах, а также личностных качествах, которыми должен обладать ее представитель, анонс учебных заведений в Нижегородской области и других регионах, где можно обучиться по этой профессии, и — обязательное условие — проведение практических упражнений, заданий, мастер-классов по выбранной теме, в которых могут принять участие все желающие.

Так, например, площадка, представляющая профессию «Мастер маникюра», предлагает своим гостям поучаствовать в разработке дизайна ногтей, а площадка по профессии «Музыкант» создает целый шумовой оркестр из самодельных музыкальных инструментов. На площадке «Военнослужащий» проходит мастер-класс по сборке и разборке автомата Калашникова, а также отработке приемов по защите от отравляющих веществ. Площадка «Парикмахер» предлагает своим гостям сделать прическу и познакомиться с предметами ухода за волосами; на площадке «Детектив» дети решают логические задачи и составляют фоторобот хулигана и многое другое. Таким образом, чем больше профессий рассматривают наши ученики, тем интереснее и разнообразнее из года в год становятся мастер-классы.

Что касается процесса организации общешкольного события по профориентации, то он проходит в несколько этапов.

- Первый этап — подготовительный (осуществляется выбор профессии для показа, организация и оформление места, создание презентационного материала, подготовка мастер-класса, сувенирной продукции или информационных листов для размещения в классных
уголках).

- Второй этап — организационная встреча, когда в назначенный день и время происходит сбор всех участников, приветствие, раздача маршрутных листов.

- Третий этап — основная часть (знакомство с профессиями).

- Четвертый этап — подведение итогов, рефлексия настроения и эмоционального состояния. Кстати, для проведения рефлексии чаще всего используется любимый детьми прием. Это «Открытый микрофон», когда ребенок может подойти и рассказать о своих впечатлениях, о том, чему он научился, что понравилось больше, а что вызвало затруднения.

Опыт проведения «Фестиваля профессий» в нашей школе показал активность детей в профориентационных мероприятиях; живой интерес к участию во Всероссийском проекте «Билет в будущее»; увеличение количества учеников, принимающих участие в подобных конкурсах разного уровня и занимающих призовые места; осознанный подход к выбору профиля обучения в старшей школе и становлению личного профессионального плана. Также школьники приобретают умения правильно ориентироваться на рынке труда и при выборе профессий; посредством «профпроб» изучают свои личные возможности и развивают трудовые навыки; учатся принимать ответственность за свое будущее на себя, понимать необходимость трудовой деятельности для достижения успеха в жизни.

Поэтому важность работы в этом направлении не вызывает у нас никакого сомнения. Педагогический коллектив МБОУ «Сухобезводненская средняя школа» готов развиваться вместе со своими учениками, помогая им, а где-то и учась у них, в том числе, и в вопросах по профориентации.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм