Ваш «ТеМП» не дает нам жить спокойно! А когда будет следующий?
С. А. МИХАЙЛОВА-ЛИСТРЕМ,
методист МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества»,
г. Саров
Городской конкурс театрализованной профориентации «Театральный марафон профессий» («ТеМП») проводится в Сарове с 2017 года в рамках широкоформатного проекта «Профтренд». Идея родилась в ходе реализации мероприятий инженерно-технической направленности проекта «Школа Росатома» и конкурс стал удачным примером синтеза стандартов «Школы Росатома» и подходов, практикуемых в театральной среде. Бессменный организатор «ТеМПа» — Дворец детского творчества. Здесь есть база и ресурсы, необходимые для полномасштабного действия, и люди, способные придумать каждый год что-то новое, вдохновить опытные команды и помочь новичкам.
Наша стратегическая «цель дальнего действия» — формирование положительного образа широкого спектра профессий для последующего самоопределения детей и подростков. Тактическая ежегодная — пополнение библиотеки сценариев и медиатеки театральных профориентационных миниатюр в исполнении воспитанников детских садов, учащихся школ и их родителей.
«ТеМП» — это творческий метод воспитания ценностного отношения к труду, знакомства воспитанников детских садов и учащихся 1—5-х классов с разнообразными профессиями, их популяризация и формирование положительного образа для последующей профориентации подрастающего поколения. Конкурс помогает стимулировать интерес детей к разным сферам деятельности, развивать их творческие способности, а еще мотивирует к занятиям в театральных студиях и кружках. Как показала практика, участие родителей в процессе создания театральных миниатюр тоже не проходит бесследно. Мамы и папы открывают в себе новые качества; кто-то впервые выходит на сцену, преодолевая смущение и другие внутренние барьеры; кто-то решает, что обязательно должен дойти по победы и участвует сначала с ребенком-детсадовцем, потом с ним — уже школьником. А педагоги получают отличные авторские методические материалы для последующего использования в работе по профориентации с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
В основе марафона — свободный диалог «ребенок-родитель-педагог», любовь и уважение к каждой личности, движение ребенка от ступени пассивного наблюдения к ступени активного созидания. Системообразующим фактором выступает творческая деятельность, при этом важен не только ее результат (итоги конкурса), но и процесс: какие новые знания и навыки получает каждый участник в ходе подготовки выступления. Важными воспитательными моментами являются укрепление коллективного духа, творческое содружество детей и взрослых, занятых в конкурсе. В роли воспитателей (наставников) выступают как педагоги образовательных организаций, так и родители, занятые совместным созданием мини-спектакля о той или иной профессии.
Каждый год я, как куратор конкурса, добавляю что-то новое в перечень условий. Например, в первом «ТеМПе» участвовали команды только из детских садов. Это два ребенка и два родителя, всего четыре человека. Для своего выступления они могли самостоятельно выбрать любое направление профессиональной деятельности человека в соответствии с классификацией типов профессий
Е. А. Климова: «человек — природа», «человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ», «человек — человек». Или взять профессию будущего из «Атласа новых профессий» (http://atlas100.ru).
Некоторые команды, чтобы упростить себе задачу, использовали готовые сценарии из глобальной сети Интернет, и получилось в оценочных листах по два пожарных, повара, врача… Это было не очень хорошо.
Для исключения подобных ситуаций с 2018 года мы стали конкретизировать некоторые моменты. Например, каждый раз посвящали конкурс важным датам и событиям: Году театра или Году села, Году языков коренных народов России или Году искусства и народного творчества в Нижегородской области, Году педагога и наставника, 800-летию Нижнего Новгорода и т. д.
В 2019 году список участников пополнили команды учеников начальных классов, затем мы пригласили пятиклассников, а с четвертого конкурса (2020 год) ввели сис-
тему жеребьевки. Команды случайным образом выбирали профессию и орудие труда. И с этого момента все сценарии стали авторскими и уникальными. После жеребьевки получались очень необычные сочетания: «командир гражданс-
кого авиалайнера — молоток», «мастер по керамике — перископ», «актер театра — стетоскоп», «кок — скафандр», «военный врач — гитара». Группы поддержки мастерили реквизит и костюмы, а некоторые команды даже обновляли состав, чтобы максимально точно выполнить полученное задание. Например, нужен был взрослый, не столько поющий, сколько играющий на гитаре, и маму «меняли» на дедушку…
В 2021-м к профессии и орудию труда добавилась третья позиция — регион (область России или район Нижегородской области). И горизонты для творчества еще расширились. Представьте, как интересно можно соединить позиции «директор школы — колбы/пробирки — Санкт-Петербург», «рок-певец — молоток — Мордовия», «педагог-психолог — канат — Якутия» или «мультипликатор — бубен — Карелия»! К слову, про Якутию. Это сочетание досталось детскому саду ¹ 30, где работает удивительный музыкальный руководитель Диана Расимовна Ахметжанова. Она написала историю про маму-психолога и ее детей, к которым приходит в гости Чысхаан, якутский Дед Мороз. А один из его подарков — канат дружбы. Их шикарному выступлению стоя аплодировали и зрители, и члены жюри.
Надо сказать, что наши педагоги и родители, авторы сценариев и режиссеры-постановщики постоянно поражают жюри и зрителей своими находками, удачными текстами, яркими образами, поэтому регулярно увеличивается и список специальных призов. Если первоначально были только победитель и два призера, то сейчас уже есть: «За разнообразие художественных приемов», «За драйв», «За яркий национальный колорит», «За лучший драматургический материал», «За самый добрый посыл», «За зрелищность постановки» «За многолетнее творчество и креативный подход». Конечно же, отмечается лучший актерский ансамбль, а также детская, мужская и женская роли.
Если говорить о механизме, то на начальном этапе конкурса (при обсуждении идеи будущего сценария) дети, родители и педагоги выступают в качестве исследователей: им нужно проанализировать и отразить в театрализованном представлении суть профессии, орудие труда и результат работы, а также учесть специфику региона. В ходе репетиций дети и взрослые еще больше объединяются вокруг общего дела. При этом дети, которые ранее были слабо мотивированы к участию в творческой деятельности, получают возможность проявить себя. Педагоги и родители тоже повышают собственную самооценку, раскрываясь и восхищая родных и близких.
На репетициях практически все впервые пробуют работать с микрофоном-гарнитурой, дети начинают разбираться в сценических терминах (авансцена, кулисы, реквизит, декорации и т. п.), взрослые стараются запомнить сценографию, переходы, повороты. Здесь царит кураж и легкое веселье. А уже в дни конкурсных показов (детские сады и школы выступают в разные дни из-за особенностей режима) проявляется волнение. И те, кто сумел сконцентрироваться, правильно настроился, выдают не только выученный текст, но и эмоции, наслаждаются происходящим, «растворяются» в своей роли. Это, пожалуй, самое ценное, кульминация конкурса.
Самый долгожданный этап конкурса — награждение. Церемония проводится через неделю после конкурсного показа. Время нам нужно для подготовки дипломов и призов. Важный момент — финансовые ресурсы. Средства для победителей и призеров «ТеМПа» выделяются из городского бюджета (15—20 тысяч рублей), а все специальные призы помогают обеспечить социальные партнеры и спонсоры. Например, Саровский драматический театр в течение шести лет выделял билеты на спектакли всем финалистам, детям и родителям. В 2023 году все участники конкурса получили пригласительные билеты в планетарий технопарка «Саров» и на новогодний спектакль объединения «Театральный интенсив» Дворца детского творчества. Средства массовой информации — радио «Говорит Саров», телерадиокомпания «Канал-16», редакция газеты «Городской курьер» — вручают сертификаты на участие в программах или публикации. Индивидуальные предприниматели города предоставляют подарки по своему виду деятельности (шоколад, букеты цветов, игрушки и т. д.). Кроме того, все финалисты, призеры и победители получают персональные дипломы, а педагоги, подготовившие команды, — благодарственные письма департамента образования.
Конечно, ведется плотное информационное сопровождение конкурса. Новости о репетициях и конкурсных показах, о награждении и списки лучших размещаются на сайтах и в группах социальной сети ВКонтакте городского департамента образования (2023 год — https://vk.com/wall-160471063_3754), Дворца детского творчества (в разные годы — https://vk.com/wall-113582959_5243, https://vk.com/wall-113582959_5229, https://vk.com/wall-113582959_5222, https://vk.com/wall-113582959_3216, https://vk.com/wall-113582959_3197, https://vk.com/wall-209599585_992), в саровских СМИ (2023 год — https://vk.com/wall-35911547_548838) и в изданиях Госкорпорации «Росатом».
В 2024-м «Театральный марафон профессий» пройдет в восьмой раз и будет посвящен Году семьи и 300-летию Российской академии наук. Очень любопытные могут получиться сочетания профессий, сферы их применения и национальных особенностей. В октябре посмотрим и оценим!
Практика школьного воспитания № 1, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: