Партнерство семьи и школы расширение возможностей

О. В. СОРОКИНА,

учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 168 имени И. И. Лабузы»

Канавинского района, г. Нижний Новгород

 

 

Актуальность проблемы взаимодействия семьи и школы на протяжении многих лет не только не ослабевает, но, наоборот, становится более острой. Что современные родители в большинстве своем считают благом для собственного ребенка? Удовлетворить его потребность быть не хуже других: одежда, аксессуары — все то, что помогает чувствовать себя современным, модным. Моральные ценности, к сожалению, отодвигаются на второй план. Школа, следуя государственной политике в области образования, все больше внимания уделяет вопросам воспитания и роли семьи в воспитании. Успех воспитания ребенка — только в партнерских отношениях семьи и школы. Вспомним слова В. А. Сухомлинского: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» [1].

Эффективность партнерства определяется взаимными установками семьи и педагогов. Успешность достигается тогда, когда обе стороны принимают одну воспитательную настроенность: целенаправленно воздействовать на ребенка и относиться с доверием друг к другу.

Эффективность такого партнерства должна опираться на единые принципы: согласованность действий, использование традиций как основы воспитания в семье, выбор оптимальных форм, приемов и методов воспитания. Педагоги и родители равно ответственны за успешность будущей социализации ребенка. Зачастую роль семьи в этом направлении сводится к минимуму. Тогда неизбежно возрастает роль школы, педагогов, чтобы цель все-таки была достигнута. И этому есть объяснение.

Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка. Школа и семья должны от состояния «сосуществование» перейти к теснейшему сотрудничеству. Постоянный дружеский контакт семьи и школы — это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения.

Укрепление взаимосвязи семьи и школы на сегодняшний день является одной их важных проблем воспитания. В этом сотрудничестве МБОУ «Школа № 168 имени И. И. Лабузы» Канавинского района г. Нижнего Новгорода выступает ведущей организацией, так как зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. На протяжении нескольких десятилетий в школе успешно действуют ансамбль русских народных инструментов «Нижегородские ложкари», хореографический ансамбль «Робинзоны» и театр моды «Каприз», количественный состав которых насчитывает более ста человек каждый. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов и увлечений. Активность родителей не снижается, когда дети переходят в среднее и старшее звено, а, наоборот, творческие дела коллективов, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

 

 

 

 

В рамках национального проекта «Образование» школа реализует федеральный проект «Успех каждого ребенка», который направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей, куда, в частности, включена и спортивная составляющая в виде секций игровых видов спорта.

Немалую роль в преемственности семьи и школы играет и организация спортивно-массовых мероприятий. Традиционные ежегодные соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья», проводимые на базе нашей школы, на протяжении многих лет дают свои положительные результаты. В 2022/23 учебном году семьи Гребенкиных и Котовых заняли первые места в районных соревнованиях этого конкурса, а на городском этапе семья Котовых стала третьей. В этом учебном году семьи Слободских и Котовых повторили успех прошлого года на районных соревнованиях, а на городском этапе конкурса «Спортивная семья года-2023» семья Котовых стала победителем в соревнованиях семей с девочкой, а семья Слободских стала серебряным призером в соревнованиях семей с мальчиком. Для популяризации спорта в семьях и в преддверии 2024-го, который объявлен Годом семьи, наши победители были приглашены на программу «Прямой эфир» телекомпании «Волга 24» (23 ноября 2023 г.).

Особое значение в сотрудничестве семьи и школы имеют акции накануне Дня Матери. Среди них — «#Вместе с мамой», где дети показывают в классе или в социальных сетях свои фотографии с мамой или «#Профессия Мама», когда мамы приходят в класс и рассказывают школьникам о своей профессии или хобби и вместе с детьми в процессе общения учатся создавать новое, делятся секретами своего мастерства.

Все рассмотренные направления, формы и методы работы классного руководителя с родителями учеников способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса. Все очевидно: эффективность и результативность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно партнеры — семья и школа — взаимодействуют между собой.

Каким образом организовать работу, чтобы отношения семьи и школы имели положительный результат?

Прежде всего, необходимо изучить условия, в которых живут и воспитываются дети. Информирование родителей об организации учебно-воспитательного процесса в нашей школе систематически осуществляется через сайт образовательной организации (http://school168nn.ru), социальную сеть «Вконтакте» (https://vk.com/school168nn). Происходит четкое взаимодействие с родительским комитетом для корректировки планов воспитательной работы, организуется просветительская работа с родителями.

Как же должны выстраивать свои отношения школа и семья?

 

 

 

 

Главное — педагоги должны формировать у родителей активную позицию в отношении школы и доверительное к ней отношение. Только при этом условии родительское сообщество будет участвовать в воспитательном процессе не только своего ребенка, но и класса в целом.

Многолетняя практика показывает, что успешный, самодостаточный, нашедший себя в жизни взрослый — это в детстве ребенок, которого любили, которому помогали, которому доверяли.

Следовательно, все взрослые — и педагоги, и родители — должны помнить: ребенку надо помогать, объяснять, доверять; ребенка надо благодарить. И самое главное — любить! И если такое отношение к детям будет во всем, успех обеспечен.

В партнерстве и сотрудничестве можно свернуть горы. Главное — понимание этого и школой, и семьей. И тогда ребенок вырастет достойным человеком, который сможет найти свое место в жизни.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — 5-е изд. — Киев : Радянська школа, 1974. — 288 с. ISBN 978-5-90-707921-2

 

Практика школьного воспитания № 2, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм