Игровые технологии в профориентационной работе
И. И. МАЛЬКОВА, педагог дополнительного образования МБУДО «Станция юных техников», г. Саров |
С. В. ЖУКАЕВА, старший методист МБУДО «Станция юных техников», г. Саров |
Перед образовательной системой стоит непростая задача — формирование и развитие мобильной личности, способной к обучению на протяжении всей жизни, переходя к выбору будущей профессии. Поэтому главная задача педагога — научить ребенка учиться.
Для решения этой задачи необходим подбор соответствующих технологий и разработка педагогических и организационных средств. Игровые технологии в профориентационной работе с детьми помогают интересно и увлекательно в доступной ненавязчивой форме получать новые знания. Один из главных принципов игровых технологий — ориентация на практику. Детям сложно воспринимать теорию, им проще обучиться чему-то в ходе какой-либо деятельности, что в дальнейшем может стать стимулом для последующих шагов и действий на пути к профессиональному и личност-
ному самоопределению учащихся.
В современном аспекте игровые технологии могут включать в себя ряд специфических признаков:
- акцент на увлечение, то есть вызов интереса к развитию новых навыков и накоплению знаний;
- акцент на развлечение предполагает возникновение удовольствия, которое влечет за собой удержание интереса к новому, а также снятие психологической нагрузки;
- акцент на современность, который включает современную технологию мультимедиа — совокупность всех видов информации (графической, звуковой, видео).
Для организации и проведения обучающих мероприятий с развлекательным компонентом необходимо создание определенных условий и включение основных компонентов: реквизит (карточки, стикеры, чек-листы, игрушки и т. д.); медиа (видео, фото, чаты, музыка, презентации и т. д.); игровая метафора — вымышленный мир и сюжет, который в нем развивается; пространство (музей, библиотека, аудитория, актовый зал и т. д.); ведущий — человек, который помогает погрузиться в сюжет игры.
Следовательно, используя современные игровые технологии можно понятно, увлекательно и доступно формировать интерес к миру профессий.
Одним из модулей программы инженерного воспитания МБУДО «Станция юных техников» г. Сарова «Техноквест» является модуль «Профориентация», который включает в себя воплощение системообразующих ценностей через практику сотворчества, психологическую поддержку, общение, взаимодействие. Профориентационная работа на станции юных техников проводится не только с учащимися учреждения дополнительного образования, но и в рамках социального проекта «Дети. Дружба. Творчество».
Этот проект — модель сетевого взаимодействия специального (коррекционного) образовательного учреждения и учреждения дополнительного образования. Он включает несколько направлений, одно из которых «Мы вместе»: организация мероприятий технической и художественной направленности педагогами и учащимися-помощниками МБУДО «Станция юных техников» для детей с ОВЗ и организация совместных мероприятий для нормативно развивающихся детей и детей с особыми образовательными возможностями.
В рамках социального проекта «Дети. Дружба. Творчество» была организована и проведена интерактивная познавательная программа «Мир профессий», в основе которой лежит взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры для решения задач разного уровня проблемности.
Ее цель — ознакомление учащихся с определенными профессиями и их особенностями.
При проведении этой познавательной программы организаторы решали основные задачи:
- расширить представления о мире профессий;
- дать первичное представление о государственной организации, направленной на содействие получения информации о вакансиях рабочих мест и дальнейшем трудоустройстве — «центр занятости»;
- познакомить со строительными профессиями (каменщик, кровельщик), профессией игрушечной промышленности (сборщик игрового оборудования), профессией экодизайнера (специалисты по украшению городской среды) и необходимыми навыками для успешной карьеры в выбранной области;
- стимулировать социальную, творческую и интеллектуальную активность учащихся;
- активизировать познавательную деятельность детей;
- развивать конструкторские навыки;
- воспитывать позитивное отношение к людям разных профессий.
Интерактивная познавательно-игровая программа представляет собой совокупность игровой, познавательной и конструктивной деятельностей. Все они объединяются сюжетным ходом, который обеспечивает активизацию эмоциональной, мыслительной и творческой деятельности учащихся. Сюжетной композицией мероприятия стало погружение в игровую атмосферу «центра занятости».
Проведению программы предшествовал подготовительный этап — обсуждение темы предстоящего мероприятия, содержания его конструктивной и познавательной части с учителями специализированного учреждения в соответствии с уровнем развития учащихся с ОВЗ: распределение обязанностей и ролевых действий в соответствии с ходом игры, подготовка необходимого оборудования и реквизита.
Одним из важных компонентов организации мероприятий с использованием игровых технологий является специально оборудованное место для их проведения.
С этой целью в актовом зале учреждения, как одной из игровых площадок мероприятия, были подготовлены атрибуты «центра занятости» — поставлены выставочные столы для демонстрации творческих работ детей с маркерами игровых площадок: «Робоблок», «Эко-дизайн», «Строй».
На экран была выведена заставка в программе Power Point «В мире профессий». Для организации и проведения конструктивной деятельности в аудиториях-«мастерских» подготовили рабочие столы и конструкторы. Для соревновательной деятельности сделана на полу разметка «старт-финиш», а учащимися объединения «Робототехника» СЮТ были изготовлены автомодели из деталей робототехнического конструктора «HUNA MRT».
Ролевые обязанности были распределены между всеми участниками: учителя коррекционного учреждения выступали в роли профконсультантов. В их обязанности входила психологическая поддержка и педагогическая помощь учащимся. Педагоги Станции юных техников взяли на себя игровые роли — «специалист центра занятости» и «работодатель», ученики коррекционного учреждения выступали в роли «соискателей».
После приветственной речи ведущего, выступающего в роли специалиста центра занятости, детям была предложена интерактивная игра «В мире профессий», которая направлена на актуализацию знаний детей о профессиях посредством игровых заданий «Закончи предложение», «Кто я по профессии?», «Загадки и ребусы о профессиях».
В последующей беседе выяснили желания детей о выборе профессий. Ведущий рассказал о существующей проблеме трудоустройства и путях ее решения. Ребята с помощью обучающего мультфильма «Калейдоскоп профессий» (серия «Центр занятости») познакомились с организацией, помогающей людям найти работу, а при необходимости предлагающей начать обучение новой специальности.
Игровой ход программы продолжили педагоги, выполняющие роли работодателей, проведя рекламную кампанию своих организаций: «Строительная фирма», «Фабрика игрушек», «Дизайнерский отдел по украшению городской среды» Они подробно рассказали о профессиях, которые востребованы в их организации: каменщик и кровельщик в строительстве; сборщики игрушек; экодизайнеры для оформления городской среды. В ходе свободного выбора дети определили, какая профессия им более интересна и получили от работодателей эмблему соответствующих организаций: «Строй», «Робоблок», «Эко-дизайн». Каждая из них служила пропуском на обучающие игровые площадки — «мастерские», где под руководством педагогов и учителей проходила организация конструктивной деятельности.
В мастерской «Строй» из деталей пазового конструктора дети конструировали модели домов по предложенному образцу с элементами творчества. В мастерской «Робоблок» учащимся предстояло обучиться сборке моделей игрушек с помощью деталей робототехнического конструктора «HUNA MRT». В мастерской «Эко-дизайн» ребята конструировали модели искусственных елочек из деталей конструктора «Мозаика» для украшения городской среды к Новому году.
Заключительной частью игровой познавательной программы стала демонстрация созданных в «мастерских» моделей и закрепление полученных знаний в интерактивной викторине, где дети продемонстрировали знания специальных терминов, которые изучили в ходе работы.
Кульминационным моментом события стали командные автосоревнования с использованием радиоуправляемых моделей. Каждый учащийся коррекционного учреждения, взяв на себя роль «испытатель игрового оборудования», прошел трассу, выполнив фигуры «движение по прямой», «заезд в гараж».
Таким образом, применение игровых технологий в профориентационной работе для учащихся с особыми образовательными потребностями дает возможность передать знания в простой, понятной и увлекательной форме. С помощью данной технологии, конечно, сложно получить фундаментальные знания по новой профессии, но можно стать более эрудированным, получить новые или закрепить уже имеющиеся знания, развить умения и навыки.
Практика школьного воспитания № 1, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: