Учебно-методический ресурсный центр: возможности профессионального самоопределения
И. Г. ГАРАЕВА,
учитель трудового обучения,
руководитель учебно-методического ресурсного центра
по технологическому образованию ГКОУ КШ № 8, г. Арзамас
Учитель коррекционной школы работает с особой категорией детей, имеющих различные нарушения, и, как следствие, низкий уровень мотивации к учебе и труду, слабую познавательную активность, узкий круг интересов, своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы, что затормаживает и затрудняет познание окружающего мира, социальную адаптацию и дальнейшее трудоустройство. Основная задача коррекционной школы — социально-бытовая и социально-трудовая адаптация детей с интеллектуальными нарушениями для последующей интеграции их в общество.
В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, меняется и рынок труда. На современном этапе развития общества одна из важнейших задач — подготовка специалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики, поэтому вся система профориентационной работы школы нацелена на формирование профессионального самоопределения обучающихся посредством специально организованной деятельности.
С 2019 года ГКОУ КШ № 8 г. Арзамаса является участником проекта «Доброшкола» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Нашей целью стало обновление и расширение предметной области «Технология», в том числе содержания двух преподаваемых профессионально-трудовых профилей — «Рабочий по комплексному обслуживанию здания», «Строительное дело», и разработка и введение нового профиля — «Персонал сферы обслуживания». Вместо традиционной ориентации на приобретение одной профессии обучение по новым комплексным профилям рассчитано на овладение несколькими рабочими специальностями, схожими по виду выполняемых работ. В процессе отбора содержания профилей ориентировались на спектр рабочих специальностей, которые не только востребованы сегодня, но и будут перспективными завтра. Учитывались следующие критерии: работа, не требующая специальной квалификации, возможность обучения на рабочем месте, гибкий график, доступность для выпускников коррекционной школы. Программы составлены с учетом современных требований к деятельности представителей рабочих профессий, к персоналу сферы обслуживания, с учетом появления новых средств, материалов, механизмов труда.
Программа обновленного профиля «Рабочий по обслуживанию здания» предполагает подготовку универсального специалиста, который может совмещать обязанности слесаря, электрика, каменщика, штукатура, маляра, столяра, дворника, уборщика. Изучение основ ремонтно-строительных работ и технологии их выполнения, видов материалов, назначения и устройства инструментов, механизмов и оборудования для выполнения этих работ дает возможность трудоустройства выпускников в управляющие компании и другие соответствующие организации.
По обновленной программе трудового профиля «Строительное дело» учащиеся получат навыки штукатура, маляра, каменщика, плиточника-облицовщика. Программа предполагает изучение операций окраски различных поверхностей, свойств и способов нанесения краски, работу с простой и улучшенной штукатуркой, знакомство с видами кирпичной кладки, плиточных работ, отделкой поверхности декоративными составами. Строительные профессии всегда востребованы на рынке труда, и наши выпускники смогут и выполнять работы, необходимые в повседневной жизни, и трудоустраиваться по названным специальностям.
Новый комплексный профиль для девочек «Персонал сферы обслуживания» — это обучение по модулям: горничная, официантка, помощник воспитателя, санитарка, кастелянша, и оно рассчитано на овладение несколькими профессиями, схожими по виду выполняемых работ, что позволит расширить возможности дальнейшего трудоустройства.
Подготовленность к самостоятельной жизни и труду выпускников с интеллектуальными нарушениями во многом определяется умением действовать в новых условиях, способностью выполнять трудовые задания при изменении ситуации, решать возникающие проблемы в быстроменяющихся условиях, а, следовательно, характеризуется степенью владения гибкими профессиональными навыками, что способствует развитию функциональной грамотности. Современное общество и экономика делают запрос именно на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам.
Участие в проекте «Доброшкола» позволило обновить нашу материально-техническую базу: приобретены современное оборудование, механизмы и инструменты; проведен капитальный и декоративный ремонт помещений мастерских трудового обучения. Комплексное использование материально-технической базы при овладении смежными профессиями позволяет осуществлять преемственность при отработке общетрудовых навыков, реализовывать полученные знания на практике, закреплять уже усвоенные трудовые приемы.
Результатом деятельности в рамках реализации проекта «Доброшкола» стали не только модернизация предметной области «Технология», но и создание на базе нашей школы учебно-методического ресурсного центра по технологическому образованию обучающихся (Ресурсный центр). Основной целью его деятельности является обобщение и распространение эффективного педагогического опыта, оказание методической и консультативной помощи педработникам, учащимся и их родителям по вопросам технологического образования детей с интеллектуальными нарушениями.
Основные направления деятельности Ресурсного центра — координационное, информационное, методическое, организационно-массовая деятельность и развитие социального партнерства, психолого-педагогическое сопровождение.
Проводится регулярное информирование родителей, коллег и социальных партнеров по вопросам работы центра. Проходящие события, экскурсии освещаются также на сайте школы, в социальных сетях, СМИ. Рабочей группой педагогов Ресурсного центра разработаны памятки и буклеты по профессиональному самоопределению детей, методические материалы для родителей и учителей — они используются при проведении родительских собраний, размещены на официальном сайте школы, в электронном дневнике.
Были проведены круглые столы с методистами, специалистами и мастерами ГБПОУ «Областной многофункциональный техникум» (р. п. Вознесенское Нижегородской области) и ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних городского округа город Арзамас», на которых коллеги обменялись опытом профориентационной работы с детьми с ОВЗ, проблемами организации и постшкольного сопровождения выпускников, рассказали о направлениях деятельности, приглашали ребят продолжить обучение на базе этих образовательных учреждений. Присутствовавшие родители задали интересующие их вопросы по обучению будущих студентов.
Для успешной деятельности Ресурсного центра была обновлена система социального партнерства школы, возобновили утраченные связи, наладили новые контакты. Заключили договоры о сетевом взаимодействии и оказании двухсторонней методической и консультативной помощи с предприятиями и организациями города. Обновленная система социального партнерства включает и крупнейшие заводы, и предприятия малого бизнеса, а также различные организации городской инфраструктуры. Ежегодно банк партнеров пополняется, например, в 2023 году заключен договор о сотрудничестве с ОАО «Рикор Электороникс», производственным объединением ООО «Автопровод», ООО «Швейная фабрика».
Тематические экскурсии, проводимые в рамках организационно-массового направления деятельности Ресурсного центра, знакомят школьников с условиями и характером работы предприятий, рабочими профессиями и специальностями основного производства, оборудованием отдельных цехов, спецификой работы, режимом труда.
Яркие впечатления остались у ребят от посещения одного из крупных градообразующих предприятий — ОАО «Рикор Электороникс». Оно производит широкий спектр электронных изделий и компонентов, IT-продукции, выполняет заказы ряда крупных промышленных, транспортных и нефтегазовых компаний, ведущих автомобильных концернов России. О деятельности предприятия, производимой продукции сообщил заместитель главного технолога; начальник отдела кадров рассказал о специалистах, востребованных на заводе в данный момент, о предоставлении и заполнении необходимых документов для трудоустройства.
Заинтересовало учащихся и их родителей посещение ООО «Автопровод», где инженер-реабилитолог предприятия рассказал, что это производственное объединение — не только динамично развивающаяся компания, предоставляющая большое количество мест для трудоустройства, но и социальноориентированная организация, где реализуется программа реабилитации инвалидов, и создаются все условия для комфортной работы, обучения и проведения свободного времени людей с ОВЗ.
Большое впечатление произвела на девочек экскурсия на ООО «Швейная фабрика», где они, наблюдая за работой большого коллектива, увидели в действии бригадный метод и пооперационное разделение труда, познакомились с работой современного оборудования, производственных швейных машин, с технологическим процессом создания швейных изделий.
Большую роль в формировании жизненных компетенций наших учеников играет также знакомство с деятельностью Центра занятости населения, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. о. г. Арзамаса, детского сада № 50, Арзамасского техникума строительства и предпринимательства, кафе «Экспресс», строительной базы «Дока».
Подобные экскурсии способствуют политехническому обучению ребят, помогают раскрыть связь теории и практики, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков, с технологическими процессами, позволяет увидеть слаженную работу коллектива, взаимодействие сотрудников. Завершается каждая экскурсия обработкой собранных сведений: учащиеся с педагогами анализируют, обобщают и систематизируют полученную информацию. С целью оценки эффективности усвоения материала проводится анкетирование, ведется мониторинг формирования профессионального самоопределения, что помогает корректировать дальнейшую работу.
Посещение предприятий и организаций позволяет нашим ученикам разобраться в современном мире профессий, не ограничиваясь специальностями, изучаемыми в школе. Одна из задач Ресурсного центра — помочь им выбрать подходящую сферу трудовой деятельности, целевой ориентир, оказать помощь в построении жизненной траектории.
Волонтеры Центра развития добровольчества «Мой город» в рамках реализации городского проекта по профориентации «VR-Профи» провели на базе школы цикл тематических экскурсий с использованием виртуальных очков 3D-панорамы. Виртуальная экскурсия представляет собой способ знакомства с объектами окружающего мира без посещения самого места, применяя компьютерные технологии. Это одна из новейших и эффективных форм ознакомления, вовлечения и мотивации детей к выбору профессии.
Различные формы профориентационных мероприятий (Недели трудового обучения, социальные проекты, Дни открытых дверей, семинары, «круглые столы» и др.) неразрывно связаны и пересекаются друг с другом, помогая не только ученикам, но и их родителям ориентироваться в рабочих профессиях и специальностях, востребованных на городском рынке труда и доступных выпускникам нашей школы.
Стабильно высокий процент и разнообразие направлений трудоустройства свидетельствуют об эффективности используемых технологий, результативности работы Ресурсного центра и системы профориентационной деятельности школы в целом для социальной и профессиональной адаптации наших выпускников.
Практика школьного воспитания № 1, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: