Игровые технологии в профориентационной работе

И. И. МАЛЬКОВА, педагог дополнительного образования  МБУДО «Станция юных техников», г. Саров

С. В. ЖУКАЕВА, старший методист МБУДО «Станция юных техников», г. Саров

 

Перед образовательной системой стоит непростая задача — формирование и развитие мобильной личности, способной к обучению на протяжении всей жизни, переходя к выбору будущей профессии. Поэтому главная задача педагога — научить ребенка учиться.

Для решения этой задачи необходим подбор соответствующих технологий и разработка педагогических и организационных средств. Игровые технологии в профориентационной работе с детьми помогают интересно и увлекательно в доступной ненавязчивой форме получать новые знания. Один из главных принципов игровых технологий — ориентация на практику. Детям сложно воспринимать теорию, им проще обучиться чему-то в ходе какой-либо деятельности, что в дальнейшем может стать стимулом для последующих шагов и действий на пути к профессиональному и личност-
ному самоопределению учащихся.

В современном аспекте игровые технологии могут включать в себя ряд специфических признаков:

- акцент на увлечение, то есть вызов интереса к развитию новых навыков и накоплению знаний;

- акцент на развлечение предполагает возникновение удовольствия, которое влечет за собой удержание интереса к новому, а также снятие психологической нагрузки;

- акцент на современность, который включает современную технологию мультимедиа — совокупность всех видов информации (графической, звуковой, видео).

Для организации и проведения обучающих мероприятий с развлекательным компонентом необходимо создание определенных условий и включение основных компонентов: реквизит (карточки, стикеры, чек-листы, игрушки и т. д.); медиа (видео, фото, чаты, музыка, презентации и т. д.); игровая метафора — вымышленный мир и сюжет, который в нем развивается; пространство (музей, библиотека, аудитория, актовый зал и т. д.); ведущий — человек, который помогает погрузиться в сюжет игры.

Следовательно, используя современные игровые технологии можно понятно, увлекательно и доступно формировать интерес к миру профессий.

Одним из модулей программы инженерного воспитания МБУДО «Станция юных техников» г. Сарова «Техноквест» является модуль «Профориентация», который включает в себя воплощение системообразующих ценностей через практику сотворчества, психологическую поддержку, общение, взаимодействие. Профориентационная работа на станции юных техников проводится не только с учащимися учреждения дополнительного образования, но и в рамках социального проекта «Дети. Дружба. Творчество».

Этот проект — модель сетевого взаимодействия специального (коррекционного) образовательного учреждения и учреждения дополнительного образования. Он включает несколько направлений, одно из которых «Мы вместе»: организация мероприятий технической и художественной направленности педагогами и учащимися-помощниками МБУДО «Станция юных техников» для детей с ОВЗ и организация совместных мероприятий для нормативно развивающихся детей и детей с особыми образовательными возможностями.

 

 

 

 

В рамках социального проекта «Дети. Дружба. Творчество» была организована и проведена интерактивная познавательная программа «Мир профессий», в основе которой лежит взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры для решения задач разного уровня проблемности.

Ее цель — ознакомление учащихся с определенными профессиями и их особенностями.

При проведении этой познавательной программы организаторы решали основные задачи:

- расширить представления о мире профессий;

- дать первичное представление о государственной организации, направленной на содействие получения информации о вакансиях рабочих мест и дальнейшем трудоустройстве — «центр занятости»;

- познакомить со строительными профессиями (каменщик, кровельщик), профессией игрушечной промышленности (сборщик игрового оборудования), профессией экодизайнера (специалисты по украшению городской среды) и необходимыми навыками для успешной карьеры в выбранной области;

- стимулировать социальную, творческую и интеллектуальную активность учащихся;

- активизировать познавательную деятельность детей;

- развивать конструкторские навыки;

- воспитывать позитивное отношение к людям разных профессий.

Интерактивная познавательно-игровая программа представляет собой совокупность игровой, познавательной и конструктивной деятельностей. Все они объединяются сюжетным ходом, который обеспечивает активизацию эмоциональной, мыслительной и творческой деятельности учащихся. Сюжетной композицией мероприятия стало погружение в игровую атмосферу «центра занятости».

Проведению программы предшествовал подготовительный этап — обсуждение темы предстоящего мероприятия, содержания его конструктивной и познавательной части с учителями специализированного учреждения в соответствии с уровнем развития учащихся с ОВЗ: распределение обязанностей и ролевых действий в соответствии с ходом игры, подготовка необходимого оборудования и реквизита.

Одним из важных компонентов организации мероприятий с использованием игровых технологий является специально оборудованное место для их проведения.
С этой целью в актовом зале учреждения, как одной из игровых площадок мероприятия, были подготовлены атрибуты «центра занятости» — поставлены выставочные столы для демонстрации творческих работ детей с маркерами игровых площадок: «Робоблок», «Эко-дизайн», «Строй».

 

 

 

 

На экран была выведена заставка в программе Power Point «В мире профессий». Для организации и проведения конструктивной деятельности в аудиториях-«мастерских» подготовили рабочие столы и конструкторы. Для соревновательной деятельности сделана на полу разметка «старт-финиш», а учащимися объединения «Робототехника» СЮТ были изготовлены автомодели из деталей робототехнического конструктора «HUNA MRT».

Ролевые обязанности были распределены между всеми участниками: учителя коррекционного учреждения выступали в роли профконсультантов. В их обязанности входила психологическая поддержка и педагогическая помощь учащимся. Педагоги Станции юных техников взяли на себя игровые роли — «специалист центра занятости» и «работодатель», ученики коррекционного учреждения выступали в роли «соискателей».

После приветственной речи ведущего, выступающего в роли специалиста центра занятости, детям была предложена интерактивная игра «В мире профессий», которая направлена на актуализацию знаний детей о профессиях посредством игровых заданий «Закончи предложение», «Кто я по профессии?», «Загадки и ребусы о профессиях».

В последующей беседе выяснили желания детей о выборе профессий. Ведущий рассказал о существующей проблеме трудоустройства и путях ее решения. Ребята с помощью обучающего мультфильма «Калейдоскоп профессий» (серия «Центр занятости») познакомились с организацией, помогающей людям найти работу, а при необходимости предлагающей начать обучение новой специальности.

Игровой ход программы продолжили педагоги, выполняющие роли работодателей, проведя рекламную кампанию своих организаций: «Строительная фирма», «Фабрика игрушек», «Дизайнерский отдел по украшению городской среды» Они подробно рассказали о профессиях, которые востребованы в их организации: каменщик и кровельщик в строительстве; сборщики игрушек; экодизайнеры для оформления городской среды. В ходе свободного выбора дети определили, какая профессия им более интересна и получили от работодателей эмблему соответствующих организаций: «Строй», «Робоблок», «Эко-дизайн». Каждая из них служила пропуском на обучающие игровые площадки — «мастерские», где под руководством педагогов и учителей проходила организация конструктивной деятельности.

 

 

 

 

В мастерской «Строй» из деталей пазового конструктора дети конструировали модели домов по предложенному образцу с элементами творчества. В мастерской «Робоблок» учащимся предстояло обучиться сборке моделей игрушек с помощью деталей робототехнического конструктора «HUNA MRT». В мастерской «Эко-дизайн» ребята конструировали модели искусственных елочек из деталей конструктора «Мозаика» для украшения городской среды к Новому году.

Заключительной частью игровой познавательной программы стала демонстрация созданных в «мастерских» моделей и закрепление полученных знаний в интерактивной викторине, где дети продемонстрировали знания специальных терминов, которые изучили в ходе работы.

Кульминационным моментом события стали командные автосоревнования с использованием радиоуправляемых моделей. Каждый учащийся коррекционного учреждения, взяв на себя роль «испытатель игрового оборудования», прошел трассу, выполнив фигуры «движение по прямой», «заезд в гараж».

Таким образом, применение игровых технологий в профориентационной работе для учащихся с особыми образовательными потребностями дает возможность передать знания в простой, понятной и увлекательной форме. С помощью данной технологии, конечно, сложно получить фундаментальные знания по новой профессии, но можно стать более эрудированным, получить новые или закрепить уже имеющиеся знания, развить умения и навыки.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм