Про тех, кто учит учителей особенных детей

          

Е. Б. АКСЕНОВА,

кандидат психологических наук,  доцент

 

 

Опираясь на свой почти 40-летний педагогический опыт, можно сказать, что система образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Нижегородской области с самого начала ее становления была ориентирована на лучшие современные традиции и творческий подход к вопросам методики обучения детей с особыми образовательными потребностями. В регионе были учтены требования в образовании детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями и созданы образовательные учреждения, отдельные классы и группы, ориентированные на обучение и воспитание таких детей как школьного, так и дошкольного возраста. В этих организациях работали наиболее квалифицированные педагогические и руководящие специалисты. Однако долгое время обобщение методического опыта их работы носило стихийный характер, осуществлялось на уровне взаимодействия отдельных педагогов и образовательных организаций.

В 1992 году ситуация изменилась в связи с открытием кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии в Нижегородском институте развития образования.

Руководителем кафедры стала доктор педагогических наук, профессор Л. С. Сековец. Благодаря ее неиссякаемой творческой энергии и профессиональному мастерству быстро собрался коллектив единомышленников, вдохновленный идеями совершенствования технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ, сохранения и распространения передового опыта. Будучи зав. кафедрой более двадцати лет, Людмила Сергеевна открыла путь в науку многим молодым ученым, стала незаменимым советником и наставником практикующих педагогов. В 2013—2020 годах кафедру возглавляла Е. Б. Аксенова.

В процессе своей работы сотрудники НИРО успешно реализуют учебное, научно-методическое и организационно-методическое направления деятельности кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии.

Осуществляя повышение квалификации педагогических работников, занимающихся образованием и коррекцией нарушений развития детей с ОВЗ, на кафедре ежегодно планируется более 30 разнообразных модулей, отвечающих запросам учителей, воспитателей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, специальных педагогов-психологов, тьюторов, тифлопедагогов, сурдопедагогов, педагогов дополнительного образования. Содержание курсовой подготовки востребовано у практических работников, поскольку сотрудники кафедры разрабатывают его, сочетая современные научные достижения с собственным опытом практической педагогической деятельности.

В разное время преподавателями работали к. п. н. Н. А. Хан
(вопросы физического развития детей с ОВЗ), к. п. н. Т. П. Павленко (социальная адаптация подростков с отклонениями в развитии), к. п. н. Г. В. Груба (проблемы трудового воспитания детей с ОВЗ), к. п. н. Е. В. Локтева (проблемы социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ), к. пс. н. Е. Б. Аксенова (коррекция нарушений и развития произвольности поведения детей с ОВЗ), к. пс. н. И. К. Йокубаускайте (технологии психологического сопровождения детей с ОВЗ),
к. пс. н. Е. Б. Синева (возможности арт-терапии в коррекционно-развивающем процессе). До настоящего времени в НИРО работают к. пс. н., доцент кафедры Е. А. Колотыгина, которая в своей научной деятельности рассматривает вопросы эмоционального развития детей с интеллектуальными нарушениями, обучения и воспитания обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), д. пс. н. Л. Э. Семенова, занимающаяся проблемами развития личности ребенка с ОВЗ и педагога, работающего с таким ребенком.

Научные интересы сотрудников кафедры находят свое отражение и в тематике модульных курсов, и в выступлениях на конференциях и семинарах, и в содержании методических пособий («Коррекционно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как условие социализации детей дошкольного возраста», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе», «Практика психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе», «Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их использование в условиях введения ФГОС», «Игровые технологии как средство формирования речевого общения заикающихся дошкольников», «Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с нарушениями зрения», «Психолого-педагогические условия коррекции агрессивного поведения воспитанников детских домов 7—9 лет и младших школьников с ЗПР в учебной деятельности» и др.).

Кафедра осуществляет тесное взаимодействие с практикующими педагогами и специалистами сопровождения.
В течение длительного времени мы курируем методическое объединение учителей-логопедов Нижегородской области. Потребность в квалифицированных специалистах в области коррекционной работы с детьми с ОВЗ диктует необходимость совершенствования подготовки кадров. Сотрудники кафедры разрабатывают и внедряют программы переподготовки специалистов по направлениям «Логопедия», «Олигофренопедагогика». Благодаря реализации этих программ на протяжении более чем двадцати лет кафедра подготовила более 1500 специалистов высочайшего уровня, многие из которых в дальнейшем стали нашими сотрудниками. Среди них — преподаватели кафедры Л. В. Кобзарь, В. В. Сафронова, Н. Ю. Белоусова, Е. Н. Втюрина. Тесное взаимодействие с педагогами образовательных организаций, работающих с детьми с ОВЗ, позволяет не только внедрить в практику современные научно-методические достижения, но и обогатить методику педагогической деятельности творческими находками педагогов. Лучшие педагоги-практики также становятся преподавателями НИРО (Г. А. Дерюшкина, Л. Н. Точилина, Е. Н. Шалыминова, Н. А. Угрюмова, И. Н. Тихонова и др.). Сотрудничая с Институтом коррекционной педагогики РАО (до 1992 г. — НИИ дефектологии АПН СССР), мы принимаем участие в педагогических чтениях, конференциях, круглых столах, организуемых ИКП РАО, и таким образом распространяем передовой опыт по всей стране. В 2003 году кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии НИРО стала победителем конкурса Национального фонда подготовки кадров по созданию учебников и учебно-методической литературы нового поколения. В 2007-м выигрывает грант по организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью средствами дистанционных технологий.

В настоящее время сотрудники кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии в составе объединенной кафедры общей и специальной психологии НИРО реализуют такие направления деятельности:

- разработка содержания и проведение модулей курсов повышения квалификации для педагогических работников образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы;

- руководство деятельностью инновационных площадок в регионе;

- трансляция результатов научных исследований посредством организации конференций, семинаров, форумов, посвященных актуальным проблемам воспитания, обучения, сопровождения детей с ОВЗ;

- руководство деятельностью образовательных организаций в рамках национального проекта «Образование»;

- профессиональная переподготовка педагогических работников;

- организация и проведение региональных этапов Всероссийских конкурсов «Учитель-дефектолог», «Лучшая инклюзивная школа», конкурсов в рамках реализации проекта «Доброшкола»;

- рецензирование педагогического опыта, авторских программ в области образования детей с ОВЗ.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм