Гайдар и его команда (методическая разработка игровой программы)

Т. В. ШИКУНОВА,

педагог-организатор МБУДО

«Детско-юношеский центр», г. Кулебаки

 

22 января 2024 года исполнилось 120 лет со дня рождения детского писателя Аркадия Петровича Гайдара. И если родители, а то и бабушки-дедушки современных школьников зачитывались его книгами, то нынешнее подрастающее поколение предпочитает других авторов.

Чтобы повысить интерес к жизни и творчеству Аркадия Гайдара, была разработана игровая программа, апробация которой состоялась в ДООЦ им. А. П. Гайдара (структурном подразделении МБУДО ДЮЦ г. Кулебаки).

Игровая программа получила положительные отзывы среди ее участников и была рекомендована к включению в план проведения мероприятий, посвященных юбилею писателя.

Предлагаем читателям журнала методическую разработку игровой программы «Гайдар и его команда».

Цель: повысить интерес к жизни и творчеству А. П. Гайдара.

Задачи:

- привлечь внимание к жизни и литературному творчеству детского писателя;

- способствовать усвоению содержания произведений А. П. Гайдара;

- воспитывать в детях на примере самого автора и героев его книг чувство патриотизма, мужество, заботливость, дружеские отношения.

Возраст детей: 10—15 лет.

Оборудование: ноутбук, колонки для усиления звука.

Дидактический и раздаточный материал: письмо, чашка, кисточка, отвертка, рогатка, ключ, пионерские галстуки (по количеству пар участников); пазлы (разрезанные на части картинки-иллюстрации); шары с буквами; цветные мелки или фломастеры; таблица с названиями городов.

Время проведения: 50—60 минут.

Подготовительная работа

1. Перед проведением игры участникам рекомендуется прочитать произведения А. П. Гайдара «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Голубая чашка» и др.

2. Для игры формируются две команды. Каждая команда готовит творческое представление в соответствии с тематикой игры.

Ход игры

«Гайдар и его команда» проводится в формате игры «Крестики-нолики». На асфальте или ватмане рисуется игровое поле 3х3. Для большой аудитории можно увеличить размеры поля до 4х4, 5х5.

Клетки поля заполняются названиями конкурсов.

«Музей»

«Пионеры»

«Произведение»

«Театр»

«Пазлы»

«Изобрази»

«Путешествие»

«Квиз»

«Заморочки»

 

Правила игры

По жребию определяется, каким знаком будет играть команда (одна — «крес-
тики», вторая — «нолики»). На каждом конкурсе должны присутствовать два члена жюри для оценки выполнения заданий. Команда, набравшая наибольшее количество баллов на этапе, выполняет ход первой, зачеркивая клетку с наз-
ванием выигранного конкурса. После этого проигравшая команда имеет право выбора следующего этапа (он соответствует клетке поля, куда в дальнейшем планируется сделать ход).

 

 

 

 

В игре побеждает та команда, которой первой удастся выстроить свой ряд (по горизонтали, по вертикали, по диагонали). На этом игра заканчивается, а остальные конкурсы не проводятся. В случае, если командам не удается выполнить это условие, игра проводится по всем этапам, и побеждает та команда, чьих знаков на поле будет больше.

Конкурс «Музей»

В произведениях А. П. Гайдара присутствуют определенные предметы, которые многое могут рассказать о героях его книг. Вам по очереди будут показаны эти предметы. Ваша задача — определить, из какого произведения взят этот предмет и кому он принадлежит. Ответы принимаются по очереди. Если команда не может ответить, задание переходит другой команде. Команда, которая набирает бо́льшее количество баллов, делает ход своим знаком в ячейке «Музей».

Предметы: письмо (было получено Чуком и Геком и их мамой от отца); чашка («Голубая чашка»), кисточка (принадлежит команде Тимура для рисования красных звезд), отвертка («Тимур и его команда», принадлежит дедушке Коли Колокольчикова, который хотел научить внука трудиться); ключ (Тимур передал Жене, «Тимур и его команда»), рогатка (принадлежит Квакину, «Тимур и его команда»), галстук (принадлежит пионерам, «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда»).

Конкурс «Пионеры»

В каждой команде участники делятся на пары, им предлагается повязать пионерские галстуки. Оценивается правильность выполнения задания. Выигрывает команда, у которой больше правильно повязанных галстуков.

Конкурс «Произведение»

Командам необходимо составить название произведения, написанное А. П. Гайдаром, из разбросанных воздушных шаров, на которых приклеены буквы. Выигрывает команда, которая первая выстроила название рассказа («Совесть»).

Конкурс «Театр»

Командам предлагается разыграть отрывок из повести «Чук и Гек». Выигрывает команда, которая артистична и более точно передаст содержание.

Конкурс «Пазлы»

Командам необходимо собрать пазлы (разрезанные картинки — иллюстрации к произведениям А. П. Гайдара) и озвучить название. Выигрывает команда, которые быстрее соберет пазлы и назовет названия произведений.

Предлагаемые иллюстрации — «Тимур и его команда», «Совесть», «Горячий камень», «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика».

Конкурс «Изобрази»

Командам предлагается сделать фото любым удобным способом (на смартфон, фотоаппарат), которое будет соответствовать содержанию произведения А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Выигрывает команда, которая максимально отобразит содержание произведения.

 

 

 

 

Конкурс «Путешествие»

Аркадий Петрович Гайдар прожил очень насыщенную событиями жизнь. Он воевал во время Гражданской войны, работал в газете корреспондентом, писал книги для детей, погиб в возрасте 37 лет в самом начале Великой Отечественной войны.

С жизнью писателя связано много городов. В таблице «спрятаны» семь городов, которые были значимы для Аркадия Гайдара. Слова могут располагаться по горизонтали, по вертикали, слева направо и справа налево, снизу вверх, сверху вниз.

Спрятанные города: Льгов, Арзамас, Архангельск, Пермь, Хабаровск, Москва, Ленинград, Сахалин, Киев, Воронеж.

О

Л

Х

А

Б

А

Р

О

В

С

К

И

П

Л

Е

Н

И

Н

Г

Р

А

Д

К

С

Ь

Л

Е

Г

Н

А

Х

Р

А

И

П

Г

П

А

Р

З

А

М

А

С

Е

М

О

Е

В

О

Р

О

Н

Е

Ж

В

С

В

Р

А

Й

У

Е

П

И

И

М

М

М

М

А

В

К

С

О

М

М

С

И

Е

Ь

Н

И

Л

А

Х

А

С

 

Выигрывает та команда, которая быстрее найдет все города.

Конкурс «Квиз»

Командам предлагается ответить на вопросы, которые будут задаваться по очереди каждой. Выигрывает команда, ответившая на бо́льшее количество вопросов.

1.Год рождения Аркадия Гайдара? (1904 г.)

2.В каком городе родился писатель? (Льгов)

3.Настоящая фамилия А. П. Гайдара? (Голиков)

4.Сколько было лет Гайдару, когда он командовал полком? (16 лет)

5.В каком городе есть мемориальный дом-музей писателя? (Арзамас)

6.Какое движение было названо в честь героя одного из произведений? (Тимуровское)

7.Что рисовали тимуровцы? (красную звезду)

8.Где они рисовали красную звезду? (на заборах)

9.Для чего тимуровцы рисовали красную звезду на заборе? (так они отмечали дома, в которых жили родные воевавших или погибших на фронте)

10.Как называется первая газета, в которой работал А. П. Гайдар? («Молот»)

Конкурс «Заморочки»

Команды по очереди достают листочек с написанной фразой. Задача — назвать, из какого произведения эта цитата. Выигрывает команда, давшая больше правильных ответов.

- «Сон, конечно, не пружина, и его нельзя выкинуть. Но его можно потушить» («Чук и Гек»)

- «Счастье. Вот оно, большое человеческое счастье, когда ничего не нужно объяснять, говорить, оправдываться и когда люди уже сами все знают и все понимают» («Судьба барабанщика»)

- «Эй же, вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтоб буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство?» («Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»)

- «Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же» («Тимур и его команда»)

- «И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?» («Совесть»)

- «Взялся сделать — сделай хорошо» («Тимур и его команда»)

- «Два раза подряд искренне с человеком прощаться нельзя» («Судьба барабанщика»)

- «Если человек прав… то он не боится ничего на свете» («Тимур и его команда»)

- «Труд облагораживает человека. Тебе же душевного благородства как раз не хватает» («Тимур и его команда»)

- «Хотя Москва и самый замечательный город, но когда папа вот уже целый год как не был дома, то и в Москве может стать скучно» («Чук и Гек»)

Данную игру можно проводить не только как конкурсную программу, но и организовать в виде игры-путешествия по станциям.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайдар, А. Тимур и его команда. / А. П. Гайдар. — Москва : Эксмодетство, 2023. — 208 с.; илл. — (Книги для внеклассного чтения). ISBN 978-5-04-176431-9

2. Гайдар, А. Чук и Гек. Рассказы / А. П. Гайдар. — Москва :
Эксмодетство, 2022. — 96 с.; илл. — (Книги для внеклассного чтения). ISBN 978-5-04-167887-6

3. Емельянов, Б. Рассказы о Гайдаре. / Б. А. Емельянов. — Ленинград : Лениздат, 1952. — 172 с. — (Библиотека школьника)

 

Практика школьного воспитания № 1, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм