Почему студенты не работают по полученной специальности?
К. В. ПОГОДИНА,
преподаватель специальных дисциплин
ГБПОУ «ЗАМТ», г. Заволжье,
Городецкий муниципальный округ
Третий год я работаю преподавателем электротехнических дисциплин в Заволжском автомоторном техникуме. Это учебное заведение является популярным в нашем небольшом городе и пользуется спросом в округе. Ежегодно техникум набирает группу по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», которая занимает второе место по проходному баллу. В среднем, он равен 4,1.
Если при поступлении к нам попадает один из трех желающих, то при выпуске желают работать по специальности только треть группы.
Мне стало интересно, почему складывается такая ситуация, и я провела небольшое исследование. Всего в нем приняли участие 43 человека, из них — 20 первокурсников и 23 четверокурсника. Начнем по мере взросления.
Ребятам первого курса была предложена короткая анкета, состоящая из шести вопросов.
Первый традиционный: «Чем Вы руководствовались при выборе профессии?». Лидирующим стал вариант ответа: «личный интерес», его выбрали 11 студентов. «Серебро» завоевал ответ: «по совету родителей».
Бытует мнение, что определенная часть людей склонны выбирать для работы и учебы те места, в которых есть знакомые люди. На вопрос о наличии в семье или ближайшем окружении людей, связанных с профессией электрика, 8 человек ответили утвердительно, 12 — отрицательно. Это может говорить о том, что ребята при выборе профессии обращают внимание на возможность «пойти по чьим-то стопам».
Какой видят профессию электрика первокурсники? Интересной, оплачиваемой, опасной, тяжелой, интеллектуальной, требующей повышенного внимания, спасающей жизни. Сложно с ними не согласиться!
Любое дело и любой труд должен иметь какой-то результат на финише. Что же хотят получить наши ребята? Лидирует ответ: «навыки и знания по профессии электрика», об этом говорят 14 человек из 20 опрашиваемых. Диплом, как факт наличия образования, интересен только двум студентам.
Кто же является непосредственным участником процесса получения образования? Конечно же, преподаватели. От того, каким образом происходит процесс обучения, и зависит интерес к предмету. Больше всего голосов набрал ответ: «умение заинтересовать и объяснять». Любопытно, но выяснилось, что «отсутствие требований» является тем фактором, который отталкивает.
Короткое анкетирование первокурсников показало следующие аспекты: половина студентов заинтересованы в обучении, ребята имеют знакомых, которые уже работают по данной профессии и это является определенным стимулом учиться. Начинающие студенты видят профессию с разных сторон и все эти стороны — положительны.
И если у первокурсников все только начинается, то студенты четвертого курса уже на финишной прямой. Некоторые вопросы в анкетах повторялись, начнем с них.
Лидирующим критерием выбора профессии оказался личный интерес — этот вариант выбирают десять студентов, остальные говорят о советах родителей, о поступлении «за компанию».
Некоторым выпускникам так же важно наличие «знакомого лица» в выбранной профессии. Этот пункт сыграл роль при выборе у шести студентов из десяти.
В результате обучения больше половины студентов хотели бы получить диплом, как факт наличия образования. К счастью преподавателя, все же остались те, кто желает получить навыки и знания по приобретаемой профессии. Всего их семь человек. Трое ребят видят «новые знакомства и опыт», как желаемую цель.
Требования у студентов к преподавателям те же самые — умение заинтересовать и объяснить предмет. Однако здесь уже набирает голоса вариант «возможность полениться».
А теперь посмотрим на вопросы, обращенные именно к выпускному курсу.
Совпали ли ожидания от учебы с реальностью? Поровну ответов «да» и «нет» и еще семь человек затрудняются ответить на данный вопрос.
Большую часть учебы, несомненно, занимают лекции. Мною был приведен список предметов, среди которых нужно было выбрать «любимые» (до трех вариантов). Лидером стала учебная практика. Так же лидирующие позиции заняли: общая энергетика, электроснабжение и электрическое оборудование. Почему эти предметы нравятся студентам? Самым распространенным ответом оказалось «умение преподавателя заинтересовать и объяснить».
На мой взгляд, популярность предмета учебной практики обоснована именно наличием практической составляющей, специально выделенным днем, где занятие базируется исключительно на «ручном» труде.
Среди нелюбимых предметов лидером оказалась «Электротехника», второе место занял предмет «Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования». Студенты отмечают, что первым признаком «отсутствия любви» для них является непонятное объяснение преподавателя.
Так как специальность электрика является технической, одной из форм контроля выступают лабораторные работы. Традиционно считается, что лабораторный практикум — одна из самых интересных форм работы, так как задействует эксперимент, опыт и получаемый конечный результат. На вопрос о том, что является самым сложным при выполнении данного вида работ, 11 студентов из 23 опрашиваемых сообщили о плохой материальной базе и отсутствии стендов. Так же лидирующим вариантом ответа стало оформление работы в соответствии с ГОСТами. В век информационных технологий и общедоступности программ для исправления грамматических ошибок, построения ровных таблиц и графиков, оформление последних «от руки» вызывает страх и ужас. Определенная группа студентов видит в причине неудач свою собственную лень. Лишь один студент отмечает непосильные требования.
Проводить подобный опрос на четвертом курсе намного интереснее, поскольку студенты уже испробовали на себе различные виды аттестации. Самой сложной формой является курсовой проект. На третьем курсе студенты писали свой первый — «Электроснабжение цеха». Что же оказалось самым трудным для них? Практически половина респондентов ответили: «Оформление в соответствии с ГОСТом». Как можно заметить, студентам это действительно сложно дается. Семь человек отмечают свою собственную лень, как главную помеху к достижению успеха. Два человека отмечают для себя «отсутствие поддержки преподавателя» и «непосильные требования». Являясь руководителем прошедшего курсового проекта, отмечу для себя следующую причину неудач — отсутствие организации личного времени у студента.
Одной из любимых форм аттестации студента является производственная практика. Почему любимой? Потому что является оплачиваемой. Что же получили наши студенты в ходе работы? Лидером стал ответ: «новые знания и опыт НЕ в области электрики». Специфика работы техника-электрика на заводе такова, что работа у него есть в случае, когда происходит какая-либо авария, повреждение или же реконструкция оборудования. Штат электриков зачастую уже укомплектован, поэтому ребята-практиканты занимаются несколько иными видами деятельности: штудируют учебники, рассматривают технические паспорта или же работают в цехах упаковки, покраски и так далее.
Следующим блоком вопросов были рассуждения о будущем. Самый стандартный вопрос: «Планируете ли Вы работать по полученной специальности?». Четкое «да» — сказали пять человек, четкое «нет» — семь, 11 участников опроса затруднились ответить. Могу предположить, что на популярность последнего ответа повлияла грядущая военная служба. Все-таки еще один год на раздумья!
«Что бы Вы хотели изменить?» — так был сформулирован заключительный вопрос анкеты. В лидерах оказались следующие ответы: больше практических занятий, больше времени на курсовые проекты и лабораторные работы, посещение тематических профессиональных форумов и выставок, сокращение срока обучения, введение пятидневной учебной недели, обновление материальной базы.
Какие выводы можно сделать из проведенного анкетирования? Почему профессия имеет востребованность в глазах студентов при поступлении, но не становится делом жизни после выпуска?
Во-первых, не будем забывать о возрастном факторе. В шестнадцать лет сложно сделать выбор: не хватает жизненного опыта, представления о том, чем занимается специалист в той или иной отрасли. Период ранней юности характеризуется стремлением к коммуникации, тесному общению, поэтому многие студенты поступают «за компанию».
Каким образом можно избежать разочарования на данном этапе? Проводить в школах как можно больше профориентационных мероприятий, устраивать регулярные экскурсии на действующие предприятия, приглашать известных людей на встречи, задействовать бывших выпускников, посещать Дни открытых дверей в местных образовательных учреждениях. Основная задача — сделать выбор выпускника осознанным, индивидуальным.
Думаю, не лишним будет знакомство школьников среднего возраста с понятием ГОСТ, грамотным оформлением документов, учебных файлов и презентаций.
Мотивация — это только часть успеха. Поступление — только начало пути. Что может сделать учебная организация? Исходя из опроса, первым шагом является обновление материально-технической базы: стендов, оборудования, учебно-методической литературы.
Что может сделать преподаватель? В первую очередь показать детям свою заинтересованность в их обучении, неравнодушие к проблемам «нежного» возраста, свою готовность помочь и проконсультировать. Исходя из проведенного опроса, можно дать следующие советы.
1. В начале изучения каждой дисциплины заново «знакомить» студента с ГОСТами, нормативными актами, правилами оформления лабораторных и курсовых работ.
2. На теоретических занятиях делать «отсылки» к практике, рассматривать различные случаи, происходящие на производстве.
3. Как можно больше посещать предприятия города, района и области. Сфера электроэнергетики широка и каждый специалист может найти себе место в ее различных отраслях.
4. Проводить производственную практику на предприятии, отвечающем интересам студента. Например, если он интересуется устройством машин — устроить на завод машиностроительной отрасли. Если студент интересуется технической документацией и чертежами, прекрасным вариантом практики будет компания, специализирующаяся на электроснабжении, проектный институт.
5. Принимать активное участие в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах профессиональной направленности.
6. Организованно посещать «Дни открытых дверей» высших учебных заведений.
Сфера электроэнергетики настолько важная и незаменимая, что выпускник никогда не останется без работы. Хочется пожелать процветания всему электроэнергетическому комплексу России, нескончаемой энергии руководителям школ и гимназий, мудрости и терпения всем преподавателям, работающим в учреждениях СПО. Только благодаря нашему влиянию, всесторонней работе с учениками и студентами мы сможем добиться высот, благодарных и успешных выпускников.
Практика школьного воспитания № 1, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: