Каким родители представляют будущее своих детей?
А. А. СКОТНИКОВА,
педагог-психолог ГКОУ «Школа-интернат для глухих детей»
Приокского района, г. Нижний Новгород
В ГКОУ «Школа-интернат для глухих детей» Приокского района г. Нижнего Новгорода было проведено анкетирование среди родителей с целью изучения профессиональных намерений глухих школьников. На 11 вопросов анкеты отвечали 64 человека, чьи дети учатся в 1—11-х классах. Среди родителей есть слышащие и не слышащие взрослые. Предлагаем вашему вниманию результаты этого опроса.
1. Какой путь получения профессии Вы рекомендуете своему ребенку? (нужное подчеркнуть)
Диаграмма показала, что получение среднего профессионального образования в колледже или техникуме является актуальным и важным для родителей и их детей.
В какие средние профессиональные заведения родители намерены отдать детей после школы?
Из числа обследованных родителей на выявление профессиональных желаний и намерений больше всего (46 %) предпочли поступление в ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж». Родители желают видеть своих детей в будущем программистами и товароведами-экспертами. Кроме этого, они хотят, чтобы глухие дети получили качественное среднее профессиональное образование.
На втором месте (22 %) — выбор на поступление в ГБПОУ социального обслуживания «Нижегородское училище-интернат», где глухие могут получить профессии: мастер по обработке цифровой информации, художник
росписи по дереву, делопроизводитель. В этом заведении создаются условия по доступной среде для студентов с нарушением слуха.
На третьем месте (17 %) — поступление в Учебный центр «Корпоративный университет» (ОАО «ГАЗ»). Родители желают видеть своих детей после такого обучения рабочими: токарями и фрезеровщиками, обрубщиками и слесарями. Кроме этого, на ОАО «ГАЗ» функционирует служба по работе с инвалидами по слуху — способствуют взаимодействию с коллегами с помощью переводчика на русский жестовый язык (РЖЯ). Еще родители понимают, что глухие могут работать не только на автозаводе, но и на других известных нижегородских предприятиях: «Красное Сормово», машиностроительный завод, «Красная Этна» и т. д.
На четвертом месте (9 %) — поступление в МРЦ (ФКПОУ «Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж)» Министерства труда и социальной защиты РФ). Родители знают, что здесь глухим детям учиться по специальности «Дизайн» комфортнее, нежели в художественном колледже среди слышащих. В этом заведении обучаются студенты, в основном пользуясь переводчиком на РЖЯ. Привлекает и то, что опытные педагоги много уделяют внимания ребятам с нарушением слуха.
7 % родителей желают, чтобы их дети учились в техникуме поварскому и кондитерскому делу.
2. В какой профессии Вы хотели бы видеть своего ребенка?
У родителей выявлен высокий спрос на профессии слесаря, электромонтера, сварщика, водителя, квалифицированных рабочих. Также для выпускников нашей школы привлекательными остаются такие сферы деятельности, как медицина, пищевая промышленность, культура и искусство, предпринимательство.
Можно сделать вывод, что в профориентационной работе следует знакомить глухих детей с профессиями машиностроительного сектора, медицины, культуры и искусства. Стоит преподавать им основы правовой, финансовой и предпринимательской грамотности.
3. Какую именно профессию в будущем после окончания школы планирует выбрать Ваш ребенок?
Группы |
Профессии |
Всего |
% |
Технологические и техничес-кие профессии |
Квалифицированный рабочий — 9 Автослесарь — 6 Швея — 5 Столяр — 6 |
26 чел. |
22 % |
Профессии, связанные с предпринима- |
Предприниматель — 3 Таксист — 2 Парикмахер |
12 чел. |
10 % |
Медицинские профессии |
Зубной техник — 6 Медицинский Массажист — 2 |
10 чел. |
8 % |
Профессии, связанные |
Специалист |
18 чел. |
15 % |
Профессии, связанные |
Повар и кондитер — 9 |
9 чел. |
7 % |
Профессии, связанные |
Художник, дизайнер, Актер — 5 Садовник (ландшафтный дизайнер) — 2 Фотограф — 1 |
19 чел. |
17 % |
Профессии |
Профессиональный Педагог по работе с не слышащими детьми — 4 |
15 чел. |
13 % |
Профессии, связанные |
Архивариус — 2 Специалист почтового отделения — 1 Специалист по банковскому делу — 5 Кассир (товаровед, продавец, фасовщик) — 2 |
10 чел. |
8 % |
|
|
119 |
100 % |
Родителей глухих обучающихся больше всего (22 %) привлекают технологические и технические профессии: токарь на станках с ЧПУ, фрезеровщик, столяр, швея, слесарь, сварщик, мебельщик, водитель, а также профессии, связанные с культурой (17 %) и с использованием КТ (15 %).
4. Как вы считаете, стоит ли при организации образовательного процесса учитывать интересы ребенка, ориентировать его на подготовку к жизни в современном обществе?
Большинство родителей (75 %) считают, что при организации образовательного процесса надо учитывать интересы ребенка, ориентировать его на подготовку к жизни в современном обществе. 25 % родителей затруднились с ответом.
5. С какими проблемами вы столкнулись после школы?
Проблемы при вступлении |
Кол-во голосов |
Процентное соотношение |
Неумение готовить, стирать |
1 |
2 % |
Неумение безопасно обращаться с бытовыми приборами |
0 |
0 % |
Трудности в общении со специалистами (МФЦ, Сбербанк, отдел кадров, служба занятости, Пенсионный фонд и др.) |
10 |
17 % |
Незнание своих способностей |
1 |
2 % |
Трудности в поиске подходящей для меня работы |
8 |
13 % |
Трудности общения со слышащими людьми (конфликты, непонимание друг друга) |
8 |
13 % |
Неумение делать запросы в учреждениях (ФСС, комиссия, отдел кадров, служба занятости, Пенсионный фонд и др.) |
5 |
8 % |
Неумение вести себя в обществе |
1 |
2 % |
Неумение заботиться о своем здоровье |
1 |
2 % |
Я всему учился(ась) сам(а) |
23 |
38 % |
Нет проблем |
2 |
3 % |
Всего |
60 |
|
Самые актуальные проблемы в социализации — это трудности в общении со слышащими людьми и со специалистами различных институтов жизнеобеспечения, невозможность трудоустройства (ограничения при выборе профессии и трудности при устройстве на работу). Это связано с особенностями развития речи и мышления глухого человека.
Большинство родителей (38 %) самостоятельно решали проблемы при вступлении в самостоятельную жизнь после школы, потому что они были готовы к следующему жизненному этапу. Но есть проблемы, с которыми столкнулись выпускники с нарушением слуха (17 %). И это языковый барьер. До сих пор они испытывают трудности в общении со специалистами МФЦ, банка, службы занятости, Пенсионного фонда и др. В числе обследованных, которые испытывают трудности общения со слышащими людьми (конфликты, непонимание друг друга), — 13 % родителей, которые имеют нарушения слуха.
Отсюда можно сделать вывод, что в учебно-воспитательном процессе необходимо сделать акцент на развитие всех видов речи (устная, письменная, устно-дактильная) с применением вспомогательного средства образования — жестового языка. В процессе речевой деятельности необходимо развивать формы устной речи: разговорная, монологическая, диалогическая, связная. Следует расширить на индивидуальных коррекционных занятиях работу по формированию речевых умений: отвечать на вопросы собеседника, формулировать вопросы, связно излагать свою мысль словами, расширять словарный запас, внятно и членораздельно говорить, считывать с губ знакомые фразы.
6. Разговариваете ли Вы дома с ребенком о том, кем Вы работаете и где Вы работаете?
Большинство родителей (87 %) разговаривают дома с ребенком о том, кем и где они работают. Следует помочь родителям первоклассников, которые затруднились ответить на этот вопрос (5 %), и родителям, которые в силу своих семейных проблем не ведут таких бесед дома.
7. Кто (что) в наибольшей степени повлиял(о) на Ваш выбор профессии? (выберите не более трех пунктов)
Вдохновители в выборе |
Количество |
Процентное |
Отец |
4 |
6 % |
Мать |
10 |
15 % |
Другие члены семьи |
7 |
10 % |
Встречи с представителями профессии |
2 |
3 % |
Встречи с представителями учебных учреждений |
4 |
6 % |
Учителя в школе |
10 |
15 % |
Учителя и преподаватели учреждений дополнительного образования |
6 |
9 % |
Друзья |
4 |
6 % |
Реклама (СМИ) |
0 |
|
Собственный опыт трудовой деятельности |
4 |
6 % |
Выбрали самостоятельно, без всякой подсказки |
16 |
24 % |
|
67 человек |
100 % |
Очень важно подчеркнуть роль педагогов школы и дополнительного образования (21 %), которые оказали значительное влияние на выбор профессионального пути учащихся. Также 9 % родителей помнят встречи с представителями профессии и представителями учебных учреждений. Отсюда можно сделать вывод, что профориентационные встречи остаются актуальными. Рекомендуется проводить подобные встречи в нашей школе, привлекая родителей и друзей (6 %).
Полученные результаты отражают возрастные особенности подростков, которые, несмотря на выраженное стремление к самостоятельности в принятии решений, во многом зависимы от взрослых и нуждаются в их помощи и поддержке.
8. Что, по Вашему мнению, наиболее важно в Вашей жизни? (выберите не более трех вариантов ответов)
|
Количество |
Процентное соотношение (%) |
Престижная работа |
1 |
1 % |
Высокий доход |
7 |
7 % |
Семейное благополучие |
29 |
33 % |
Интересная работа |
19 |
20 % |
Возможность самореализации |
6 |
6 % |
Здоровье |
25 |
27 % |
Общественно-полезный труд |
6 |
6 % |
Итого |
93 |
100 % |
Не наблюдается снижения значимости труда («Интересная работа») среди родителей (20 %). У них актуальным и важным является здоровье (27 %) и семейное благополучие (33 %).
9. Что, по Вашему мнению, является залогом достижения успеха в жизни? (выберите не более трех пунктов)
|
Количество |
Процентное соотношение (%) |
Трудолюбие и упорство |
34 |
44 % |
Хорошее образование |
23 |
30 % |
Наличие связей (блат) |
2 |
2 % |
Наличие богатых родителей |
2 |
2 % |
Престижная профессия |
9 |
12 % |
Высокая квалификация |
8 |
10 % |
Итого |
78 |
100 % |
10. Какие трудовые ценности и личные качества Вы считаете наиболее важными? (выберите не более пяти)
Трудовые ценности |
Количество |
Процентное |
Трудолюбие |
31 |
20 % |
Честность |
25 |
15 % |
Чувство ответственности |
20 |
13 % |
Целеустремленность |
18 |
12 % |
Честолюбие |
9 |
5 % |
Прагматизм, работа |
4 |
2 % |
Стремление к высокому профессионализму |
10 |
6 % |
Пунктуальность |
2 |
1 % |
Исполнительность |
4 |
2 % |
Креативность |
5 |
3 % |
Решительность |
23 |
15 % |
Настойчивость |
11 |
6 % |
Итого |
162 |
100 % |
По мнению родителей залогом достижения успеха в жизни являются трудолюбие и упорство (44 %), хорошее образование (30 %), престижная профессия с высокой квалификацией (24 %). В связи с этим рекомендуется проводить профориентационные мероприятия с целью привлечения внимания детей к пониманию важности быть работящим и трудолюбивым человеком, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков, формировать такие качества характера как ответственность, целеустремленность, решительность.
11. Назовите любимые занятия (увлечения/хобби) Вашего ребенка.
Среди увлечений своих детей родители перечислили: рисование; делать видеоролики и фото; собирать сложные пазлы или лего; чтение книг; танцы; компьютерные игры; делать мыльные опыты; разборка и сборка игрушечных машин; выполнять мелкий ремонт в доме; шить одежду для куклы; вышивка; лепка; делать макияж и маникюр; изготавливать кукольную мебель из бумаги
и картона.
Судя по результатам анкетирования, при планировании профориентационной работы с глухими школьниками рекомендуется учитывать:
- мероприятия по формированию профессиональных интересов и склонностей (представление о крупных предприятиях города и области; профессии для неслышащих, современные профессии, профессии родителей,
профессии литературных героев; интересы по кружкам и секциям);
- мероприятия по трудовому воспитанию (профориентационные беседы и игры; формирование понятий о труде, о людях-героях труда, о служении Родине, о пользе обществу; субботники; общественно-полезный труд);
- нравственно-этические беседы по примерной тематике: «Как ты понимаешь слова — кто не работает, тот не ест», «Человек славен трудом», «Великие люди», «Достижения наших неслышащих автозаводцев», «Требовательность к себе», «Глухому нужно всегда работать над собой»;
- просветительские мероприятия: встречи-диалоги с родителями и представителями профессий; экскурсии; обсуждение книг, просмотр видеороликов и фильмов; выпуск стенгазеты.
А. А. СКОТНИКОВА, педагог-психолог ГКОУ «Школа-интернат для глухих детей» Приокского района, г. Нижний Новгород
Каким родители представляют будущее своих детей?
В ГКОУ «Школа-интернат для глухих детей» Приокского района г. Нижнего Новгорода было проведено анкетирование среди родителей с целью изучения профессиональных намерений глухих школьников. На 11 вопросов анкеты отвечали 64 человека, чьи дети учатся в 1—11-х классах. Среди родителей есть слышащие и не слышащие взрослые. Предлагаем вашему вниманию результаты этого опроса.
1. Какой путь получения профессии Вы рекомендуете своему ребенку? (нужное подчеркнуть)
Диаграмма показала, что получение среднего профессионального образования в колледже или техникуме является актуальным и важным для родителей и их детей.
В какие средние профессиональные заведения родители намерены отдать детей после школы?
Из числа обследованных родителей на выявление профессиональных желаний и намерений больше всего (46 %) предпочли поступление в ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж». Родители желают видеть своих детей в будущем программистами и товароведами-экспертами. Кроме этого, они хотят, чтобы глухие дети получили качественное среднее профессиональное образование.
На втором месте (22 %) — выбор на поступление в ГБПОУ социального обслуживания «Нижегородское училище-интернат», где глухие могут получить профессии: мастер по обработке цифровой информации, художник
росписи по дереву, делопроизводитель. В этом заведении создаются условия по доступной среде для студентов с нарушением слуха.
На третьем месте (17 %) — поступление в Учебный центр «Корпоративный университет» (ОАО «ГАЗ»). Родители желают видеть своих детей после такого обучения рабочими: токарями и фрезеровщиками, обрубщиками и слесарями. Кроме этого, на ОАО «ГАЗ» функционирует служба по работе с инвалидами по слуху — способствуют взаимодействию с коллегами с помощью переводчика на русский жестовый язык (РЖЯ). Еще родители понимают, что глухие могут работать не только на автозаводе, но и на других известных нижегородских предприятиях: «Красное Сормово», машиностроительный завод, «Красная Этна» и т. д.
На четвертом месте (9 %) — поступление в МРЦ (ФКПОУ «Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж)» Министерства труда и социальной защиты РФ). Родители знают, что здесь глухим детям учиться по специальности «Дизайн» комфортнее, нежели в художественном колледже среди слышащих. В этом заведении обучаются студенты, в основном пользуясь переводчиком на РЖЯ. Привлекает и то, что опытные педагоги много уделяют внимания ребятам с нарушением слуха.
7 % родителей желают, чтобы их дети учились в техникуме поварскому и кондитерскому делу.
2. В какой профессии Вы хотели бы видеть своего ребенка?
У родителей выявлен высокий спрос на профессии слесаря, электромонтера, сварщика, водителя, квалифицированных рабочих. Также для выпускников нашей школы привлекательными остаются такие сферы деятельности, как медицина, пищевая промышленность, культура и искусство, предпринимательство.
Можно сделать вывод, что в профориентационной работе следует знакомить глухих детей с профессиями машиностроительного сектора, медицины, культуры и искусства. Стоит преподавать им основы правовой, финансовой и предпринимательской грамотности.
3. Какую именно профессию в будущем после окончания школы планирует выбрать Ваш ребенок?
Группы |
Профессии |
Всего |
% |
Технологические и техничес-кие профессии |
Квалифицированный рабочий — 9 Автослесарь — 6 Швея — 5 Столяр — 6 |
26 чел. |
22 % |
Профессии, связанные с предпринима- |
Предприниматель — 3 Таксист — 2 Парикмахер |
12 чел. |
10 % |
Медицинские профессии |
Зубной техник — 6 Медицинский Массажист — 2 |
10 чел. |
8 % |
Профессии, связанные |
Специалист |
18 чел. |
15 % |
Профессии, связанные |
Повар и кондитер — 9 |
9 чел. |
7 % |
Профессии, связанные |
Художник, дизайнер, Актер — 5 Садовник (ландшафтный дизайнер) — 2 Фотограф — 1 |
19 чел. |
17 % |
Профессии |
Профессиональный Педагог по работе с не слышащими детьми — 4 |
15 чел. |
13 % |
Профессии, связанные |
Архивариус — 2 Специалист почтового отделения — 1 Специалист по банковскому делу — 5 Кассир (товаровед, продавец, фасовщик) — 2 |
10 чел. |
8 % |
|
|
119 |
100 % |
Родителей глухих обучающихся больше всего (22 %) привлекают технологические и технические профессии: токарь на станках с ЧПУ, фрезеровщик, столяр, швея, слесарь, сварщик, мебельщик, водитель, а также профессии, связанные с культурой (17 %) и с использованием КТ (15 %).
4. Как вы считаете, стоит ли при организации образовательного процесса учитывать интересы ребенка, ориентировать его на подготовку к жизни в современном обществе?
Большинство родителей (75 %) считают, что при организации образовательного процесса надо учитывать интересы ребенка, ориентировать его на подготовку к жизни в современном обществе. 25 % родителей затруднились с ответом.
5. С какими проблемами вы столкнулись после школы?
Проблемы при вступлении |
Кол-во голосов |
Процентное соотношение |
Неумение готовить, стирать |
1 |
2 % |
Неумение безопасно обращаться с бытовыми приборами |
0 |
0 % |
Трудности в общении со специалистами (МФЦ, Сбербанк, отдел кадров, служба занятости, Пенсионный фонд и др.) |
10 |
17 % |
Незнание своих способностей |
1 |
2 % |
Трудности в поиске подходящей для меня работы |
8 |
13 % |
Трудности общения со слышащими людьми (конфликты, непонимание друг друга) |
8 |
13 % |
Неумение делать запросы в учреждениях (ФСС, комиссия, отдел кадров, служба занятости, Пенсионный фонд и др.) |
5 |
8 % |
Неумение вести себя в обществе |
1 |
2 % |
Неумение заботиться о своем здоровье |
1 |
2 % |
Я всему учился(ась) сам(а) |
23 |
38 % |
Нет проблем |
2 |
3 % |
Всего |
60 |
|
Самые актуальные проблемы в социализации — это трудности в общении со слышащими людьми и со специалистами различных институтов жизнеобеспечения, невозможность трудоустройства (ограничения при выборе профессии и трудности при устройстве на работу). Это связано с особенностями развития речи и мышления глухого человека.
Большинство родителей (38 %) самостоятельно решали проблемы при вступлении в самостоятельную жизнь после школы, потому что они были готовы к следующему жизненному этапу. Но есть проблемы, с которыми столкнулись выпускники с нарушением слуха (17 %). И это языковый барьер. До сих пор они испытывают трудности в общении со специалистами МФЦ, банка, службы занятости, Пенсионного фонда и др. В числе обследованных, которые испытывают трудности общения со слышащими людьми (конфликты, непонимание друг друга), — 13 % родителей, которые имеют нарушения слуха.
Отсюда можно сделать вывод, что в учебно-воспитательном процессе необходимо сделать акцент на развитие всех видов речи (устная, письменная, устно-дактильная) с применением вспомогательного средства образования — жестового языка. В процессе речевой деятельности необходимо развивать формы устной речи: разговорная, монологическая, диалогическая, связная. Следует расширить на индивидуальных коррекционных занятиях работу по формированию речевых умений: отвечать на вопросы собеседника, формулировать вопросы, связно излагать свою мысль словами, расширять словарный запас, внятно и членораздельно говорить, считывать с губ знакомые фразы.
6. Разговариваете ли Вы дома с ребенком о том, кем Вы работаете и где Вы работаете?
Большинство родителей (87 %) разговаривают дома с ребенком о том, кем и где они работают. Следует помочь родителям первоклассников, которые затруднились ответить на этот вопрос (5 %), и родителям, которые в силу своих семейных проблем не ведут таких бесед дома.
7. Кто (что) в наибольшей степени повлиял(о) на Ваш выбор профессии? (выберите не более трех пунктов)
Вдохновители в выборе |
Количество |
Процентное |
Отец |
4 |
6 % |
Мать |
10 |
15 % |
Другие члены семьи |
7 |
10 % |
Встречи с представителями профессии |
2 |
3 % |
Встречи с представителями учебных учреждений |
4 |
6 % |
Учителя в школе |
10 |
15 % |
Учителя и преподаватели учреждений дополнительного образования |
6 |
9 % |
Друзья |
4 |
6 % |
Реклама (СМИ) |
0 |
|
Собственный опыт трудовой деятельности |
4 |
6 % |
Выбрали самостоятельно, без всякой подсказки |
16 |
24 % |
|
67 человек |
100 % |
Очень важно подчеркнуть роль педагогов школы и дополнительного образования (21 %), которые оказали значительное влияние на выбор профессионального пути учащихся. Также 9 % родителей помнят встречи с представителями профессии и представителями учебных учреждений. Отсюда можно сделать вывод, что профориентационные встречи остаются актуальными. Рекомендуется проводить подобные встречи в нашей школе, привлекая родителей и друзей (6 %).
Полученные результаты отражают возрастные особенности подростков, которые, несмотря на выраженное стремление к самостоятельности в принятии решений, во многом зависимы от взрослых и нуждаются в их помощи и поддержке.
8. Что, по Вашему мнению, наиболее важно в Вашей жизни? (выберите не более трех вариантов ответов)
|
Количество |
Процентное соотношение (%) |
Престижная работа |
1 |
1 % |
Высокий доход |
7 |
7 % |
Семейное благополучие |
29 |
33 % |
Интересная работа |
19 |
20 % |
Возможность самореализации |
6 |
6 % |
Здоровье |
25 |
27 % |
Общественно-полезный труд |
6 |
6 % |
Итого |
93 |
100 % |
Не наблюдается снижения значимости труда («Интересная работа») среди родителей (20 %). У них актуальным и важным является здоровье (27 %) и семейное благополучие (33 %).
9. Что, по Вашему мнению, является залогом достижения успеха в жизни? (выберите не более трех пунктов)
|
Количество |
Процентное соотношение (%) |
Трудолюбие и упорство |
34 |
44 % |
Хорошее образование |
23 |
30 % |
Наличие связей (блат) |
2 |
2 % |
Наличие богатых родителей |
2 |
2 % |
Престижная профессия |
9 |
12 % |
Высокая квалификация |
8 |
10 % |
Итого |
78 |
100 % |
10. Какие трудовые ценности и личные качества Вы считаете наиболее важными? (выберите не более пяти)
Трудовые ценности |
Количество |
Процентное |
Трудолюбие |
31 |
20 % |
Честность |
25 |
15 % |
Чувство ответственности |
20 |
13 % |
Целеустремленность |
18 |
12 % |
Честолюбие |
9 |
5 % |
Прагматизм, работа |
4 |
2 % |
Стремление к высокому профессионализму |
10 |
6 % |
Пунктуальность |
2 |
1 % |
Исполнительность |
4 |
2 % |
Креативность |
5 |
3 % |
Решительность |
23 |
15 % |
Настойчивость |
11 |
6 % |
Итого |
162 |
100 % |
По мнению родителей залогом достижения успеха в жизни являются трудолюбие и упорство (44 %), хорошее образование (30 %), престижная профессия с высокой квалификацией (24 %). В связи с этим рекомендуется проводить профориентационные мероприятия с целью привлечения внимания детей к пониманию важности быть работящим и трудолюбивым человеком, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков, формировать такие качества характера как ответственность, целеустремленность, решительность.
11. Назовите любимые занятия (увлечения/хобби) Вашего ребенка.
Среди увлечений своих детей родители перечислили: рисование; делать видеоролики и фото; собирать сложные пазлы или лего; чтение книг; танцы; компьютерные игры; делать мыльные опыты; разборка и сборка игрушечных машин; выполнять мелкий ремонт в доме; шить одежду для куклы; вышивка; лепка; делать макияж и маникюр; изготавливать кукольную мебель из бумаги
и картона.
Судя по результатам анкетирования, при планировании профориентационной работы с глухими школьниками рекомендуется учитывать:
- мероприятия по формированию профессиональных интересов и склонностей (представление о крупных предприятиях города и области; профессии для неслышащих, современные профессии, профессии родителей,
профессии литературных героев; интересы по кружкам и секциям);
- мероприятия по трудовому воспитанию (профориентационные беседы и игры; формирование понятий о труде, о людях-героях труда, о служении Родине, о пользе обществу; субботники; общественно-полезный труд);
- нравственно-этические беседы по примерной тематике: «Как ты понимаешь слова — кто не работает, тот не ест», «Человек славен трудом», «Великие люди», «Достижения наших неслышащих автозаводцев», «Требовательность к себе», «Глухому нужно всегда работать над собой»;
- просветительские мероприятия: встречи-диалоги с родителями и представителями профессий; экскурсии; обсуждение книг, просмотр видеороликов и фильмов; выпуск стенгазеты.
Практика школьного воспитания № 1, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: