Взлет самолета начинается в школе

 

 

Е. В. АЛАДЬИНА,

заместитель директора

МАОУ «Школа № 172»

Московского района,

г. Нижний Новгород

Т. З. ЛАРИОНОВА,

кандидат философских наук, общественный руководитель клуба по интересам при Совете ТОС «Орджоникидзе» Московского района,

г. Нижний Новгород

 

Мы учимся не для школы, а для жизни.

Л. А. Сенека

 

Россия исторически является одной из мировых научных держав: отечественные научные и инженерные школы эффективно решали задачи социально-экономического развития и обеспечения безопасности страны, внесли существенный вклад в накопление человечеством научных знаний и создание передовых технологий.

На XI съезде Российского союза ректоров Президент России В. В. Путин подчеркнул, что «России нужен технологический прорыв…».

В мае 2023 года распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Концепция технологического развития на период до 2030 года, определяющая вызовы, принципы и цели технологического развития нашей страны (http://government.ru/news/48570/).

Создание и функционирование инженерных классов авиа-строительного профиля является перспективным направлением в области развития промышленной отрасли Российской Федерации, поскольку позволит обеспечить углубленную подготовку обучающихся по базовым естественно-научным дисциплинам и дополнительным общеразвивающим программам, а также создать условия для профориентации обучающихся с целью их последующего поступления в профильные инженерные вузы и по завершении обучения — трудоустройства в организации авиастроительного профиля, в том числе организации оборонно-промышленного комплекса (ОПК) [1].

Инициатива создания инженерных классов в школах Нижегородской области реализуется по поручению Президента России от 07.09.2021 года в рамках национального проекта «Образование». Проект внедряется при поддержке Министерства просвещения РФ и Министерства образования Нижегородской области.

С 2023 года в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Школа № 172» Московского района г. Нижнего Новгорода созданы и функционируют инженерные классы авиастроительного профиля (https://vk.com/wall-202272751_990).

Проект реализуется в сотрудничестве с индустриальным партнером — филиалом публичного акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» — Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»; флагманским вузом — ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национально-исследовательский университет)», под руководством регионального координатора — ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», базового регионального вуза ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», в тесном взаимодействии с учреждениями дополнительного образования — Центром развития творчества детей и молодежи Нижегородской области, детской юношеской спортивной школой «Полет» (г. Нижний Новгород) и Школой прикладного искусства (г. о. г. Чкаловск).

 

 

 

 

Развитие инженерного мышления обучающихся 5В и 6А классов осуществляется через интеграцию основного и дополнительного образования и включение внеурочной деятельности в образовательный процесс школьников. Учебный план в этих классах предусматривает углубленное изучение математики, информатики, физики. А внеурочная деятельность включает в себя три основных курса:

- Авиамоделирование — программа реализуется в рамках сетевого взаимодействия с ДЮСШ «Полет» и Федерацией авиамодельного спорта;

- Наглядная геометрия — авторская дополнительная образовательная общеразвивающая программа, сертифицированная Нижегородским институтом развития образования;

- «Введение в физику» — пропедевтический курс физики для учеников 5—6-х классов. Курс преподает учитель физики высшей квалификационной категории на основе авторской программы кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и управления образовательными системами физического факультета Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Ю. В. Масленниковой.

В сентябре 2023 года совместно с представителями Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» в ДК им С. Орджоникидзе была проведена торжественная церемония посвящения учащихся инженерных классов в юные авиастроители. В «увлекательный полет» прямо из зала Дворца культуры школьники отправились за главным героем праздника Авиошкой. А самыми первыми на борту воображаемого самолета приветствовали ребят почетные гости торжества — исполняющий обязанности министра образования и науки Нижегородской области М. Ю. Пучков и заместитель директора НАЗ «Сокол» по работе с персоналом П. А. Ковшевой. Учащиеся выступили с презентацией своих классов и ярким зажигательным танцем «Россия, мы — дети твои!». Юным авиастроителям вручили почетные значки и памятные подарки от коллектива завода. А сами школьники хором произнесли клятву авиастроителя (https://vk.com/wall-202272751_1035).

В работе с учениками инженерных классов мы используем как ресурсы наших сетевых партнеров, так и внутренние возможности школы. Большую роль в процессе становления инженеров играет музей боевой славы, который является оплотом краеведческого, гражданского и духовно-нравственного воспитания. Он является одной из форм дополнительного образования детей в условиях современной школы, развивающей активность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и популяризации материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

 

 

 

 

Музею боевой славы МАОУ «Школа № 172» — 39 лет. В 1985 году он был создан на основе материалов и личных вещей летчиков 721-го авиаполка. Собранные данные позволили создать экспозицию «История 721-го истребительного авиационного Касторненского орденов Суворова и Александра Невского полка, сформированного в Горьковской области в годы Великой Отечественной войны».

В 2022 году школа стала победителем городского конкурса «Патриоты Нижнего» и обладателем гранта главы города Нижнего Новгорода, представив социально-образовательный проект «Интерактивный музей — связующая нить времен и поколений». Главная цель заключалась в укреплении связи между поколениями и объединении преимуществ традиционного музея с преимуществами применения цифровых и информационных технологий как инновационной формы деятельности. Работа над проектом позволила учащимся лучше изучить историю своих семей, в которых есть династии инженеров, а это способствует формированию комплексной системы профориентации, эффективной адаптации и карьерной реализации молодого поколения и психолого-культурному взаимодействию с социумом старшего поколения.

Необходимо было создать школьное интерактивное пространство, способное воспитать и обучить детей национальным ценностям и жизненным ориентирам, которые помогут им реализовать себя. Важная роль отводится объединению всех участников образовательного и воспитательного процессов единой идеей «Сохранить Память» (https://vk.com/wall-202272751_851).

В ходе практического этапа ученики инженерного класса совместно с родителями и классными руководителями приступили к работе по изучению трудового наследия своих семей. В школе был проведен конкурс «Инженерная династия моей семьи в истории Нижнего Новгорода» (https://vk.com/wall-202272751_1377).

В настоящее время в музее проводятся уроки истории, уроки мужества, встречи с гостями и ведущими специалистами авиастроительного завода «Сокол» (https://vk.com/wall-202272751_1360). Совсем недавно в обновленном музее открылась отдельная экспозиция, посвященная работнику завода — заслуженному летчику-испытателю СССР Борису Владимировичу Ларионову, погибшему в 1993 году во время испытательного полета.

Большое впечатление оставляет видеофильм «За облаками только солнце», содержание которого знакомит с работой различных авиаспециалистов (механиков, инженеров, летчиков-испытателей). Ребята узнают, как повседневную кропотливую работу многотысячного заводского коллектива завершают летчики-испытатели ЛИС (летно-испытательной станции). Ведь даже самый современный, оснащенный совершенной техникой самолет является куском металла, если он лишен главного — Человека. Летчик «одухотворяет» машину, становится ее частью, почти физически сращивается с железной птицей.

 

 

 

 

В музее хранятся высотно-компенсирующий летный костюм Бориса Владимировича, его гермошлем, свидетельство летчика-испытателя первого класса и диплом Горьковского политехнического института. Большой интерес вызывают у ребят приборы двухместного учебно-боевого истребителя МИГ-29 УБ, на котором Ларионов совершал свой последний полет, — ручка управления самолетом (РУС) и указатель скорости (УК). Также внимание детей привлекают и многочисленные награды Бориса Владимировича, необычные фотографии, благодарности.

От экскурсовода школьники узнают, что уже в первый год работы летчиком-испытателем Борис Владимирович осознал необходимость пополнения летного опыта инженерными знаниями. В ноябре 1971 года он поступает в вуз и по его окончании в 1975 году получает диплом инженера-механика. Полученные инженерные знания существенно помогали пилоту в испытательской работе. Перечень предметов в приложении к диплому — наглядное подтверждение тому, насколько широким должен быть диапазон знаний, умений, навыков у авиаспециалиста.

Еще одним из немаловажных условий воспитания будущих инженеров является погружение в среду — для ребят на предприятии введен в практику «Урок на заводе». В музее и цехах «Сокола» школьники познают азы истории авиации, черчения, авиамоделизма.

За полтора года обучения в инженерном классе ребята встретились с ведущими авиаконструкторами завода (https://vk.com/wall-202272751_1360), пообщались с президентом Федерации авиамодельного спорта А. Н. Шевяковым, с кандидатом технических наук, старшим преподавателем кафедры «Энергетические установки и тепловые двигатели» НГТУ П. А. Хиловым, приняли участие в соревнованиях по авиамоделизму (https://vk.com/wall-202272751_855).

Систематическая работа приносит свои результаты. Ученики инженерных классов стали призерами районного интеллектуального проекта «Я — будущий инженер» (https://vk.com/wall-202272751_1312); лауреатами международного турнира «Сила ума: союз математиков» Ассоциации школ Российской Федерации и Республики Беларусь (https://vk.com/wall-202272751_1265, https://vk.com/wall-202272751_1331); победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по математике и по информатике; участниками международного шахматного турнира для педагогов и школьников Ассоциации школ Российской Федерации и Республики Беларусь (https://vk.com/wall-202272751_1238).

Для достижения результатов и педагогам необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство, учиться на протяжении всей педагогической деятельности. Учителя школы № 172 проходят обучение на курсах повышения квалификации в Московском авиационном институте, в Нижегородском институте развития образования, делятся опытом на конференциях различных уровней (https://vk.com/wall-202272751_1367).

 

 

 

 

В январе 2024 года в рамках реализации федерального проекта в нашей школе прошла Международная научно-практическая конференция «Инженерное образование и его пропедевтика для поколения будущего» (https://vk.com/wall-202272751_1359). Проходила она в очном формате с применением дистанционных технологий. Учителя разных профилей педагогической деятельности обсуждали проблемы и делились своим опытом на трех площадках, посвященных вопросу развития логического, математического и инженерного мышления детей дошкольного возраста и школьников.

Выбрав вектор технической направленности, руководящий и педагогический коллектив МАОУ «Школа № 172» ведет целенаправленную работу по созданию условий для формирования единой образовательной и профориентационной системы, способствующей формированию всесторонне развитой, конкурентоспособной личности обучающегося, отвечающей запросам и требованиям времени.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические рекомендации по созданию инженерных классов авиастроительного профиля в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации. — Москва, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования», 2022. — 232 с.

 

Практика школьного воспитания № 2, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм