Становление личности: формирование духовно-нравственных ценностей
Я. М. ЯШИНА,
учитель-логопед ГКОУ
«Специальная (коррекционная) школа»,
г. Выкса
Общество нуждается в личностях, обладающих не только знаниями, но и нравственными ценностями, поэтому духовно-нравственное воспитание младших школьников приобретает все большую актуальность. Семья и школа играют первоочередную роль в этом процессе, поэтому так важно с раннего детства формировать общечеловеческие ценности.
Проблема духовно-нравственного воспитания всегда привлекала внимание ученых. В частности, исследования доктора психологических наук С. В. Ковалева касаются семейного контекста морально-этических ценностей. По его убеждению, полноценное морально-этическое воспитание осуществляется в семье: «если для родителей такие ценности как долг перед обществом, нацией, национальные идеалы, моральные добродетели, патриотизм являются священными, если они действительно определяют ежедневное поведение родителей, то и дети в таких семьях постепенно научатся преодолевать расхождение между определением их важности, необходимости и фактическим соблюдением.
В таких семьях, где соблюдение данных ценностей является законом жизни родителей, дети становятся неподвластными влияниям даже многочисленных негативных примеров окружающей среды» [1].
В ГКОУ С(К)Ш г. Выкса формированию духовно-нравственных ценностей уделяется особое внимание. Область применения — учебная и внеурочная деятельность, межличностное общение со всеми участниками образовательного процесса, программы коррекционных и воспитательных курсов, различные социальные проекты, тематические недели, тренинги с детьми, педагогами и родителями, психолого-педагогическое сопровождение семей и, конечно же, цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В связи с актуальностью вопроса о духовно-нравственных ценностях в воспитании детей было принято решение о проведении исследования среди обучающихся 4-го класса нашей школы (всего 12 человек). Цель исследования — выявление уровня развития у учеников определенных духовно-нравственных качеств. Среди них — готовность к оказанию помощи, уважение к старшим, доброжелательность, доброта, отзывчивость, трудолюбие, стремление к самосовершенствованию, коммуникативная культура, креативность, чувство коллективизма, честность и ответственность, аккуратность.
При проведении диагностики нами учитывались методические рекомендации Л. И. Лаврентьевой, Э. Г. Ериной, Л. И. Тацинской [2]. Так же мы использовали комплексные подходы, включающие наблюдение, диалог и тестовые задания для оценки вышеперечисленных качеств. Результаты оценивались по трехбалльной системе: три балла отражали полноценное и регулярное проявление качества, два балла свидетельствовали о его непостоянном проявлении, а один балл выставлялся в случаях редких или неполных проявлений. Идеальный результат составлял 33 балла.
Проведенный анализ выявил, что большинство исследованных духовно-нравственных качеств не достигли необходимого уровня развития. В рамках нашего исследования среди четвероклассников такие аспекты, как альтруизм, порядочность, ответственное поведение, проявились лишь у четырех из 12 участников. Почтительное отношение к старшему поколению демонстрировали половина детей, в то время как проявления доброты, отзывчивости, трудолюбия и креативности наблюдались у трети испытуемых. Однако ни один из школьников не выявил такие качества, как аккуратность, стремление к саморазвитию и навыки культурного общения.
Суммирование результатов указало на то, что большинство учеников (83 %) демонстрируют низкий уровень развития духовно-нравственных качеств, в то время как лишь 17 % показали средний уровень. В связи с такими показателями, опираясь на психолого-педагогические особенности детей и опыт коллег, была разработана и внедрена программа, направленная на формирование духовно-нравственного потенциала обучающихся, с акцентом на сотрудничество семьи и образовательного учреждения (срок реализации — 2022/2023 учебный год). В процессе разработки программы мы ориентировались на слова В. А. Сухомлинского о том, что настоящее воспитание возможно только в социуме, где глубоко отражаются моральные ценности общества, что и определяет эффективность воспитательных усилий [3].
Работая с детьми, испытывающими трудности в умственном развитии, особое внимание уделялось личностным качествам педагогов, их моральным устоям, от которых зависит атмосфера в коллективе и стиль общения. Педагоги придерживались принципа уважения к личности ребенка, избегая громких звуков, повышения голосовой тональности; стремились сначала поощрять, а потом корректировать поведение, чтобы избежать защитной реакции со стороны ученика, что важно для налаживания взаимопонимания; понимали, что изменения не происходят мгновенно, а требуют терпения и многократных усилий для достижения цели.
В рамках интегрированного образовательного подхода в школьной среде для всестороннего развития детей, включая и духовно-нравственное воспитание, был использован широкий спектр педагогических техник и мероприятий — диалоги, интерактивные занятия, ручной труд, конкурсы, экскурсии, физическая культура, креативные упражнения, а также встречи с вдохновляющими личностями.
Начальный этап обучения был посвящен введению учащихся в основы социального этикета и правила поведения в образовательном учреждении. Через серию бесед на темы «Становление личности», «Основы культурного поведения», «Искусство представления», «Важность общения», «Конфликты и их решение» педагоги стремились создать в классе атмосферу понимания и взаимоуважения, расширяя знания детей об общественных нормах и этикете. На примере учителей, которые встречали каждого с уважением и подавали пример высокой культуры общения, школьники учились взаимодействовать друг с другом.
В процессе обучения речевому этикету нами было акцентировано внимание на употребление вежливых форм обращения, правильной грамматической постановке фраз, а также четкому произношению и способности внимательно слушать собеседника. Использование художественной литературы, включая произведения А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова и С. Маршака, стало неотъемлемой частью учебного процесса, стимулируя детей к размышлениям о моральных поступках и ценностях через обсуждение поведения литературных героев.
Музыкальная составляющая также играет ключевую роль в воспитании общечеловеческих ценностей, способствуя развитию чувства коллективизма и эмпатии. Мы использовали музыку как фон для активных перерывов, занятий и отдыха, тем самым побуждая детей выражать свои чувства и делиться ими.
Закрепляя знания о социальном поведении, были организованы дидактические и сюжетно-ролевые игры, которые позволяли детям практиковать навыки общения в безопасной и поддерживающей среде. Например, в играх «Гостеприимство» и «Этикет в общении» четвероклассники отрабатывали навыки выражения благодарности и приветствия, а также правила приема гостей и собственного поведения в гостях. Игры и упражнения были тщательно отобраны на основе повседневного наблюдения. Адаптировались игровые и образовательные активности к уникальным условиям и возможностям наших воспитанников. Для укрепления социальных и практических навыков использовались разнообразные визуальные материалы, такие как иллюстрации, фотографии и анимационные фильмы, которые в доступной форме напоминали о важности взаимопомощи и эффективного общения.
Особое внимание уделялось урегулированию конфликтов и развитию навыков взаимного согласия через поощрение стремления помогать и поддерживать друг друга. Дети знакомились с историей и культурой страны, города, региона, что способствовало воспитанию патриотических чувств, развитию наблюдательности и познавательной активности. Дни здоровья, проходящие в природной среде, воспитывали физическую силу, ловкость, выносливость и дисциплинированность, морально-волевые качества, любовь к природе и осознание необходимости ее защиты. Встречи с интересными людьми (ветераны, культурные деятели) укрепляли социальные связи и эмоциональный интеллект.
Креативность и стремление к самосовершенствованию поддерживались через различные конкурсы, творческие мероприятия, участие в спортивных соревнованиях, что позволяет нашим ученикам достигать хороших результатов.
После реализации программы мы провели контрольную диагностику уровня духовно-нравственных ценностей четвероклассников и получили данные, что абсолютно все из двенадцати учеников в той или иной степени имели положительные результаты. Общая сумма баллов показала, что по возрастным нормам сформированности духовно-нравственных качеств 67 % детей находятся на среднем уровне и 33 % перешли на высокий и достаточный уровень.
Заключительный этап нашего исследования показал значительное улучшение в демонстрации духовно-нравственных качеств среди детей, особенно в плане креативного самовыражения, что говорит о высокой эффективности внедренной программы. Было углублено их понимание концепций добра и зла, справедливости и честности. Кроме того, наши воспитанники научились проявлять адекватное поведение как внутри школьного коллектива, так и в общественной жизни, уважать старших и быть всегда готовыми помогать нуждающимся. Заметно возросло их желание к саморазвитию и культивированию творческих способностей.
Из нашего опыта становится очевидным, что тщательно спланированная и целенаправленно проводимая работа школы и семьи способствует достижению впечатляющих результатов.
Поэтому одной из главных задач педагогического коллектива является тесное сотрудничество с родителями в организации совместной деятельности по воспитанию подрастающего поколения, использование их творческих возможностей во внеклассной работе и общественного влияния в работе с функционально несостоятельными семьями [4].
Чтобы достигнуть эффективных результатов, взаимодействие с родителями основывается на таких ключевых столпах как доверие, поддержка, взаимопомощь, уважение и взаимопонимание.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ковалёв, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалёв. — Москва : Педагогика, 1988. — 277 с. ISBN 5-09-000427-7
2. Лаврентьева, Л. И. Нравственное воспитание в начальной школе / Л. И. Лаврентьева, Э. Г. Ерина, Л. И. Тацинская // Завуч начальной школы. — 2004. — № 6. — С. 118—119.
3. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. — Минск : Народная асвета, 1981. — 287 с. — URL: https://predanie.ru/book/140175-serdce-otdayu-detyam/ (дата обращения: 10.01.2024)
4. Микерова, Г. Ж. Взаимодействие семьи и образовательных учреждений в организаторской деятельности педагога // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». — Март 2012, ART 1232. — Киров, 2012 г. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-semi-i-obrazovatelnyh-u... (дата обращения: 14.01.2024).
Практика школьного воспитания № 2, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: