Каким родители представляют будущее своих детей?

А. А. СКОТНИКОВА,

педагог-психолог ГКОУ «Школа-интернат для глухих детей»

Приокского района, г. Нижний Новгород

 

 

В ГКОУ «Школа-интернат для глухих детей» Приокского района г. Нижнего Новгорода было проведено анкетирование среди родителей с целью изучения профессиональных намерений глухих школьников. На 11 вопросов анкеты отвечали 64 человека, чьи дети учатся в 1—11-х классах. Среди родителей есть слышащие и не слышащие взрослые. Предлагаем вашему вниманию результаты этого опроса.

 

1. Какой путь получения профессии Вы рекомендуете своему ребенку? (нужное подчеркнуть)

 

 

Диаграмма показала, что получение среднего профессионального образования в колледже или техникуме является актуальным и важным для родителей и их детей.

В какие средние профессиональные заведения родители намерены отдать детей после школы?

Из числа обследованных родителей на выявление профессиональных желаний и намерений больше всего (46 %) предпочли поступление в ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж». Родители желают видеть своих детей в будущем программистами и товароведами-экспертами. Кроме этого, они хотят, чтобы глухие дети получили качественное среднее профессиональное образование.

На втором месте (22 %) — выбор на поступление в ГБПОУ социального обслуживания «Нижегородское училище-интернат», где глухие могут получить профессии: мастер по обработке цифровой информации, художник
росписи по дереву, делопроизводитель. В этом заведении создаются условия по доступной среде для студентов с нарушением слуха.

На третьем месте (17 %) — поступление в Учебный центр «Корпоративный университет» (ОАО «ГАЗ»). Родители желают видеть своих детей после такого обучения рабочими: токарями и фрезеровщиками, обрубщиками и слесарями. Кроме этого, на ОАО «ГАЗ» функционирует служба по работе с инвалидами по слуху — способствуют взаимодействию с коллегами с помощью переводчика на русский жестовый язык (РЖЯ). Еще родители понимают, что глухие могут работать не только на автозаводе, но и на других известных нижегородских предприятиях: «Красное Сормово», машиностроительный завод, «Красная Этна» и т. д.

На четвертом месте (9 %) — поступление в МРЦ (ФКПОУ «Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж)» Министерства труда и социальной защиты РФ). Родители знают, что здесь глухим детям учиться по специальности «Дизайн» комфортнее, нежели в художественном колледже среди слышащих. В этом заведении обучаются студенты, в основном пользуясь переводчиком на РЖЯ. Привлекает и то, что опытные педагоги много уделяют внимания ребятам с нарушением слуха.

7 % родителей желают, чтобы их дети учились в техникуме поварскому и кондитерскому делу.

2. В какой профессии Вы хотели бы видеть своего ребенка?

У родителей выявлен высокий спрос на профессии слесаря, электромонтера, сварщика, водителя, квалифицированных рабочих. Также для выпускников нашей школы привлекательными остаются такие сферы деятельности, как медицина, пищевая промышленность, культура и искусство, предпринимательство.

Можно сделать вывод, что в профориентационной работе следует знакомить глухих детей с профессиями машиностроительного сектора, медицины, культуры и искусства. Стоит преподавать им основы правовой, финансовой и предпринимательской грамотности.

3. Какую именно профессию в будущем после окончания школы планирует выбрать Ваш ребенок?

Группы
профессии

Профессии

Всего

%

Технологические и техничес-кие профессии

Квалифицированный рабочий — 9

Автослесарь — 6

Швея — 5

Столяр — 6

26 чел.

22 %

Профессии, связанные с предпринима-
тельской деятельностью

Предприниматель — 3

Таксист — 2

Парикмахер
и мастер маникюра — 7

12 чел.

10 %

Медицинские профессии

Зубной техник — 6

Медицинский
лаборант — 2

Массажист — 2

10 чел.

8 %

Профессии, связанные
с использова-нием ИКТ

Специалист
по компьютерам — 18

18 чел.

15 %

Профессии, связанные
с пищевой промышлен-ностью

Повар и кондитер — 9

9 чел.

7 %

Профессии, связанные
с культурой, искусством

Художник, дизайнер,
гончар, иллюстратор — 11

Актер — 5

Садовник (ландшафтный дизайнер) — 2

Фотограф — 1

19 чел.

17 %

Профессии
по работе
с людьми

Профессиональный
спортсмен (тренер) — 11

Педагог по работе с не слышащими детьми — 4

15 чел.

13 %

Профессии, связанные
с делопроизвод-ством

Архивариус — 2

Специалист почтового отделения — 1

Специалист по банковскому делу — 5

Кассир (товаровед, продавец, фасовщик) — 2

10 чел.

8 %

 

 

119

100 %

 

Родителей глухих обучающихся больше всего (22 %) привлекают технологические и технические профессии: токарь на станках с ЧПУ, фрезеровщик, столяр, швея, слесарь, сварщик, мебельщик, водитель, а также профессии, связанные с культурой (17 %) и с использованием КТ (15 %).

4. Как вы считаете, стоит ли при организации образовательного процесса учитывать интересы ребенка, ориентировать его на подготовку к жизни в современном обществе?

Большинство родителей (75 %) считают, что при организации образовательного процесса надо учитывать интересы ребенка, ориентировать его на подготовку к жизни в современном обществе. 25 % родителей затруднились с ответом.

 

5. С какими проблемами вы столкнулись после школы?

Проблемы при вступлении
в самостоятельную жизнь
после школы

Кол-во голосов

Процентное соотношение

Неумение готовить, стирать
различные вещи

1

2 %

Неумение безопасно обращаться с бытовыми приборами

0

0 %

Трудности в общении со специалистами (МФЦ, Сбербанк, отдел кадров, служба занятости, Пенсионный фонд и др.)

10

17 %

Незнание своих способностей

1

2 %

Трудности в поиске подходящей для меня работы

8

13 %

Трудности общения со слышащими людьми (конфликты, непонимание друг друга)

8

13 %

Неумение делать запросы в учреждениях (ФСС, комиссия, отдел кадров, служба занятости, Пенсионный фонд и др.)

5

8 %

Неумение вести себя в обществе

1

2 %

Неумение заботиться о своем здоровье

1

2 %

Я всему учился(ась) сам(а)
после школы

23

38 %

Нет проблем

2

3 %

Всего

60

 

 

Самые актуальные проблемы в социализации — это трудности в общении со слышащими людьми и со специалистами различных институтов жизнеобеспечения, невозможность трудоустройства (ограничения при выборе профессии и трудности при устройстве на работу). Это связано с особенностями развития речи и мышления глухого человека.

Большинство родителей (38 %) самостоятельно решали проблемы при вступлении в самостоятельную жизнь после школы, потому что они были готовы к следующему жизненному этапу. Но есть проблемы, с которыми столкнулись выпускники с нарушением слуха (17 %). И это языковый барьер. До сих пор они испытывают трудности в общении со специалистами МФЦ, банка, службы занятости, Пенсионного фонда и др. В числе обследованных, которые испытывают трудности общения со слышащими людьми (конфликты, непонимание друг друга), — 13 % родителей, которые имеют нарушения слуха.

Отсюда можно сделать вывод, что в учебно-воспитательном процессе необходимо сделать акцент на развитие всех видов речи (устная, письменная, устно-дактильная) с применением вспомогательного средства образования — жестового языка. В процессе речевой деятельности необходимо развивать формы устной речи: разговорная, монологическая, диалогическая, связная. Следует расширить на индивидуальных коррекционных занятиях работу по формированию речевых умений: отвечать на вопросы собеседника, формулировать вопросы, связно излагать свою мысль словами, расширять словарный запас, внятно и членораздельно говорить, считывать с губ знакомые фразы.

6. Разговариваете ли Вы дома с ребенком о том, кем Вы работаете и где Вы работаете?

Большинство родителей (87 %) разговаривают дома с ребенком о том, кем и где они работают. Следует помочь родителям первоклассников, которые затруднились ответить на этот вопрос (5 %), и родителям, которые в силу своих семейных проблем не ведут таких бесед дома.

7. Кто (что) в наибольшей степени повлиял(о) на Ваш выбор профессии? (выберите не более трех пунктов)

Вдохновители в выборе
будущей профессии

Количество

Процентное
соотношение (%)

Отец

4

6 %

Мать

10

15 %

Другие члены семьи

7

10 %

Встречи с представителями профессии

2

3 %

Встречи с представителями учебных учреждений

4

6 %

Учителя в школе

10

15 %

Учителя и преподаватели учреждений дополнительного образования

6

9 %

Друзья

4

6 %

Реклама (СМИ)

0

 

Собственный опыт трудовой деятельности

4

6 %

Выбрали самостоятельно, без всякой подсказки

16

24 %

 

67 человек

100 %

 

Очень важно подчеркнуть роль педагогов школы и дополнительного образования (21 %), которые оказали значительное влияние на выбор профессионального пути учащихся. Также 9 % родителей помнят встречи с представителями профессии и представителями учебных учреждений. Отсюда можно сделать вывод, что профориентационные встречи остаются актуальными. Рекомендуется проводить подобные встречи в нашей школе, привлекая родителей и друзей (6 %).

Полученные результаты отражают возрастные особенности подростков, которые, несмотря на выраженное стремление к самостоятельности в принятии решений, во многом зависимы от взрослых и нуждаются в их помощи и поддержке.

8. Что, по Вашему мнению, наиболее важно в Вашей жизни? (выберите не более трех вариантов ответов)

 

Количество

Процентное соотношение (%)

Престижная работа

1

1 %

Высокий доход

7

7 %

Семейное благополучие

29

33 %

Интересная работа

19

20 %

Возможность самореализации

6

6 %

Здоровье

25

27 %

Общественно-полезный труд

6

6 %

Итого

93

100 %

 

Не наблюдается снижения значимости труда («Интересная работа») среди родителей (20 %). У них актуальным и важным является здоровье (27 %) и семейное благополучие (33 %).

9. Что, по Вашему мнению, является залогом достижения успеха в жизни? (выберите не более трех пунктов)

 

Количество

Процентное соотношение (%)

Трудолюбие и упорство

34

44 %

Хорошее образование

23

30 %

Наличие связей (блат)

2

2 %

Наличие богатых родителей

2

2 %

Престижная профессия

9

12 %

Высокая квалификация

8

10 %

Итого

78

100 %

 

10. Какие трудовые ценности и личные качества Вы считаете наиболее важными? (выберите не более пяти)

Трудовые ценности
и личные качества

Количество

Процентное
соотношение

Трудолюбие

31

20 %

Честность

25

15 %

Чувство ответственности

20

13 %

Целеустремленность

18

12 %

Честолюбие

9

5 %

Прагматизм, работа
с выгодой для себя

4

2 %

Стремление к высокому профессионализму

10

6 %

Пунктуальность

2

1 %

Исполнительность

4

2 %

Креативность

5

3 %

Решительность

23

15 %

Настойчивость

11

6 %

Итого

162

100 %

 

По мнению родителей залогом достижения успеха в жизни являются трудолюбие и упорство (44 %), хорошее образование (30 %), престижная профессия с высокой квалификацией (24 %). В связи с этим рекомендуется проводить профориентационные мероприятия с целью привлечения внимания детей к пониманию важности быть работящим и трудолюбивым человеком, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков, формировать такие качества характера как ответственность, целеустремленность, решительность.

11. Назовите любимые занятия (увлечения/хобби) Вашего ребенка.

Среди увлечений своих детей родители перечислили: рисование; делать видеоролики и фото; собирать сложные пазлы или лего; чтение книг; танцы; компьютерные игры; делать мыльные опыты; разборка и сборка игрушечных машин; выполнять мелкий ремонт в доме; шить одежду для куклы; вышивка; лепка; делать макияж и маникюр; изготавливать кукольную мебель из бумаги
и картона.

Судя по результатам анкетирования, при планировании профориентационной работы с глухими школьниками рекомендуется учитывать:

- мероприятия по формированию профессиональных интересов и склонностей (представление о крупных предприятиях города и области; профессии для неслышащих, современные профессии, профессии родителей,
профессии литературных героев; интересы по кружкам и секциям);

- мероприятия по трудовому воспитанию (профориентационные беседы и игры; формирование понятий о труде, о людях-героях труда, о служении Родине, о пользе обществу; субботники; общественно-полезный труд);

- нравственно-этические беседы по примерной тематике: «Как ты понимаешь слова — кто не работает, тот не ест», «Человек славен трудом», «Великие люди», «Достижения наших неслышащих автозаводцев», «Требовательность к себе», «Глухому нужно всегда работать над собой»;

- просветительские мероприятия: встречи-диалоги с родителями и представителями профессий; экскурсии; обсуждение книг, просмотр видеороликов и фильмов; выпуск стенгазеты.

А. А. СКОТНИКОВА, педагог-психолог ГКОУ «Школа-интернат для глухих детей» Приокского района, г. Нижний Новгород

 

Каким родители представляют будущее своих детей?

В ГКОУ «Школа-интернат для глухих детей» Приокского района г. Нижнего Новгорода было проведено анкетирование среди родителей с целью изучения профессиональных намерений глухих школьников. На 11 вопросов анкеты отвечали 64 человека, чьи дети учатся в 1—11-х классах. Среди родителей есть слышащие и не слышащие взрослые. Предлагаем вашему вниманию результаты этого опроса.

1. Какой путь получения профессии Вы рекомендуете своему ребенку? (нужное подчеркнуть)

 

 

 

Диаграмма показала, что получение среднего профессионального образования в колледже или техникуме является актуальным и важным для родителей и их детей.

В какие средние профессиональные заведения родители намерены отдать детей после школы?

Из числа обследованных родителей на выявление профессиональных желаний и намерений больше всего (46 %) предпочли поступление в ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж». Родители желают видеть своих детей в будущем программистами и товароведами-экспертами. Кроме этого, они хотят, чтобы глухие дети получили качественное среднее профессиональное образование.

На втором месте (22 %) — выбор на поступление в ГБПОУ социального обслуживания «Нижегородское училище-интернат», где глухие могут получить профессии: мастер по обработке цифровой информации, художник
росписи по дереву, делопроизводитель. В этом заведении создаются условия по доступной среде для студентов с нарушением слуха.

На третьем месте (17 %) — поступление в Учебный центр «Корпоративный университет» (ОАО «ГАЗ»). Родители желают видеть своих детей после такого обучения рабочими: токарями и фрезеровщиками, обрубщиками и слесарями. Кроме этого, на ОАО «ГАЗ» функционирует служба по работе с инвалидами по слуху — способствуют взаимодействию с коллегами с помощью переводчика на русский жестовый язык (РЖЯ). Еще родители понимают, что глухие могут работать не только на автозаводе, но и на других известных нижегородских предприятиях: «Красное Сормово», машиностроительный завод, «Красная Этна» и т. д.

На четвертом месте (9 %) — поступление в МРЦ (ФКПОУ «Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж)» Министерства труда и социальной защиты РФ). Родители знают, что здесь глухим детям учиться по специальности «Дизайн» комфортнее, нежели в художественном колледже среди слышащих. В этом заведении обучаются студенты, в основном пользуясь переводчиком на РЖЯ. Привлекает и то, что опытные педагоги много уделяют внимания ребятам с нарушением слуха.

7 % родителей желают, чтобы их дети учились в техникуме поварскому и кондитерскому делу.

2. В какой профессии Вы хотели бы видеть своего ребенка?

У родителей выявлен высокий спрос на профессии слесаря, электромонтера, сварщика, водителя, квалифицированных рабочих. Также для выпускников нашей школы привлекательными остаются такие сферы деятельности, как медицина, пищевая промышленность, культура и искусство, предпринимательство.

Можно сделать вывод, что в профориентационной работе следует знакомить глухих детей с профессиями машиностроительного сектора, медицины, культуры и искусства. Стоит преподавать им основы правовой, финансовой и предпринимательской грамотности.

3. Какую именно профессию в будущем после окончания школы планирует выбрать Ваш ребенок?

Группы
профессии

Профессии

Всего

%

Технологические и техничес-кие профессии

Квалифицированный рабочий — 9

Автослесарь — 6

Швея — 5

Столяр — 6

26 чел.

22 %

Профессии, связанные с предпринима-
тельской деятельностью

Предприниматель — 3

Таксист — 2

Парикмахер
и мастер маникюра — 7

12 чел.

10 %

Медицинские профессии

Зубной техник — 6

Медицинский
лаборант — 2

Массажист — 2

10 чел.

8 %

Профессии, связанные
с использова-нием ИКТ

Специалист
по компьютерам — 18

18 чел.

15 %

Профессии, связанные
с пищевой промышлен-ностью

Повар и кондитер — 9

9 чел.

7 %

Профессии, связанные
с культурой, искусством

Художник, дизайнер,
гончар, иллюстратор — 11

Актер — 5

Садовник (ландшафтный дизайнер) — 2

Фотограф — 1

19 чел.

17 %

Профессии
по работе
с людьми

Профессиональный
спортсмен (тренер) — 11

Педагог по работе с не слышащими детьми — 4

15 чел.

13 %

Профессии, связанные
с делопроизвод-ством

Архивариус — 2

Специалист почтового отделения — 1

Специалист по банковскому делу — 5

Кассир (товаровед, продавец, фасовщик) — 2

10 чел.

8 %

 

 

119

100 %

 

Родителей глухих обучающихся больше всего (22 %) привлекают технологические и технические профессии: токарь на станках с ЧПУ, фрезеровщик, столяр, швея, слесарь, сварщик, мебельщик, водитель, а также профессии, связанные с культурой (17 %) и с использованием КТ (15 %).

4. Как вы считаете, стоит ли при организации образовательного процесса учитывать интересы ребенка, ориентировать его на подготовку к жизни в современном обществе?

Большинство родителей (75 %) считают, что при организации образовательного процесса надо учитывать интересы ребенка, ориентировать его на подготовку к жизни в современном обществе. 25 % родителей затруднились с ответом.

 

5. С какими проблемами вы столкнулись после школы?

Проблемы при вступлении
в самостоятельную жизнь
после школы

Кол-во голосов

Процентное соотношение

Неумение готовить, стирать
различные вещи

1

2 %

Неумение безопасно обращаться с бытовыми приборами

0

0 %

Трудности в общении со специалистами (МФЦ, Сбербанк, отдел кадров, служба занятости, Пенсионный фонд и др.)

10

17 %

Незнание своих способностей

1

2 %

Трудности в поиске подходящей для меня работы

8

13 %

Трудности общения со слышащими людьми (конфликты, непонимание друг друга)

8

13 %

Неумение делать запросы в учреждениях (ФСС, комиссия, отдел кадров, служба занятости, Пенсионный фонд и др.)

5

8 %

Неумение вести себя в обществе

1

2 %

Неумение заботиться о своем здоровье

1

2 %

Я всему учился(ась) сам(а)
после школы

23

38 %

Нет проблем

2

3 %

Всего

60

 

 

Самые актуальные проблемы в социализации — это трудности в общении со слышащими людьми и со специалистами различных институтов жизнеобеспечения, невозможность трудоустройства (ограничения при выборе профессии и трудности при устройстве на работу). Это связано с особенностями развития речи и мышления глухого человека.

Большинство родителей (38 %) самостоятельно решали проблемы при вступлении в самостоятельную жизнь после школы, потому что они были готовы к следующему жизненному этапу. Но есть проблемы, с которыми столкнулись выпускники с нарушением слуха (17 %). И это языковый барьер. До сих пор они испытывают трудности в общении со специалистами МФЦ, банка, службы занятости, Пенсионного фонда и др. В числе обследованных, которые испытывают трудности общения со слышащими людьми (конфликты, непонимание друг друга), — 13 % родителей, которые имеют нарушения слуха.

Отсюда можно сделать вывод, что в учебно-воспитательном процессе необходимо сделать акцент на развитие всех видов речи (устная, письменная, устно-дактильная) с применением вспомогательного средства образования — жестового языка. В процессе речевой деятельности необходимо развивать формы устной речи: разговорная, монологическая, диалогическая, связная. Следует расширить на индивидуальных коррекционных занятиях работу по формированию речевых умений: отвечать на вопросы собеседника, формулировать вопросы, связно излагать свою мысль словами, расширять словарный запас, внятно и членораздельно говорить, считывать с губ знакомые фразы.

6. Разговариваете ли Вы дома с ребенком о том, кем Вы работаете и где Вы работаете?

Большинство родителей (87 %) разговаривают дома с ребенком о том, кем и где они работают. Следует помочь родителям первоклассников, которые затруднились ответить на этот вопрос (5 %), и родителям, которые в силу своих семейных проблем не ведут таких бесед дома.

7. Кто (что) в наибольшей степени повлиял(о) на Ваш выбор профессии? (выберите не более трех пунктов)

Вдохновители в выборе
будущей профессии

Количество

Процентное
соотношение (%)

Отец

4

6 %

Мать

10

15 %

Другие члены семьи

7

10 %

Встречи с представителями профессии

2

3 %

Встречи с представителями учебных учреждений

4

6 %

Учителя в школе

10

15 %

Учителя и преподаватели учреждений дополнительного образования

6

9 %

Друзья

4

6 %

Реклама (СМИ)

0

 

Собственный опыт трудовой деятельности

4

6 %

Выбрали самостоятельно, без всякой подсказки

16

24 %

 

67 человек

100 %

 

Очень важно подчеркнуть роль педагогов школы и дополнительного образования (21 %), которые оказали значительное влияние на выбор профессионального пути учащихся. Также 9 % родителей помнят встречи с представителями профессии и представителями учебных учреждений. Отсюда можно сделать вывод, что профориентационные встречи остаются актуальными. Рекомендуется проводить подобные встречи в нашей школе, привлекая родителей и друзей (6 %).

Полученные результаты отражают возрастные особенности подростков, которые, несмотря на выраженное стремление к самостоятельности в принятии решений, во многом зависимы от взрослых и нуждаются в их помощи и поддержке.

8. Что, по Вашему мнению, наиболее важно в Вашей жизни? (выберите не более трех вариантов ответов)

 

Количество

Процентное соотношение (%)

Престижная работа

1

1 %

Высокий доход

7

7 %

Семейное благополучие

29

33 %

Интересная работа

19

20 %

Возможность самореализации

6

6 %

Здоровье

25

27 %

Общественно-полезный труд

6

6 %

Итого

93

100 %

 

Не наблюдается снижения значимости труда («Интересная работа») среди родителей (20 %). У них актуальным и важным является здоровье (27 %) и семейное благополучие (33 %).

9. Что, по Вашему мнению, является залогом достижения успеха в жизни? (выберите не более трех пунктов)

 

Количество

Процентное соотношение (%)

Трудолюбие и упорство

34

44 %

Хорошее образование

23

30 %

Наличие связей (блат)

2

2 %

Наличие богатых родителей

2

2 %

Престижная профессия

9

12 %

Высокая квалификация

8

10 %

Итого

78

100 %

 

10. Какие трудовые ценности и личные качества Вы считаете наиболее важными? (выберите не более пяти)

Трудовые ценности
и личные качества

Количество

Процентное
соотношение

Трудолюбие

31

20 %

Честность

25

15 %

Чувство ответственности

20

13 %

Целеустремленность

18

12 %

Честолюбие

9

5 %

Прагматизм, работа
с выгодой для себя

4

2 %

Стремление к высокому профессионализму

10

6 %

Пунктуальность

2

1 %

Исполнительность

4

2 %

Креативность

5

3 %

Решительность

23

15 %

Настойчивость

11

6 %

Итого

162

100 %

 

По мнению родителей залогом достижения успеха в жизни являются трудолюбие и упорство (44 %), хорошее образование (30 %), престижная профессия с высокой квалификацией (24 %). В связи с этим рекомендуется проводить профориентационные мероприятия с целью привлечения внимания детей к пониманию важности быть работящим и трудолюбивым человеком, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков, формировать такие качества характера как ответственность, целеустремленность, решительность.

11. Назовите любимые занятия (увлечения/хобби) Вашего ребенка.

Среди увлечений своих детей родители перечислили: рисование; делать видеоролики и фото; собирать сложные пазлы или лего; чтение книг; танцы; компьютерные игры; делать мыльные опыты; разборка и сборка игрушечных машин; выполнять мелкий ремонт в доме; шить одежду для куклы; вышивка; лепка; делать макияж и маникюр; изготавливать кукольную мебель из бумаги
и картона.

Судя по результатам анкетирования, при планировании профориентационной работы с глухими школьниками рекомендуется учитывать:

- мероприятия по формированию профессиональных интересов и склонностей (представление о крупных предприятиях города и области; профессии для неслышащих, современные профессии, профессии родителей,
профессии литературных героев; интересы по кружкам и секциям);

- мероприятия по трудовому воспитанию (профориентационные беседы и игры; формирование понятий о труде, о людях-героях труда, о служении Родине, о пользе обществу; субботники; общественно-полезный труд);

- нравственно-этические беседы по примерной тематике: «Как ты понимаешь слова — кто не работает, тот не ест», «Человек славен трудом», «Великие люди», «Достижения наших неслышащих автозаводцев», «Требовательность к себе», «Глухому нужно всегда работать над собой»;

- просветительские мероприятия: встречи-диалоги с родителями и представителями профессий; экскурсии; обсуждение книг, просмотр видеороликов и фильмов; выпуск стенгазеты.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм