Роль метапредметных выставок в профессиональной ориентации школьников

 

Т. В. ТАРАСОВА,

зам. директора,

учитель химии МБОУ Школа № 122 Советского района, г. Нижний Новгород

Т. В. ФИЛИППОВА, зам. директора, учитель биологии МБОУ

Школа № 122 Советского района, г. Нижний Новгород

Т. М. ПАЛЬГУЕВА, учитель географии МБОУ Школа № 122 Советского района, г. Нижний Новгород

 

 

МБОУ Школа № 122 Советского района г. Нижнего Новгорода функционирует как школа-комплекс, включающая в себя два детских сада и общеобразовательную школу. В рамках реализации ФГОС эффективно осуществляется интеграция дошкольного и основного образования. Переход на новые образовательные стандарты требует от всех категорий педагогических работников разнообразных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Для удовлетворения потребностей обучающихся и их родителей в получении качественного образования, построения системы ценностей, позволяющих активно и ответственно социализироваться в любых сферах деятельности, в нашей школе создан Центр развития и творчества «Вектор». Сегодня здесь успешно реализуются программы внеурочной деятельности по нескольким направлениям.

 

Все это способствует успешному развитию высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой профессиональный потенциал в условиях современного общества.

Один из вариантов практической деятельности, направленной на профессиональную ориентацию школьников, является создание метапредметных выставок, являющихся элементом музейной педагогики.

Музейная педагогика — область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения [1]. Она изучает историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, (…) методы воздействия их на различные категории посетителей, исследует музейные формы коммуникации и др. Основная цель музейной педагогики — приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности [2].

Музейная педагогика оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью [1].

В нашей школе в течение нескольких лет проводятся временные выставки «История обычных вещей». (Положение о городском конкурсе выставок «История обычных вещей» 2023—2024: https://ddt-chkalov.ru/system/files).

2010 год — «История красок» (назначение, состав красок, производство и потребление).

2011 год — «Рожденные камнем», посвященная соединениям кремния.

2013 год — «Удивительный мир металлов» (добыча и получение металлов, физические и химические свойства).

2014 год — «Семь раз отмерь…» (история измерений и измерительных приборов).

2015 год — «Да будет свет» (история осветительных приборов).

2016 год — «Из чего же, из чего же, из чего же…» (о различных материалах и их использовании в повседневной жизни, технике).

2017 год — «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь» (история обычной ручки).

2018 год — «Соль Земли» (польза и вред соли, месторождения, свойства).

2019 год — «Да здравствует мыло душистое!» (всё о мыле и его производстве).

2020 год — «Сладкий вопрос» (история про сахар, его пользу и вред).

2022 год — «Рожденный ракушкой» (о происхождении мела, добыче полезных ископаемых): https://vk.com/wall-207728265_307.

2023 год — «Слёзы млечного дерева» (про каучук и резину): https://vk.com/wall-207728265_765.

2024 год — «Русское чаепитие» (всё о прянике): https://vk.com/wall-207728265_1464.

Организация выставки начинается с выбора темы, создания информационно-аналитического центра, в который входят педагоги, учащиеся и родители. Составляется план работы, распределяются обязанности по выбранным направлениям: отбор теоретического материала, подготовка макета выставки, сбор экспонатов, составление текста экскурсии, оформление экспозиции.

В процессе создания выставки проводится большая подготовительная работа, основу которой составляют соответствующие экскурсии на предприятия города (ГАЗ, «Красное Сормово», «Гидромаш», «Испытательный центр стандартизации, метрологии и сертификации», аптека Farmani), в научные учреждения (Институт химии высокочистых веществ РАН, кафедра металлов ННГУ), музеи (музей науки ННГУ, геологический музей, зоологический музей НГПУ). Если очную экскурсию организовать не удается, то ее заочно проводят специалисты — представители различных профессий.

Следующим этапом работы является сбор экспонатов. Объявление размещается на сайте, стендах школы. Педагоги и ученики предоставляют семейные реликвии для создания экспозиции.

При подготовке используются различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), обработки, анализа информации; составляется текст экскурсии и макет выставки. Ребята-экскурсоводы готовят свое выступление и представляют его с аудио-, видео- и графическим сопровождением; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль, учатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

 

 

Выставка работает в течение месяца. За это время ее посещают большинство учащихся, педагоги, многие родители.

Накопленный материал обобщается и реализуется в школьных проектах, широко используется в дальнейшем на уроках, помогает самоопределиться в жизни.

На базе экспозиции проводятся интегрированные уроки (химия-биология-география-физика), внеклассные мероприятия: викторины, круглые столы, конференции, театрализованные представления. Это приводит к повышению творческой активности обучающихся, их мотивации к учебе; возрастанию самооценки, чувству гордости за свою школу, город.

В процессе подготовки и проведения выставки школьники знакомятся с различными профессиями, узнают их востребованность на рынке труда.

Подводя итог, можно сказать, что вовлечение детей в конкретную творческую практическую деятельность по созданию и проведению метапредметных выставок способствует их профессиональной ориентации, о чем свидетельствует проведенное анкетирование.

Анализ анкет выпускников 9-х, 11-х классов говорит о том, что большинство выбирают профессии технического направления (62 %), это отвечает запросам современного общества. Многие обучающиеся (64 %) в 2022/2023 учебном году отмечают, что выставка помогла им в профессиональном самоопределении. Важно отметить, что данный показатель выше на 11 %, чем в предыдущем учебном году, и на 19 %, чем в 2020/2021 уч. году. На протяжении исследуемого периода около 90 % школьников отвечали, что работу по организации выставок необходимо продолжать.

 

Накопленным опытом мы охотно делимся с коллегами на семинарах, круглых столах, в публикациях СМИ.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Медведева, Елена Борисовна. Становление музейной педагогики в Германии и России : диссертация … кандидата исторических наук : 24.00.03. — Москва, 1999. — 193 с.

2. Музейная педагогика // Педагогический энциклопедический словарь, 2012. [Электронный ресурс]. — URL: https://slovar.cc/enc/ped/2137593html (дата обращения: 20.03.2024) — Текст : электронный.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм