Сотрудничество семьи и классного руководителя в воспитании детей
Л. В. КАТИХИНА,
учитель начальных классов
МАОУ «Шутиловская ОШ»,
с. Шутилово, г. о. г. Первомайск
Семья — это первичная среда,
где человек должен учиться творить добро.
В. А. Сухомлинский
Современный стремительный ритм жизни учит наших детей многому: искать любую информацию, необходимую для него, быть лидером в коллективе. Дети становятся мобильными в различных ситуациях, но порой теряется главное: доброта, отзывчивость, внимание к окружающим, сострадание. Поэтому задача семьи и школы в нынешнее время — воспитание в ребенке духовно-нравственных качеств.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, обновленных ФГОС семья занимает лидирующие позиции и находится в ряду важнейших национальных ценностей. И это не случайно — ведь первые уроки ребенок получает в семье. Много споров среди специалистов-ученых и педагогов: кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей — семья или школа? Большинство пришло к правильному выводу: не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять к семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, ее нравственные ценности, ориентации и убеждения. Именно в семье закладывается модель поведения ребенка. А школа должна помогать семье в воспитании подрастающего поколения. И успешное решение поставленной задачи возможно только при сотрудничестве семьи и школы. Огромная ответственность ложится на классных руководителей. Классный руководитель должен построить свою работу так, чтобы родители учеников видели в нем своего помощника, готового прийти на помощь в любой ситуации.
Перед классным руководителем стоят задачи:
- просветительская (научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми);
- консультативная (совместные психолого-педагогические поиски методов эффективного воздействия на ребенка);
- коммуникативная (обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры).
В моем плане воспитательной работы сотрудничество с семьей занимает первое место. В течение учебного года проводится несколько бесед с приглашением родителей: «Традиции нашей семьи», «Профессии наших родителей». Вторая тема очень интересна для младших школьников, дети испытывают гордость за своих пап и мам.
В ходе бесед воспитывается уважение ребенка к членам своей семьи, старшему поколению. Ребята получают возможность увидеть своих близких с другой стороны, а именно интересными и успешными в профессии людьми.
Совместно с родителями ребята готовят проект «Моя семья», в котором рассказывают о своих родственниках, увлечениях, традициях, своих обязанностях в семье. Обязательное условие: разработать и написать правила общения в семье. При выполнении этого проекта воспитывается уважение ко всем членам своей семьи.
Очень интересно и весело проходят с родителями «День Матери», «День будущих защитников Отечества», «День сказки», выпускные вечера, «Веселые старты». Дети с удовольствием принимают участие в этих событиях — они видят поддержку самых близких для них людей (https://shutilschool.edusite.ru/p321aa1detales95.html).
Не остаются в стороне родители и при проведении мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне. Каждый год семьи принимают участие в митинге ко Дню Победы. Второй год наш класс участвует в конкурсе чтецов «Пробуждая сердца», который проводится Общероссийским общественным движением «Бессмертный полк России». Ребята читают стихи о войне, причем они сами решают, кто будет участвовать в конкурсе (https://shutilschool.edusite.ru/p327aa1detales70.html).
Мы приняли активное участие в международном детском конкурсе-фестивале «Мои герои. Музыка Победы», который проводился фондом Оксаны Федоровой в Москве. Каждый год ребята вместе с родителями участвуют в муниципальном конкурсе «Подарок ветерану» — готовят поделки, которые потом дарятся участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. Это воспитывает в ребятах уважение к людям, к истории нашей страны (https://shutilschool.edusite.ru/p317aa1detales166.html).
Ученики наших классов (класс-комплект второго и четвертого года обучения) принимают участие в социальном проекте «Твори добро!». Ребята совместно с учителем и родителями готовят подарки и творческие выступления, с которыми они посещают дом-интернат для пожилых людей и инвалидов, который находится в нашем селе. Дети видят радость стариков, и понимают, что они делают доброе дело (https: //shutilschool.edusite.ru/p215aa1detales11.html).
Не оставляем без внимания и дошкольное отделение нашей школы. Предварительно мы репетируем сказку, а затем показываем ее ребятам в детском саду. А родители помогают в подготовке костюмов и декораций. Так показали уже «Репку», «Колобок», «Теремок».
Здесь перечислена лишь небольшая часть совместной работы педагога и родителей. Я рада тому, что родители моих учеников увидели во мне друга и помощника в воспитании своих детей.
Практика школьного воспитания № 2, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: