Кадетское воспитание путь к героизму

Я. О. ГРОМОВ,

кавалер двух орденов Мужества,

гвардии сержант, выпускник 2011 года

МОУ кадетской школы № 4 им. Героя России И. В. Гурова,

г. Нижнего Новгорода

 

В жизни всегда есть место подвигам». Как верны эти слова М. Горького и сейчас в век научно-технического прогресса, как точно они отражают суть воспитательной системы кадет.

Становление личности мужчины строится на основе различных составляющих: воспитание в семье, школьное образование, ближайшее окружение. Семья, как ячейка общества, закладывает отношение к женщине, матери, старшим и младшим, формирует модель поведения. Именно в ней определяются ключевые ценности, за которые стоит бороться, отстаивать в разных ситуациях и передавать последующим поколениям. Школа, как институт образования и воспитания, играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. Ее атмосфера, учителя и воспитатели всегда были и остаются примером для подражания. Многие из них являются людьми старой — советской — закалки, которые всю свою душу, силы, энергию отдавали детям, были для них вторыми родителями, наставниками и друзьями. Само общество, ближайшее окружение, средства массовой информации — всё в совокупности определяет, каким станет человек и как он себя проявит в жизни.

Подготовка к взрослой жизни начинается со школьной скамьи. И какая она эта жизнь в школьных стенах, во многом определяет будущее воспитанников: насколько они подготовлены к разным ее поворотам и готовы встретиться со всеми сложностями и проблемами.

В разные времена специализированная военная подготовка позволяла определиться с выбором профессии и подготовиться к защите себя и окружающих. Важным направлением в становлении личности является кадетская система воспитания. Формирование гражданственности, любви к Родине, чувства гордости за свой народ и отечество, поддержка родных и близких неразрывно соединено с укладом жизни в образовательной организации.

Кадетское движение во многом устанавливает, кем человек себя видит в этой жизни, и определяется уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

Хочется рассказать, как кадетское образование повлияло на мою жизнь. Имея непростую судьбу (школа-интернат, приют, детский дом, училище), понимая, что идешь в «никуда», «цепляешься» за взрослых, которые знают, в чем суть становления личности. Определяющим в этой ситуации был разговор с родителями друзей, у которых дети уже учились в кадетской школе и были частью этого движения. Имея информацию об изменениях в их мировоззрении, я принял решение о поступлении в кадетский корпус. Придя в школу, обратил внимание на то, что все воспитанники были одеты в форму, как военные — будто я попал в армию. Но отличали их знаки различия в соответствии с имеющимися достижениями, и некоторые из ребят носили голубые береты.

Окунувшись в систему кадетского воспитания, я увидел все ее порядки и правила, в основу которых положены общевоинские уставы, звания, должности, армейская дисциплина, подчинение приказам командиров. Особый уклад школьной жизни включает в себя как учебные занятия по общеобразовательным предметам, так и урочную и внеурочную подготовку по военной направленности. Именно в этой обстановке проявляются все человеческие качества, в том числе и лидерские и то, как в дальнейшем проявит себя человек, готов ли он брать на себя ответственность за других, работать в команде или понять, что это не для него и стоит выбрать другой жизненный путь.

 

 

 

 

Наиболее осознанный профессиональный выбор начинается с 10-го класса, когда у подростка имеется уже определенная база знаний и определенный жизненный опыт. Здесь подключаются учебные заведения, которые в дальнейшем проявляют заинтересованность в выпускниках данных образовательных учреждений.

Определяющую роль для меня сыграл военно-десантный профиль. Именно по этому направлению большое количество занятий с нами проводили различные специалисты, имеющие опыт военной службы и боевых действий. Образцом мужественности, самоотверженности и профессионализма для нас был внёсший много новшеств в развитие воздушно-десантных войск десантник № 1 Василий Филиппович Маргелов. Рассказы о его поступках, примеры его принципов жизни, его девиз «Сбили с ног — сражайся на коленях, идти не можешь — лежа наступай. Своих не бросаем». Эти слова, как никогда, актуальны и сейчас. Василий Филиппович совершил более 60 прыжков — первый
в 40 лет, последний в 65. Показательным примером его мужественности является то, что он продолжал прыгать, даже со сломанными ногами.

Для меня и для всех нас, воспитанников кадетской школы, было важно, что учителя и воспитатели работали не из-за денег, а весь свой жизненный опыт передавали нам, всю душу и сердце вкладывали в нас.

В кадетском корпусе проводились занятия по высотной подготовке, минно-взрывное дело, рукопашный бой, бокс, гимнастика, начальная военная подготовка, строевая и огневая подготовки, тактика, парашютное дело и т. д. Все это в комплексе давало возможность подготовиться к одному из серьезнейших испытаний во время нашего обучения — «право ношения голубого берета». Прежде всего, воспитанник должен был пройти сборы и совершить прыжок с парашютом,
а потом уже пройти само испытание —
это марш-бросок (5—10 км) с препятствиями, сдача акробатики и три боя с разведчиками и «беретчиками». Серьезная физическая нагрузка при совершении броска с полным снаряжением (оружием, броней, в каске…) не всем позволяла продолжить испытание и получить берет. Поэтому его присвоение было очень значимым, серьезно поднимало авторитет воспитанника в глазах остальных. Это давало ему право выступать
в качестве наставника среди сверстников.

Я не смог в полной мере пройти это испытание — сдал только акробатику — и не носил голубой берет. Но, несмотря на это, мне удалось завоевать авторитет среди ровесников и взрослых — я был знаменосцем.

Участие в лыжных переходах по области и местам боевой славы нашей страны и братской республики Белоруссии, в параде Победы 9 мая, Пост № 1 у Вечного огня славы г. Нижнего Новгорода и большое количество спортивных соревнований, закладка Парка Победы на Нижневолжской набережной и многие другие мероприятия, посвященные знаменательным событиям столицы Приволжья, вырабатывали особый стиль мышления и гражданскую позицию кадет.

 

 

 

Когда ты слышишь, что где-то бьют наших, оставаться безучастным неправильно. В связи со сложившейся ситуацией, когда людей убивают, бездействовать преступно.

После выпуска из кадетской школы и госучреждения, отслужив срочную службу в армии, имея за плечами контракт в смешанном авиационном полку, где совершил более 60 прыжков с парашютом, перешел в воздушно-десантные войска. Решил принять участие в специальной военной операции (СВО). Попав туда, еще раз убедился в том, что слова В. Ф. Маргелова могут поддержать в сложных обстоятельствах. Получив серьезное ранение, я не сдался, не сломался, а активно восстанавливал свое здоровье, свою физическую форму. Превозмогая боль, упорно занимался разными упражнениями, чтобы быстрее встать в строй, и спустя время я смог добиться желаемого. Многие не верили, что мне это удастся при моих ранениях, и были очень удивлены, увидев меня снова выполняющим поставленные военные задачи.

Я горжусь быть рядом в строю с теми парнями, для которых понятия: Долг, Честь, Совесть и Родина — не пустой звук. Они остались верны своей Присяге, своим принципам, которые когда-то и мне передали в кадетском корпусе. С такими ребятами не страшно куда-либо идти. Они могут постоять и за себя, и за своих близких.

Хорошо бы, чтобы традиции, которые сложились в кадетской общеобразовательной школе им. Героя России Игоря Владимировича Гурова, передавались последующим поколениям, чтобы сохранилась эта связь: старшие делились опытом с младшими, а младшие уважали и чтили заслуги старших, улучшали их достижения. Только тогда мы добьемся успеха.

Желательно найти возможность не терять эту нить между прошлым и настоящим, сохраняя кадетское братство. Без прошлого нет будущего. Только с опорой на него можно простроить сильное и могучее государство. Как говорится: «Народ — это Армия, а Армия — это Народ». Если армия сильная, то народ может спать спокойно.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм